Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширение представления детей о явлениях неживой природы и рукотворном мире - солнечный свет, осветительные приборы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyyurokrtskm.docx6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.

Воспитатель: Игнатьева Альбина Петровна.

«Световой день»

Цель: Расширение представления детей о явлениях неживой природы и рукотворном мире - солнечный свет, осветительные приборы.

Задачи:   Формировать интерес к возникновению отдельных предметов.

                Развивать наблюдательность, любознательность, зрительное восприятие окружающей природы.

                Воспитывать бережное отношение к природе и рукотворному миру.

Материал: часы «Времена года», карточки с сюжетами частей суток, сундучок с предметами : солнышко, фонарик, лампочка.

Предварительная работа: Заучивание стихотворения С.Маршака «Апрель». Разучивание загадок с детьми. Работа с календарем «Времена года». Повторение частей суток. Знакомство с предметами быта.

Световой день.

Чтение с детьми стихотворения  С.Маршака «Апрель».

Воспитатель задает вопросы детям:

- О каком времени года нам рассказывает это стихотворение? (о весне)

- Когда приходит к нам весна, после какого времени года? (после зимы)

- Назовите все времена года по порядку. (зима, весна, лето, осень)

Каким цветом на наших часах «Времена года» обозначена зима?весна?лето?осень? (синим, зеленым, красным , желтым)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?» Раздает сюжетные карточки. Просит детей назвать часть суток, изображенную на карточке, объяснить свой ответ.

- Эта часть суток – утро, потому что…

- Эта часть суток – вечер, потому что…

- Эта часть суток – день, потому что…

- Эта часть суток – ночь, потому что…

(Ответы детей обсуждаются и, при необходимости, дополняются)

Сюрпризный момент – Волшебный сундучок.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что у меня есть. Это – волшебный сундучок. В нем лежат предметы, названия которых можно узнать, если отгадать загадки. А загадки мне помогут загадать ребята.

Даша Н.: Утром рано встает.

                Лучиками глазки протрет.

                Улыбнется, рассмеется

                И всех будить начнет… (солнышко)

Вова К.: В кулак его зажму

                На кнопочку нажму.

                Светлячок, мой светлячок,

                Дай мне лучиков пучок!... (фонарик)

Саша Г.: Чудеса на потолке –

                Повисло солнце на шнурке! …(лампочка)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки! А как вы думаете, почему все эти предметы оказались в одном сундучке? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что все они дарят людям свет). Ребята, а хотите узнать, почему человек изобрел искусственный свет?

«Давным-давно у человека не было ни дома, ни кровати, ни стола, ни стульев. Он жил в лесу. Днем ему светило….что? (солнышко). Было светло, человек мог пойти собрать ягоды, грибы. Пойти на речку и поймать…кого? (рыбку). Но, когда наступал вечер, человеку было плохо. Как вы думаете, почему? (темно, плохо видно, солнышка нету). А что надо сделать, чтобы вечером в лесу было светло? (разжечь костер). Да, человек разжигал костер. Костер освещал лес, отпугивал лесных проказников. Как вы думаете, кого? (волка, медведя). Все было хорошо, но человек, как и вы, не любил долго сидеть на одном месте. Ему хотелось погулять по вечернему лесу. Отойдет подальше от костра и уже ничего не видит. И вот однажды человек увидел, как в траве что-то сверкает. Как будто звездочки упали с неба на траву и цветы. Как вы думаете, что ночью может так сверкать? (светлячки). И тогда человек решил носить с собой маленькие огоньки. Долго думал, как это сделать? Сначала человек носил угольки на камушке. Не на ладошке, чтобы горячо не было. А потом придумал стекло, а внутрь вставлял свечку. Прошло немного времени и человек придумал фонарик.  Пальчиковая игра «Фонарики»  От чего может работать электрический фонарик?(от батареек). А дома лампочка от чего работает? (от электричества). А какие еще приборы работают от электричества? (утюг, пылесос, телевизор). Кто дома может включать электрические лампочки и электрические приборы?(Только взрослые). Что может произойти, если дети будут включать приборы или лампочки?(ответы детей обсуждаются)»

В конце проводится дидактическая игра «Найди и опиши»

На столе лежат карточки с изображением различных осветительных приборов, солнца, светляков.

- Найдите предметы, которые светят, но не сделаны руками человека? (солнце, светлячки)

- Кто такие светлячки? (насекомые, букашки)

- Что такое солнце? (самая большая звезда)

- Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать свое жилище? (настольная лампа, свеча, люстра и т.д.)

- Найдите приборы, которые работают от электричества? (электрочайник, холодильник, стиральная машина и т.д.)

- Давайте разделим наши предметы на те, что сделаны руками человека (эти предметы называются рукотворными) и те, что созданы природой.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.

На занятии дети знакомятся с историей возникновения электрической лампочки. Узнают как раньше люди освещали свои жилища....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Что нам стоит дом построить".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Что нам стоит дом построить"....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Листопад" старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность с детьми. Формирование целостной картины мира.  «Листопад». Воспитатель:  Васильева Л.Н. Возраст: 5-6 лет Форма провед...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "Путешествие в зимний лес"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  Тема: "Путешествие в зимний лес"...