«Кладовая земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Кладовая земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_zemli.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление дошкольного образования
Альметьевского муниципального района»
Альметьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №37 «Сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Кладовая земли. Песок»
Воспитатели: Трофимова И.В.
Мелешкина Л.А.
Альметьевск 2014г.
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- продолжать знакомить детей со свойствами сухого (сыпучесть) и мокрого песка, способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.
- учить передавать задуманный образ в рисунке.
- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.
- воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Художественное творчество»
Использование следующих технологий:
1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.
2. Социоигровая технология – работа в малых группах.
3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (игра)
Активизация словаря:
Сыпучий, липкий, фильтрует, лупа, песочные часы.
Материал:
Песок морской (промытые), пластмассовая бутылочка, трубочка, коробочки (для рисования), салфетки влажные, вода, подносы, лупа, тарелочка фарфоровая с песком, мультимедиа и слайды (песочные картины).
Ход образовательной деятельности.
(Дети входят в зал, здороваются с гостями).
В.- Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами песка, преодолеем несколько экспериментов и займемся необычным рисованием.
Звучит музыка А.Рамиреса «Странники» (муз.заставка к телепередаче «В мире животных»). В зал заходит корреспондент, с микрофоном, обращается к залу:
К. - Здравствуйте, дети, здравствуйте гости! Я корреспондент газеты «Экологическая правда». Пришла к вам на занятие, чтобы собрать информацию для своей газеты о мире живой и неживой природы.
К. – Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое «экология»? (ответы гостей, детей, воспитателя).
В. – Экология – это наука, которая изучает как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.
Д. – 1. Природа наш лучший верный друг.
2. Бережное отношение к растениям и животным.
3. Взаимоотношения человека и природы.
4. Охрана живой и неживой природы.
К. – Какие правила поведения в природе вы знаете?
Д. – Нельзя ломать ветки, кидать мусор, не играть с огнем.
К. – Молодцы, надеюсь, что вы не только знаете, но и соблюдаете эти правила.
К. – Ребята, я вам загадаю загадку, а вы её отгадайте:
«На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны».
- Что это? (Глобус).
- Кто из вас знает, что это такое?
Д. – Глобус. 1. Это наша земля. 2. Планета на которой мы живем.
К. – (включает колонку «Голоса птиц»). Какая удивительная планета – Земля.
- Ребята, а какими красками разукрашен глобус и они обозначают?
Д. – 1. Больше всего синего цвета – это вода: моря, океаны, озера и реки.
2. Есть зеленый цвет – это леса. 3. Белый цвет – это льды, снега. 4. Желтый цвет – это пустыня.
К. – В этот холодный день я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на берег Черного моря
Физминутка.
В. –А отправимся на поезде.
А-а-а – ехать нам пора,
Ух-ух-ух – мчится поезд во весь дух.
Зу-зу-зу – сто вагонов я везу,
Же-же-же – мы приехали уже. (во время движения слайд шоу: поля, зеленый лес, море, песок)
В. - Скажите, что вы здесь видите (ответы детей по слайд шоу: вода, парусник, птицы, песок).
- Это берег Черного моря.
В. – Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
«Он желтый и сыпучий
На берегу насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть.
- Что это? (песок)
В. - Ребята как вы думаете, песок - это живая или неживая природа? Почему?
Д. - Песок - это неживая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.
К. – Как вы думаете, откуда берется песок?
Д. –
К. - Я предлагаю посмотреть фильм о песке.
Рассказ о песке по слайдам. (дети сидят на стульчиках).
Песок – кусочки породы. Песок получается когда распадается камень под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка – это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи. Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, белым и даже чёрным.
К. – А сейчас мы узнаем из чего состоит морской песок? Пройдите за мной к столам, займите свои рабочие места.
К. - Скажите дети, что у нас лежит на подносах? (дети отвечают).
Опыт 1.
К.. – Возьмите, пожалуйста, лупы и внимательно рассмотрите песок.
К. - Скажите мне, из чего он состоит?
Д. – Песок состоит из мелких песчинок.
К. –Какие они? Какие они по цвету?
Д. – Они маленькие, белые, желтые, полупрозрачные.
К. – Посмотрите внимательно, какой формы песчинки?
Д. – Они круглой формы.
К. - Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).
Д. - Микроскоп.
К. –А сейчас мы рассмотрим песок под микроскопом, и увидим, что песчинки самые разные по форме, по цвету.
К. – Вы заметили, какой формы песчинки?
Д. – Они все разной формы, песчинки отделены друг от друга.
К. - Песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов.
В. – Ребята, возьмите песочные часы, которые вы изготовили сами, переверните их, и посмотрите, как сыпется песок и песчинки отделяются друг от друга.
- Легко сыпется песок? (Да).
- Что можно сказать про песок? Какой он?
Д. - Он сыпучий.
К. – Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, состоит из мелких песчинок, круглой формы, белые, желтые, полупрозрачные, песчинки отделены друг от друга.
В. – Сейчас с берега моря мы отправимся в пустыню.
Опыт 2.
В. – А сейчас мы с вами устроим «песчаную бурю» (на каждого ребенка бутылочка с песком и трубочка).
В. – Подуем в трубочку. Что происходит с песчинками?
Д. – Они разлетелись, сдуваются, и легко двигаются.
В. – А сейчас налейте немного воды в бутылочку и снова подуйте на песок.
- Песчинки сдуваются?
Д. – Нет.
В. – Почему?
Д. – Песчинки прилипли друг к другу.
В. – Чем отличается влажный песок от сухого?
Д. – Сухой песок рассыпается, а влажный нет, а еще из влажного можно лепить.
Показ слайд-шоу "Пустыня".
В. - Посмотрите ребята на экран. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне. (рассказы детей)
Рассказ воспитателя.
- В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.
В. – Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как происходит такое явление в природе.
Фильм «Песчаная буря» 1 мин.
В. – Как вы думаете, хорошо путникам в такой песчаной буре?
Д. – Нет. Песок забивается в глаза, уши, нос, под одежду. По песку тяжело передвигаться, ноги утопают, песок забивается в обувь.
Игра «Ветер, солнце, дождь».
В. – А сейчас поиграем в игру «Ветер, солнце, дождь» и узнаем, как сухой песок разлетается по ветру и скрепляется между собой после дождя.
Опыт 3.
К. – Ребята, я в своей газете «Экологическая правда» написала много заметок об охране природы, о том, что деятельность человека губит, загрязняет реки, ручейки, родники.
- А вы знаете, что помогает очищать воду? И хочу показать вам опыт, как песок фильтрует воду. (показ опыта).
К. – Что произошло с грязной водой, которую я пропустила через песок, как она изменилась?
Д. – Стала чище, прозрачнее.
К. – Почему вода очистилась?
Д. – Вся грязь осталась в песке, песчинки задержали ее.
К. – Песок находится не только на берегу морей и в пустынях, но и под землей. Песок – это природный фильтр, он очищает воду.
К. – Для чего еще используется песок?
Д. – Для игр, при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах, при тушении пожаров.
В. - С песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке.
В. – Сейчас мы с вами станем художниками. Перевернем песочные часы и за это время постараемся выполнить свою работу.
Рисование на песке с пальчиками.
В. – Ребята, нам пора в детский сад. Отправимся мы в обратный путь на самолете.
Руки ставим мы вразлёт-
Получился самолет.
В. – Мы пилоты, заводим двигатели (вращение рук перед грудью р-р-р). Самолеты загудели з-з-з,
Самолеты полетели,
На площадку тихо сели!
(Со звуком «з» усиливая и ослабляя силу бег врассыпную голоса, дети наклонившись на одну сторону останавливаются и садятся).
В. – Вот и закончилась наше путешествие. Как много мы узнали сегодня?
К. - Ребята, а что нового я могу написать в своей газете?
Д. – Песок состоит из множества маленьких песчинок. Песчинки разной формы. Сухой песок сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу.
К. – Спасибо большое! Ребята, я много узнала, сделала интересные снимки и меня ждут в редакции. До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект "Кладовая земли"
Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
Программное содержание:1. Формировать представление у детей о подземных богатствах. 2. Познакомить детей с поле...
Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"
Раздел "Познание". Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием че...
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....
Проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Кладовая земли"
Проект по исследовательской деятельности с детьми...
Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....
Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"
Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...