«Кладовая земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Кладовая земли»     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_zemli.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление дошкольного образования

Альметьевского муниципального района»

Альметьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №37 «Сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Кладовая земли. Песок»

                                                                     

           

                                                                     

                                                                              Воспитатели: Трофимова И.В.

                                                                                                      Мелешкина Л.А.                                      

Альметьевск 2014г.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей со свойствами сухого (сыпучесть) и мокрого песка, способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.

-  учить передавать задуманный образ в рисунке.

- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.

- воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Художественное творчество»

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (игра)

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий,  фильтрует, лупа, песочные часы.

Материал:

Песок морской (промытые), пластмассовая  бутылочка, трубочка,  коробочки (для рисования), салфетки влажные, вода, подносы, лупа, тарелочка фарфоровая с песком, мультимедиа и слайды (песочные картины).

Ход образовательной деятельности.

(Дети входят в зал, здороваются с гостями).

В.- Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами песка, преодолеем несколько экспериментов и займемся необычным рисованием.

Звучит музыка А.Рамиреса «Странники» (муз.заставка к телепередаче «В мире животных»). В зал заходит корреспондент, с микрофоном, обращается к залу:

К. - Здравствуйте, дети, здравствуйте гости! Я корреспондент газеты «Экологическая правда». Пришла к вам на занятие, чтобы собрать информацию для своей газеты о мире живой и неживой природы.

К. – Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое «экология»? (ответы гостей, детей, воспитателя).

В. – Экология – это наука, которая изучает как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.

Д. – 1. Природа наш лучший верный друг.

2. Бережное отношение к растениям и животным.

3. Взаимоотношения человека и природы.

4. Охрана живой и неживой природы.

К. – Какие правила поведения в природе вы знаете?

Д. – Нельзя ломать ветки, кидать мусор, не играть с огнем.

К. – Молодцы, надеюсь, что вы не только знаете, но и соблюдаете эти правила.

К. – Ребята, я вам загадаю загадку, а вы её отгадайте:

 «На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны».

- Что это? (Глобус).

- Кто из вас знает, что это такое?

Д. – Глобус. 1. Это наша земля. 2. Планета на которой мы живем.

К. – (включает колонку «Голоса птиц»). Какая удивительная планета – Земля.

- Ребята, а какими красками разукрашен глобус и они обозначают?

Д. – 1. Больше всего синего цвета – это вода: моря, океаны, озера и реки. 

2. Есть зеленый цвет – это леса. 3. Белый цвет – это льды, снега. 4. Желтый цвет – это пустыня.

К. – В этот холодный день я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на берег Черного моря

Физминутка.

В. –А отправимся на поезде.

А-а-а – ехать нам пора,

Ух-ух-ух – мчится поезд во весь дух.

Зу-зу-зу – сто вагонов я везу,

Же-же-же – мы приехали уже. (во время движения слайд шоу: поля, зеленый лес, море, песок)

В. - Скажите, что вы здесь видите (ответы детей по слайд шоу: вода, парусник, птицы, песок).

- Это берег Черного моря.

В. – Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

«Он желтый и сыпучий

На берегу насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть.

- Что это? (песок)

В. - Ребята как вы думаете, песок - это живая или неживая природа? Почему?

Д. - Песок - это неживая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.

К. – Как вы думаете, откуда берется песок?

Д. –

К. - Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

Рассказ о песке по слайдам. (дети сидят на стульчиках).

Песок – кусочки породы. Песок получается когда распадается камень под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка – это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи. Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, белым и даже чёрным.  

К. – А сейчас мы узнаем из чего состоит морской песок? Пройдите за мной к столам, займите свои рабочие места.

К. - Скажите дети, что у нас лежит на подносах? (дети отвечают).

Опыт 1.

К.. – Возьмите, пожалуйста, лупы и внимательно рассмотрите песок.

К. - Скажите мне, из чего он состоит?

 Д. – Песок состоит из мелких песчинок.

К. –Какие они? Какие они по цвету?

Д. – Они маленькие, белые, желтые, полупрозрачные.

К. – Посмотрите внимательно, какой формы песчинки?

Д. – Они круглой формы.

К. - Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Д. -  Микроскоп.

К. –А сейчас мы рассмотрим песок под микроскопом, и увидим, что  песчинки самые разные по форме, по цвету.

К. – Вы заметили, какой формы песчинки?

Д. – Они все разной формы, песчинки отделены друг от друга.

К. - Песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов.

В. – Ребята, возьмите песочные часы, которые вы изготовили сами, переверните их, и посмотрите, как сыпется песок и песчинки отделяются друг от друга.

- Легко сыпется песок? (Да). 

- Что можно сказать про песок? Какой он?

Д. -  Он сыпучий.

К. – Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, состоит из мелких песчинок, круглой формы, белые, желтые, полупрозрачные, песчинки отделены друг от друга.

В. – Сейчас с берега моря мы отправимся в пустыню.

Опыт 2.

В. – А сейчас мы с вами устроим «песчаную бурю» (на каждого ребенка бутылочка с песком и трубочка).

В. – Подуем в трубочку. Что происходит с песчинками?

Д. – Они разлетелись, сдуваются, и легко двигаются.

В. – А сейчас налейте немного воды в бутылочку и снова подуйте на песок.

- Песчинки сдуваются?

Д. – Нет.

В. – Почему?

Д. – Песчинки прилипли друг к другу.

В. – Чем отличается влажный песок от сухого?

Д. – Сухой песок рассыпается, а влажный нет, а еще из влажного можно лепить.

Показ слайд-шоу "Пустыня".

В. - Посмотрите ребята на экран. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне. (рассказы детей) 

Рассказ воспитателя.

-  В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.

В. – Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как происходит такое явление в природе.

Фильм «Песчаная буря» 1 мин.

В. – Как вы думаете, хорошо путникам в такой песчаной буре?

Д. – Нет. Песок забивается в глаза, уши, нос, под одежду. По песку тяжело передвигаться, ноги утопают, песок забивается в обувь. 

Игра «Ветер, солнце, дождь».

В. – А сейчас поиграем в игру «Ветер, солнце, дождь» и узнаем, как сухой песок разлетается по ветру и скрепляется между собой после дождя.

Опыт 3.

К. – Ребята, я в своей газете «Экологическая правда» написала много заметок об охране природы, о том, что деятельность человека губит, загрязняет реки, ручейки, родники.

- А вы знаете, что помогает очищать воду? И хочу показать вам опыт, как песок фильтрует воду. (показ опыта).

К. – Что произошло с грязной водой, которую я пропустила через песок, как она изменилась?

Д. – Стала чище, прозрачнее.

К. – Почему вода очистилась?

Д. – Вся грязь осталась в песке, песчинки задержали ее.

К. – Песок находится не только на берегу морей и в пустынях, но и под землей. Песок  – это природный фильтр, он очищает воду.

К. – Для чего еще используется песок?

Д. – Для игр, при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах, при тушении пожаров.

В. -  С песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке.

В. – Сейчас мы с вами станем художниками. Перевернем песочные часы и за это время постараемся выполнить свою работу.

Рисование на песке с пальчиками.

В. – Ребята, нам пора в детский сад. Отправимся мы в обратный путь на самолете.

Руки ставим мы вразлёт-

Получился самолет.

В. – Мы пилоты, заводим двигатели (вращение рук перед грудью р-р-р). Самолеты загудели з-з-з,

Самолеты полетели,

На площадку тихо сели!

(Со звуком «з» усиливая и ослабляя силу бег врассыпную голоса, дети наклонившись на одну сторону останавливаются и садятся).

В. – Вот и закончилась наше путешествие. Как много мы узнали сегодня?

К. - Ребята, а что нового я могу написать в своей газете?

Д. – Песок состоит из множества маленьких песчинок. Песчинки разной формы. Сухой песок сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу.

К. – Спасибо большое! Ребята, я много узнала, сделала интересные снимки и меня ждут в редакции. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Кладовая земли"

Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"

Раздел "Познание".  Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием че...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....

Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"

Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...