Экологическая викторина. Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о заповеднике «Малая Сосьва».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_viktorina.docx | 638.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Улыбка»
Экологическая викторина.
Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».
Выполнили: Гафарова М.В
Кондратьева Н.В
п. Малиновский 2013
Экологическая викторина.
Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».
Цель викторины: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о заповеднике «Малая Сосьва».
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о заповеднике «Малая Сосьва»;
- закреплять знания детей о животном и растительном мире заповедника;
- закреплять у детей понятие – «Красная книга».
Развивающие:
- внимание, логику и мышление;
- поисковую деятельность детей, умение находить решения в проблемных ситуациях;
- умение прислушиваться к мнению сверстников.
Воспитательные:
- интерес и любознательность;
- бережное отношение к живой и неживой природе заповедника;
- этические нормы – соблюдать правила поведения в заповеднике.
Методы и приемы:
Словесный (рассказ, беседа, пояснения, указания, худ. слово).
Наглядный (демонстрация, показ).
Игровой (дидактические игры, подвижная игра).
Практический (действия с карточками, самостоятельная, продуктивная деятельность детей).
Используются средства ИКТ, с помощью которых подготовлены презентации для конкурсов викторины.
Оборудование:
- мольберты,
- иллюстрации из книги В.Бианки «Чей нос лучше»,
- книги С.Лагерлеф «Путешествие с дикими гусями», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», А.Погорельский «Черная курица или подземные жители», Г.Х Андерсен «Гадкий утенок», Г.Х Андерсен «Дикие лебеди», Г.Х Андерсен»Дюймовочка», И.А.Крылов «Ворона и лисица», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»,
- 9 карточек «правила поведения в природе»,
- Игра «Мы в заповеднике друзья»,
- Иллюстрации птиц в полете: утка, гусь,
- Конверты с фотографиями: кедровка, еловая шишка, ветка березы.
СОДЕРЖАНИЕ ВИКТОРИНЫ:
Звучит фонограмма «Голоса птиц нашего края»,
в зал входят две команды детей: «Лесовички» и «Гномики», встают в круг.
П: Дети, посмотрите, что я сегодня принесла. Вы знаете, что это?
Д: Это карта, карта нашей Родины.
П: А как называется наша Родина?
Д: Россия.
П: А вы знаете, что обозначается на карте - голубым и синим цветом?
Д: Это моря, озера и реки.
П: А, что обозначено на карте - зеленым цветом?
Д: Леса, луга и поля.
П: Коричневым обозначены холмы и возвышенности, а желтым - пески. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше?
Д: зеленого.
П: Наша страна богата лесами, полями, лугами, цветами. В наших лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озерах - рыбы.
П: Лес для насекомых, птиц, зверей, растений - дом родной. Люди приходят в этот дом только, как в гости, но часто забывают и ведут себя в лесу просто ужасно: ломают деревья, губят цветы, загрязняют водоемы, кричат, шумят, мусорят, пугают хозяев леса птиц и зверей. Неуютно становится им в лесу. Тогда умные и добрые люди придумали и создали заповедники.
Современник, ты – мой собеседник
Чем встревожен, молчишь отчего?
Приглашаю тебя в Заповедник,
Ты входи без боязни в него!
Здесь ручей самый чистый струится,
Здесь листва, как старинная медь,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Все вокруг говорит о доверье –
Светлый лес с островками цветов,
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.
А отсюда ты выйдешь добрее,
Мир зеленый всем сердцем любя.
И до самой дороги деревья,
Как родного проводят тебя.
Раим Фархади. «Заповедники»
П: А вы знаете, что такое "заповедник"?
Ответы детей.
П: Заповедник - это почти сказочный лес. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.
В нашем районе есть заповедник, который называется «Малая Сосьва» (Показывает фото заповедника)
П: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре, которая посвящена заповеднику «Малая Сосьва».
1.КОНКУРС: «Птицы из заповедника ».
ВОПРОС : «У какой…?»
1. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной, белой совы. Совята, вылупляются в разное время).
2. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)
3. У какой птицы самая большая семья? (У куропатки.)
Вопрос: «Какая…?»
1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)
2.КОНКУРС: «Узнай и назови».
В этом конкурсе игрокам предоставляется возможность узнать диких животных по фотографиям, описаниям с помощью загадок, схем.
Задание №1: «Животные заповедника».
горностай | ||
росомаха | ||
соболь |
Задание №2: «Чей нос лучше»
У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Сейчас, мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму?
1. Назовите, чьи это клювы?
(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек;
(2 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица;
(3 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).
Задание №3: «Кто как летает»
По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).
1. Назовите, кто летит.
(1 – утка).
3. Назовите, кто летит.
( 2 – гусь).
3.КОНКУРС: «Лесные загадки».
Задание №1: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
Задание №2 : «Загадки о животных?»
В этой категории каждой команде предлагается ответить по 2 загадки.
1Живёт в дупле, живёт - в гнезде, Лесной орех, грибы таскает. И на немалой высоте Пушистый хвост, как луч, мелькает. (Белка) | Уши длинные, несмелый. То он серый, то он белый. То бежит, а то уж скачет, Куцый хвост от волка прячет. (Заяц) |
2 Как ветви у него рога! Он благородный. Он пятнистый. Обходит сочные луга, В жару идёт же в лес тенистый. (Олень) | Оленям брат. Рога – лопаты. Сам очень крупный. Нос горбатый. Хоть вид суровый, но не хмурый. Окрас же шерсти - тёмно-бурый. (Лось) |
3Хвост веслом! Пловец отменный! Да и мех имеет ценный, Строит «хатки» и плотины Из ветвей, камней и тины. (Бобр) | Враг полёвок, птиц и белок, Не упустит всех, кто мелок. Цвет каштановый, лоснится. Это шустрая… (Куница) |
4.КОНКУРС: «Из какой мы сказки?»
П: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас, мы вспомним о некоторых из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также выбрать книгу, назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
Каждой команде предлагается ответить на 2 вопроса.
1. а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
5. КОНКУРС: «Защитники природы».
Задание №1: «Пословица, не даром молвится».
П: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о лесе. Давайте, вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1.Дерево узнаётся по плоду,…( а человек – по труду.)
Лес и вода – ..(родные брат и сестра.)
Лес да цветы – земное царство, ..(воздух в лесу – лучшее лекарство.)
Кто лес любит, …(тот его не губит.)
2. Лес – друг ..(здоровья человека.)
Сажай лес в поле – ..(будет хлеба боле.)
Сломить деревце – секунда, ..(а вырастить – года).
Срубил дерево – ..(посади два.)
3. Леса от ветра защищают,..( урожаю помогают.)
Зелёная ограда – ..(полям отрада.)
Нет милей чудес,..( чем наш русский лес)
Великое древо …(на воле растёт).
6. КОНКУРС : «Правила поведения на природе».
Команды, по очереди отвечают на вопросы.
П: Пока жури подводит итоги, предлагаю вам провести небольшую разминку:
-Мы в заповеднике друзья (шагаем)
-И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
-Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
- И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
- Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
-А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
-Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
- Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)
П: По итогам подведения результатов викторины, победила – ДРУЖБА. Обе команды оказались отличными знатоками о заповеднике «Малая Сосьва», обладающими, знаниями не только о растительном и животном мире заповедника, но и ответами на вопросы, как вести себя в природе, как нужно беречь, охранять и любить родную природу.
П: Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле. И пусть заповедные земли нашей страны не скудеют, а растут и умножаются.
Список рекомендуемой и используемой литературы
Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2002.-64с.
Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М.:ТЦ Сфера,2010.-192с.
Ердаков Л.Н. Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). – Новосибирск, 1996.
Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Программа по экологии для дошкольного обучения. «Играя, обучаемся» Сб. мат. по экологическому просвещению. № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 1999.
Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.
Молодцова З.В. Занимательная экология. – Новосибирск, 1997.
Окно в мир. Экосистемы: Детское образовательное пособие по экологии. – М., 1996.
Нянковский М.А. О ребятах и зверятах. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе.- Ярославль: Академия развития,2007.-256с.
Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.
Синицына Е.И. Умные загадки – М.: «Лист»,1999.-144с.
Чаплина В. Птицы в нашем лесу. – М., Малыш, 1984.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: Издательство ГНОМ и Д,2008 -96с.
Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера,2008.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность....
Непосредственно образовательная деятельность: Познание (формирование целостной картины мира) Тема: «Путешествие по природному заповеднику «Малая Сосьва». /подготовительная группа/
занятие "Путешествие по природному заповеднику "Малая Сосьва"...
Чудесный мир заповедника "Малая сосьва".
Конспект НОД по окружающему миру....
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".
Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...
Исследовательский проект "Животный мир заповедника "Малая Сосьва"
Актуальность проекта заключается в том, чтобы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты-Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" . "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" . "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)...
Авторские стихи группы "Пчелка" о заповеднике "Малая Сосьва", ХМАО-ЮГРА.
Стихи придуманные ребятами нашей группы в соответствии с ИПМ на 2020-2021г....