Непрерывная непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром « Почему наш округ называется ненецким?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: воспитывать гражданина и патриота своей малой Родины.

Задачи: продолжать знакомить детей с играми, литературой ненецкого народа; расширять знания о быте, жизни, культуре коренного населении ; развивать любознательность; воспитывать уважительное отношение к родной земле, к традициям ненецкого народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром « Почему наш округ называется ненецким?»

Цель: воспитывать гражданина и патриота своей малой Родины.

Задачи: продолжать знакомить детей с играми, литературой ненецкого народа; расширять знания о быте, жизни, культуре коренного населении ; развивать любознательность; воспитывать уважительное отношение к родной земле, к традициям ненецкого народа.

Материалы: запись песни М. Бернесса « С чего начинается Родина?»; книга « Оленные люди»; раскраски с изображением чума.

- Ребята, послушайте  песню. (Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается Родина?»)

- О чём поётся в  песне? (О Родине)

- Как называется наша  малая Родина, округ, в котором  мы проживаем?   ( Ненецкий автономный округ)

- Почему он так называется? (здесь живут ненцы)

-В нашем округе живут ненцы, русские, коми и люди других национальностей, но коренным народом Севера в Ненецком автономном округе являются ненцы.

- А сейчас мы с помощью ненецких загадок попытаемся вспомнить о традиционных занятиях ненцев.

Первая загадка.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? ( олень)

-Правильно, олень! А основное занятие ненцев - оленеводство. ( показ фотографий из книги «Оленные люди»)

Олени (ты) круглый год живут на подножном корме ( ягель, грибы ) и под открытым небом. Оленеводы выбирают пастбища, перегоняют стада оленей, помогают им обученные пастушьи лайки.

Оленьи стада ( нэсы ) основную часть времени находятся под наблюдением оленеводов пастухов, которые на легковых упряжках объезжают стадо и оберегают его от волков, часто нападающих на оленей, особенно осенью в тёмное время суток.

Вторая загадка.

Крылья есть – не летаю, ноги есть – не хожу,

В небо не смотрю, звёзд не считаю, от людей убегаю. ( рыба)

-Правильно, рыба! Значит, чем ещё занимаются ненцы? (рыболовством) ( показ фотографий из книги «Оленные люди» )

Рыболовство является весьма важным источником питания ненцев, особенно в летнее время. Тундровые реки и озёра богаты рыбой. На небольших речках ненцы ловят рыбу сетями ( фотография ).

- А сейчас – три загадки!

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. (белка)

Зимой около пенька его не видно. ( заяц )

Летом – серая, зимой – белая. ( куропатка)

- Кто догадался. Чем ещё занимаются ненцы? (охотой)

- Правильно. Это занятие называется – охота. (показ фотографий из книги « Оленные люди»)

Физминутка подвижная ненецкая игра« Прыжки через нарты»

2 часть. Дети, послушайте стихотворение ненецкого поэта Алексея Пичкова. Оно о ненецких детях, которые, как и их родители, прекрасно умеют управляться с оленьими упряжками.

Едем в тундру на оленях:

«Кыш. кыш, кыш!» да « хов, хов, хов!»

Рядом с нами едут тени

По долинам, меж бугров.

Едем в тундру на упряжках,

Бьют копыта: « Тах, тах, тах!».

И бегут легко олени,

Вдаль уверенно спешат.

А в родном своём селенье

Ждут родители ребят.

Ненецкие дети до школы кочуют вместе с родителями. Что означает « кочуют?» Олени не могут долго оставаться на одном месте, потому что заканчивается корм, поэтому оленеводы перекочёвывают с места на место. Мальчики больше времени проводят с отцом, помогают ему выполнять мужскую работу: пасти оленей, рыбачить, охотиться (показ фотографий).

Женщина является хранительницей очага, держательницей священного огня и дыма. Основное занятие женщины – чум, домашнее хозяйство – здесь женщина хозяйка.

Традиционным жилищем ненцев является чум. На языке ненцев он называется «мя». Он имеет коническую форму. Его можно разобрать и собрать снова (показ фотографий).

- Что за чудо этот дом!

И тепло и сухо в нём.

В печке огонёк играет,

И мороз нас не пугает!

- что это за чудесный дом? (чум)

-Дети, вы хотели бы пожить в таком доме? (конечно)

-Тогда за работу! Надо раскрасить чум и дорисовать пейзаж рядом с чумом. Какое время года сейчас? (осень)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового и интересного о жизни, занятиях и традициях ненецкого народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».

Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».

Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...

Непосредственная образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром по теме: «Россия огромная страна»

Презентация может использоваться на тематическом занятии К дню всенародного единства, а также для ознакомления детей старшей группы с понятиями Россия, Родина, символика государства, памятники культур...

Учебно-методический комплект по образовательным областям «Познавательное развитие» непосредственной образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Состав комплекта:- конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной группе второго года обучения по теме «Домашние животные»;- опорные таблицы;- картотека упражнений...