Методика ознакомления с природой детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

Григорьева Александра Владиславовна

План.

1.     Роль природы в формировании личности ребенка

2.      Особенности представлений о природе дошкольников.

3.     Задачи и содержание ознакомления детей с природой

4.     Условия, необходимые для ознакомления детей с природой (уголок с животными и растениями, участок детского сада)

5.     Методы ознакомления детей с природой: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, игра, элементарные опыты, моделирование, рассказ педагога о предметах и явлениях природы, использование художественной природоведческой литературы, беседа, труд детей в природе.

6.     Формы ознакомления детей с природой: занятие, экскурсия в природу, ознакомление с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.

7.     Планирование работы по ознакомлению детей с природой на разных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_oznakomleniya_s_prirodoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ознакомления.

План.

  1. Роль природы в формировании личности ребенка

  1. Особенности представлений о природе дошкольников.

  1. Задачи и содержание ознакомления детей с природой

  1. Условия, необходимые для ознакомления детей с природой (уголок с животными и растениями, участок детского сада)

  1. Методы ознакомления детей с природой: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, игра, элементарные опыты, моделирование, рассказ педагога о предметах и явлениях природы, использование художественной природоведческой литературы, беседа, труд детей в природе.

  1. Формы ознакомления детей с природой: занятие, экскурсия в природу, ознакомление с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.

  1. Планирование работы по ознакомлению детей с природой на разных этапах обучения.

Методика ознакомления дошкольников.

Ребенок воспринимает природу непосредственно, с помощью органов чувств. Поэтому она предстает перед ним во всем разнообразии формы, величины, цвета, звука, запахов, движения. Это совершенствует его сенсорное развитие и позволяет сформировать первоначальные яркие, конкретные представления о природе, увидеть и понять связи и понять связи и отношения природных явлений (переход от наглядного к логическому мышлению). В процессе наблюдений, игр, труда в природе дети не только знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, но у них развивается детская деятельность. Кроме того, труд в природе – наиболее доступный вид детского труда – оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

        В ходе коррекционно-образовательной работы по ознакомлению с природой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решаются две группы задач. 1 группа - общие задачи ознакомления детей с природой:

1). Формирование представлений об объектах и явлениях природы (их признаках и свойствах), а также их связях и отношениях между ними.

2). Формирование у детей трудовых навыков и умений.

3). Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Специальные задачи

В методике ознакомления дошкольников с окружающим миром выделяют следующие направления работы по ознакомлению с природой:

1. Представления о неживой природе (смена дня и ночи, типичные погодные явления, характерные для местного края, наличие теплых и холодных дней, пасмурная и солнечная погода, типичные атмосферные явления – дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и пр.; вода и ее агрегатное состояние, песок, глина, почва;  о некоторых космических телах – Луна, Солнце, звезды).

2.Знания о растениях (учить различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения; формировать элементарные представления о потребностях растений – тепло, влага, почвенное питание; формировать представления о способах ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника; формируют представления об изменениях состояний растений в разные сезоны, формируют элементарные знания об охране растений).

3. Представления о животных (наиболее часто встречающиеся представители млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных, насекомых; домашние и дикие животные родного края, наиболее типичные представители других зон – их внешний вид, поведение, приспособление к условиям окружающей среды, уход за домашними животными и птицами  или животными и птицами в уголке природы).

4. Знания о труде взрослых в природе (представления о способах выращивания растений и ухода за животными, охрана природы и использование ее человеком, формирование некоторых трудовых умений и навыков ухода за растениями и животными в уголке природы и на участке).

5. Знания о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня и ночи в каждом сезоне, характер погоды, температура воздуха, типичные осадки, как особенности явлений неживой природы влияют на образ жизни животных и растений, труд людей в природе в каждый сезон, особенности жизни детей; формирование знаний о последовательности времен года).

6. Формирование бережного и заботливого отношения к природе осуществляется на основе имеющихся представлений о растениях, животных, условиях их жизни, знании их основных потребностей, навыков и умений по уходу за ними. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие.

        Для реализации рассмотренных задач ознакомления детей с природой в коррекционном ДОУ создаются ряд условий: уголок с животными и растениями, участок детского сада.

Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском саду создают уголки природы, который украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям и дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями. Обитатели уголка природы могут жить там постоянно (комнатные растения, рыбы, птицы и пр.),  либо пребывать там определенное, непродолжительное время (растения и животные местного края, жизнедеятельность которого проявляется наиболее ярко в определенные сезоны – весенние первоцветы, насекомые). При подборе животных и растений для уголка природы следует учитывать ряд требований:

  1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы.
  2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными привлечь и удержать внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
  3.  Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных.
  4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасными для жизни и здоровья детей.
  5. Растения и животные должны быть неприхотливыми, не требующими для своего содержания сложного оборудования.
  6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности растений и животных в условиях ДОУ (повышенная температура, сухость, шум и пр.).

        Другим условием успешной организации работы по ознакомлению с природой дошкольников является наличие правильно спланированного и хорошо оборудованного участка детского сада. Участок детского сада должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям (иметь определенный размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и сада, выделение места для содержания некоторых животных, привлечение на участок птиц).

В ходе ознакомления дошкольников с природой используются различные методы: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, игра, элементарные опыты, моделирование, рассказ педагога о предметах и явлениях природы, использование художественной природоведческой литературы, беседа, труд детей в природе.

        Наблюдение является основным методом ознакомления дошкольника с природой. В зависимости от целей и содержания используется индивидуальное и групповое наблюдение. В зависимости от поставленных целей можно использовать эпизодическое, длительное и итоговое наблюдение. Различают несколько видов наблюдения.

Распознающее наблюдение направлено на формирование у детей представлений о растениях и животных, об объектах и явлениях неживой природы (на первом его этапе воспитанники получают общее представление о предмете, на втором – знакомятся со свойствами и качествами предметов и объектов, на третьем – подводят итог наблюдения, обобщают полученные представления под руководством педагога). Этот вид наблюдения проводится с первого этапа обучения.

Наблюдение с использованием раздаточного материала проводится со второго этапа обучения и направлено на формирование более точных, полных представлений о природе, формирование бережного к ней отношения. В этом случае дети получают для рассматривания набор объектов (овощи, фрукты, цветы, листья и пр.)

Длительное наблюдение состоит из системы эпизодических наблюдений и направлено на знакомство с ростом и развитием растений, установление их основных изменений, установление сезонных изменений в живой и неживой природе и пр. Педагог направляет внимание детей на установление изменений, которые произошли у объекта по сравнению с предыдущим наблюдением. Этому способствует использование рисунков, элементарных моделей, гербариев, демонстрируемых во время наблюдения.

В ходе наблюдения педагог использует следующие приемы руководства наблюдением детей: вопросы, показ приемов обследования, сюрпризные моменты, подражание движениям, звукам, сравнение предметов, хоровое проговаривание трудных и новых слов.

Другим методом знакомства дошкольников с природой является использование иллюстративно-наглядного материала: дидактических картин, репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей (предметных, предметно-схематических и графических), диа- , кино- , видеофильмов.

В ознакомлении дошкольников с природой используются игры - с правилами (дидактические и подвижные) и творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные). Дидактические игры проводят индивидуально  или с подгруппой детей, на занятиях и вне занятий. Для ознакомления с природой используют игры с предметами («Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» и пр.), настольно-печатные («Зоологическое лото», «Четыре времени года» и пр.), в старшем дошкольном возрасте можно использовать словесные игры (« Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» и пр.). Особое внимание следует уделять строительным играм (с песком, глиной, снегом, камешками, шишками т.д.), поскольку именно эти игры не только обогащают чувственный опыт детей, но и могут послужить основой для постановки элементарных опытов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Проводятся элементарные опыты на третьем этапе обучения (таяние снега, замерзание воды, строительство из сухого и влажного песка и пр.). Ребенку в доступной форме должны быть объяснены цель опыта, педагог обеспечивает активность каждого ребенка во время опыта, поддерживает интерес детей фиксацией его результатов в виде рисунков, моделей и пр.

Основными формами ознакомления детей с природой являются: занятие, экскурсия в природу, ознакомление с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: "Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста"

Данная программа предлагает разработанную систему образовательного процесса для всех возрастных групп....

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах. Игра "Магазин"...

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....

Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.

Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой....

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощами

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощамиТема занятия «Знакомство со свеклой и картофелем»...