Авторская программа: "Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Данная программа предлагает разработанную систему образовательного процесса для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon avtorskaya_programma.zip56.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Авторская программа:

«Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста»

Разработала педагог дополнительного образования по экологии

 Васильева Елена Владимировна

Санкт-Петербург


Пояснительная записка.

Экологическое состояние нашей планеты с каждым годом ухудшается, виной этого – человек. Человек потребляет безжалостно ресурсы природы, загрязняет атмосферу, загрязняет леса и водоемы и является безжалостным «хищником». Чтобы изменить сознание человека и его отношение к окружающей нас природе, работу необходимо начинать с самого детства. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, если знаешь, то и понимаешь.

Данную программу составила педагог дополнительного образования по экологии Васильева Елена Владимировна и   реализует в ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга, во всех возрастных группах.  

Совместная образовательная деятельность решает не только задачи образовательной области «Познание», но и связана с другими образовательными областями: физическая культура, социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Цель программы: создание  условий для развития экологического сознания и ознакомления с окружающей природой детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
  2. Формирование у детей осознанно бережного отношения к окружающей его природе.
  3. Расширение и обобщение знания детей о мире окружающей природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  4. Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, рассказывать, устанавливать причинно – следственные связи.
  5. Развитие психических процессов.
  6. Развитие интегративных качеств личности у детей.

Принципы программы:

НАУЧНОСТЬ. Принцип научности предполагает ознакомление дошкольников с элементарными экологическими знаниями, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

ДОСТУПНОСТЬ. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, содержание которых не может быть объяснено детям в доступной и соответствующей возрасту форме.

СИСТЕМНОСТЬПоследовательность усвоения знаний, каждое последующее понятие основывается на уже знакомых представлениях.

ПРОГНОСТИЧНОСТЬУ детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).

ИНТЕГРАЦИЯ.  Важность этого принципа  на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

ЦЕЛОСТНОСТЬ. Этот принцип  отражает  целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой.  

Младшая группа

Осень (октябрь, ноябрь)

Тема

Программное содержание

Ход

«Осень в гости к нам пришла»

познакомить с видимыми признаками осени, опираясь на предметно-схематические модели

развивать речь, мелкую моторику

  1. Пальчиковая гимнастика: про осень
  2. Модели осени
  3. р/и: «Найти картинки осени» (кубики)

«Что нам осень принесла?»

познакомить с понятиями овощи и фрукты

расширять представления о многообразии овощей и фруктов, конкретизировать представления о признаках осени, развивать мелкую моторику, развивать речь

  1. Пальчиковая гимнастика: овощи и  фрукты
  2. Модели осени
  3. р/и: «Дерево и огород», «Что пропало?»

«Осеннее дерево»

познакомить с группой растений – деревья

расширять представление о многообразии данной группы (дуб, береза, клен), познакомить со строением дерева, развивать мелкую моторику

расширять словарный запас

  1. Пальчиковая гимнастика: про осень
  2. Модели осени
  3. р/и: «Сложи дерево», «Назови его название»
  4. Презентация: «Что пропало у растения?»

«Кто любит лес?»

познакомить с группой животных – звери

развивать представления о диких животных, с выявлением того, что их «дом» лес, развивать мелкую моторику, развивать речь

  1. Пальчиковая гимнастика: дикие звери
  2. р/и: «Кто живет в лесу?», «Кто пропал?»
  3. модели зверей: «Кто такие звери?»
  4. Р/л: Раскрась зверей»

«Кто живет дома?»

закрепить представления о группе животных звери используя предметно-схематические модели

развивать представления о домашних животных с выявлением то, что их дом «двор»

развивать речь

  1. Пальчиковая гимнастика: домашние звери
  2. Модели зверей
  3. р/и: «Кто живет дома?», «Кого не стало?», «Сложи картинку» (звери)
  4. р/л: «Проводи животных домой»

«Найди свой домик»

закрепить представления о группе животных звери, используя предметно-схематические модели

закрепить представления о диких и домашних животных

развивать внимание и речь

  1. пальчиковая гимнастика: домашние и дикие звери
  2. модели зверей
  3. р/и: «Помоги животным найти дом», «Сложи картинку» (звери)
  4. Презентация: «Кто лишний?»

«Что делают звери осенью?»

познакомить с образом жизни некоторых зверей осенью (белка, медведь), обобщить представления о признаках зверей, о понятии дикие животные, развивать мелкую моторику, речь

  1. Модели: признаков зверей
  2. Видео сказка Зотова про белку
  3. Вопросы по сказке
  4. р/и: «Накорми белку и медведя»

«Прощаемся с осенью»

Обобщить представления о признаках осени, расширять знания о приспособлении животных к зиме, развивать мелкую моторику, речь

  1. Модели признаков осени
  2. Пальчиковая гимнастика про осень
  3. «Найти осень» (кубики)
  4. р/и: «Беседа с медвежонком» (о животных осенью)
  5. Р/л: Раскрась осень»

Младшая группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

Тема

Программное содержание

Ход

«В гости к нам зима пришла»

познакомить с признаками зимы опираясь на модели и сюжетные картинки

развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи

  1. Модели зимы
  2. Пальчиковая гимнастика: про зиму
  3. Рассматривание картинок про Ваню и Таню
  4. Презентация: «Про зиму»
  5. Гимнастика для глаз

«Рассматривание снегиря»

познакомить с зимующей птицей – снегирь

закрепить представление о группе животных птицы используя модели

развивать речь мышление

  1. Пальчиковая гимнастика про зиму
  2. Модели зимы и признаков птиц
  3. Видео сказка Зотова про снегиря
  4. Вопросы по сказке
  5. Раскрашивание снегиря

«Птичья столовая»

закрепить представление о группе животных птицы

расширять представление о многообразии группы птиц

познакомить с элементарной пищевой цепью

развивать умение устанавливать простейшую связь

  1. Модели зимы и признаков птиц
  2. р/и: «На кормушке», «Какая птичка улетела?», «Покорми птичек»
  3. пальчиковая гимнастика про птиц

«Как зимуют звери?»

познакомить с жизнью белки в зимний период

закрепить представления о группе животных звери, понятие дикие звери, развивать мелкую  моторику,

развивать память, речь

  1. Модели зимы и признаков зверей
  2. Пальчиковая гимнастика дикие звери
  3. р/и: «Кто в лесу живет?», «Кто, что зимой ест?», «Вопросы и ответы с белочкой», «Сложи зверя»

Игры с водой»

Познакомить со свойствами воды: нет цвета, запаха, жидкая,

  1. Описательная загадка про воду
  2. Заучивание стихотворения про воду, с помощью мнемотехнических методов
  3. Игры с водой: Выявление запаха, цвета, тактильное обследование

«Что делает зимой медведь?»

познакомить с жизнью медведя зимой

закрепить знания о группе животных звери

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

  1. Описательная загадка про медведя
  2. Пальчиковая гимнастика про медведя
  3. Сказка с использованием картинок про медведя Зотов «Лесная сказка»
  4. Модели группы животных звери

«»Где живет рыбка?»

познакомить с группой животных рыбы

дать представления о водной среде обитания рыб

развивать сообразительность, мелкую моторику

  1. стихотворение про рыбку
  2. рассматривая рыб в аквариуме выделить отличающие признаки рыб от других животных на моделях
  3. Беседа: «Что нужно рыбки, что бы ей хорошо жилось?»
  4. Оригами: рыбка

«Рассматривание сороки»

Познакомить с птицей – сорокой, закрепить знания о признаках птиц, развивать мелкую моторику, умение строить простые предложения

  1. Описательная загадка про сороку
  2. Модели птиц
  3. Сказка Зотова «Сорока»
  4. Раскрасить сороку

«Накорми животных»

Конкретизировать представления о цепи питания, закреплять знания о признаках птиц и зверей,

Развивать мышление, речь

  1. Модели зимы
  2. «Накорми животных» (составить простые цепи питания)
  3. Р.л.: «Соедини линей»

«Почему животные спят зимой»

Развивать умение устанавливать простые причинно-следственные связи между сезоном и питанием животных, развивать речь

  1. Р.и.: «Найди зиму» (сюжетные картинки разных сезонов)
  2. Презентация «Кто спит зимой»
  3. Р.и.: «Кто пропал?»

«До свидания зима»

Обобщать представления о признаках зимы, развивать речь, мелкую моторику

  1. Р.и.: «Назови признак зимы» (с мячом)
  2. Пальчиковая гимнастика про зиму
  3. Стихи руками «Ветер дует нам в лицо….»
  4. Р.и.: «Что перепутал художник?» (смешение сезонов)

Младшая группа

весна (март, апрель)

Тема

Программное содержание

Ход

«здравствуй, весна красна»

Познакомить с признаками весны, используя модели

Закрепить представления о признаках зимы

Развивать речь, память, мышление

  1. Модели весны
  2. Что делают Таня и Ваня весной?
  3. Презентация «Весна»
  4. Пальчиковая гимнастика про весну

«К нам  вернулся грач»

Познакомить с перелетной птицей – грач

Дать понятие перелетные птицы

Развивать мелкую моторику, речь

  1. Модели птиц
  2. Описательный рассказ:  «Грач»
  3. Сказка Зотова «Грач»
  4. Р.и. «Сложи птицу»

«Скворушка»

познакомить с перелетной птицей скворцом

закрепить представление перелетные птицы, признаки птиц

развивать память, мышление

  1. Модели весны и признаков птиц
  2. Пальчиковая гимнастика про весну
  3. Описательная загадка про грача
  4. Рассматривание скворца, прослушивание голоса
  5. Р.и. «Собери птицу»

«Растения весной» (первоцвет)

познакомить с группой растений – трава

познакомить с понятием – первоцвет, и с первыми цветами

развивать память, речь

  1. Модели строения растений
  2. Сказка Зотова «Мать – и – мачеха»
  3. Презентация «Собери растение»

«Звери весной»

познакомить со сменой образа жизни весной в жизни некоторых зверей

закрепить представление о признаках зверей

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

  1. Модели весны и признаков животных
  2. Пальчиковая гимнастика про весну
  3. Р.и.: «Найди зверей», «Играем  с медвежонком»
  4. Р.и.: «Собери зверя»

«Собери семью»

Познакомить с названием детенышей

Закрепить представление группы зверей

Развивать память, речь

  1. Модели признаков зверей
  2. Р.и.: «Кто пропал?», «Собери семью», «Назови маму и детеныша»
  3. Презентация «Найди маме детеныша»

«Растения весной» (деревья)

Закрепить представления о группе растений – деревья

Закрепить представления о строении растений

Познакомить с некоторыми видами деревьев

Развивать речь, память, внимание

  1. Модели признаков растений
  2. Р.и.: «Назови дерево», «Чего не стало?», «Собери дерево»
  3. Пальчиковая гимнастика про деревья
  4. Презентация  «Собери растение»

«Что любят растения?»

Познакомить с потребностями растений, закреплять представления о строении растений, расширять представления о многообразии растений,  используя модели.  Развивать речь, мелкую моторику.

  1. Модели весны и строения растений, потребностей растений
  2. Пальчиковая гимнастика  про растения
  3. Р.и.: «Разложи и назови растения», «Что лишнее?», «Собери растение и назови»

Средняя группа

Осень ( октябрь, ноябрь)

Тема

Программное содержание

Ход

«Здравствуй, осень»

Познакомить с признаками осени (идут дожди, хмурое небо, листья меняют  цвет, листопад, птицы улетают на юг, созревают плоды, растут грибы).

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать память, речь, мышление

  1. Модели признаков осени
  2. Р.и.: «Найди на кубиках осень»
  3. Презентация «Осень»
  4. Стихи руками «Осень золотая»

«Собери урожай»

Уточнить представление об овощах и фруктах, их многообразии и значении в жизни  людей.

Развивать мелкую моторику

  1. Модели признаков осени
  2. Пальчиковая гимнастика про фрукты
  3. Загадки про овощи и фрукты
  4. Р.и.: «Что пропало?», «Четвертый лишний»

«В гостях у дерева»

Познакомить с понятием «растения»

Закрепить представление о строении растений.

Уточнить представления о многообразии деревьев, их отличиях друг от друга.

  1. Модели строения растений
  2. Р.и.: «Подбери лист к дереву», «Сложи дерево»,
  3. Р.л. Раскрась дерево

«Осенний лес»

Познакомить с признаком осени: листопадом, и его причинами

Закрепить представления о группах растений  и их отличий друг от друга

Закрепить представления о многообразии растений

Развивать мышление, речь и память

  1. Модели признаков осени, групп растений
  2. Пальчиковая гимнастика про осень Презентация «Золотая осень»
  3. Р.и.:  «Разложи растения»
  4. Гимнастика для глаз

«Как живет ежик?»

Познакомить с жизнью ежика в осенний период

Закрепить представления о группе животных звери. Используя предметно-схематические модели

Развивать умение устанавливать элементарную цепь питания между сезонными изменениями и образом жизни

Развивать мышление, речь

  1. Модели признаков осени, признаков группы звери
  2. Рассказ Зотова «Ежик» (видео)
  3. Обсуждение сказки
  4. Р.и.: «Чем питается еж?»,  «Собери зверя»
  5. Пальчиковая гимнастика про ежика

«Корзина с грибами»

Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами, и их пользой и вредом

Дать представления о некоторых грибах

Развивать мелкую моторику, речь

  1. Сюжетные картинки признаков осени
  2. Р.и.: «Сложи гриб и расскажи, что у него есть», «Кто ест грибы?», «Расскажи про гриб» (составить описательный рассказ), «Какой гриб пропал?»
  3. Стихи руками: «Грибы в лесу»

«Что делают насекомые осенью?»

Познакомить с жизнью насекомых в осенний период

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни насекомых

Развивать умение устанавливать элементарные цепи питания

Развивать речь, память, мышление

  1. Р.и: «Найди осень»
  2. Модели признаков насекомых
  3. Р.и.: «Найди насекомых», «Что кушают насекомые?»
  4. Беседа: «Почему ложатся спать?»
  5. Р.л.: Раскрась насекомое»

«Рассматривание комнатного растения»

познакомить с комнатным растением

конкретизировать представления о строении растений, и функций каждой части

активизировать речь, развивать мелкую моторику

  1. Модели строения растений, функций частей растений
  2. Беседа: «Расскажи про растение»
  3. Р.и.: «Сложи растение»
  4. Р.л.: «раскрась растение»

«Как готовятся к зиме звери?»

познакомить с приспособлением некоторых зверей к смене сезона

закрепить представления о признаках осени

развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни зверей

развивать мышление, речь и память

  1. Модели признаков осени, признаков группы зверей
  2. Сказка Зотова «Белка» (видео)
  3. Пальчиковая гимнастика про осень
  4. Р.и.: «Игры с медвежонком», «Кто пропал?»

Средняя группа

    Зима (декабрь, январь, февраль)

Тема

Программное содержание

Ход

«Здравствуй, гостья зима»

Познакомить с признаками зимы, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки

Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи между сменой сезона и изменением в жизни живых организмов

Развивать мелкую моторику, память, мышление

  1. Модели признаков зимы
  2. Р.и.: Нади зиму на кубиках»
  3. Презентация «Зимушка зима»
  4. Пальчиковая гимнастика про зиму
  5. Гимнастика для глаз

«В гостях у белочки»

Расширять представления о жизни белки в зимний период года

Закреплять представления о группе животных звери

Учить выстраивать простейшую цепь питания

Развивать мышление, память

  1. Модели признаков зимы и признаков группы зверей
  2. Описательная загадка про белку
  3. Сказка Зотова «Белка» (видео)
  4. Р.л.: «раскрась белку»

«Прилетели свиристели»

Познакомить с зимующей птицей свиристель

Закрепить представление о группе животных птицы, используя модели

Развивать мелкую моторику, память,  мышление

  1. Модели признаков птиц
  2. Рассматривание свиристели, прослушивание голоса
  3. Р.и.: «Сложи птицу и назови ее»
  4. Пальчиковая гимнастика про птиц

«Птичья столовая»

Конкретизировать представления о многообразии группы животных птицы

Развивать умение устанавливать простейшие цепи питания

Развивать мышление, мелкую моторику

  1. Модели признаков зимы и признаков группы птиц
  2. Предметные картинки птиц (зимующие птицы)
  3. Р.и.: «Какая птица пропала?» (назови и опиши)
  4. Презентация «Птичья столовая»
  5. Гимнастика для глаз

«Что такое живое?»

Познакомить с понятием живое и признаками живого, используя предметно-схематические модели. Расширять представления о живой и неживой природе. Развивать внимание, память.

  1. Модели признаков живой природы
  2. Беседа о живой и неживой природе, рассматривание картинок природы
  3. Презентация «Живое неживое»
  4. Гимнастика для глаз

«Живое – неживое»

Конкретизировать представления о признаках живого, на основе предметно-схематические модели. Развивать мышление, память.

  1. Модели признаков живой природы
  2. Р.и.: Разложи картинки»
  3. Презентация: «Четвертый лишний» (по признакам)
  4. Гимнастика для глаз

«Что такое вода?»

Познакомить со свойствами воды, используя модели. Развивать познавательную деятельность. Развивать мышление, речь.

  1. Модели органов чувств
  2. Описательная загадка про воду
  3. Пальчиковая гимнастика про воду
  4. Опыты с водой (цвет, запах, форма, тактильное обследование)
  5. Р.и.: «Кому нужна вода?»

«Помоги растению»

Познакомить с комнатным растением. Конкретизировать представления о строении растения, используя модели. Развивать умение видеть, что растению необходимо для хорошего роста. Развивать речь, мелкую моторику.

  1. Модели строения растения, признаков живого
  2. Рассматривание растения
  3. Р.и.: «Что нужно растения, что бы оно было красивым?»,  «Расскажи о растение» (признаки живого)
  4. Рисование растения (из ладошки)

«Как живет зайчик и что кушает?»

Познакомить с образом жизни зайца в зимний период года. Конкретизировать представления о пищевой цепочки и установить связь с образом жизни зимой. Развивать мышление, память, речь.

  1. Модели признаков зверей и зимы
  2. Описательная загадка про зайчика
  3. Пальчиковая гимнастика про зайчика
  4. Сказка Зотова «Зайка» (сопровождение картинками)
  5. Оригами зайка

«Посадка семян»

Конкретизировать представление о размножении растений, через семена. Закреплять знания о необходимых факторах для жизни и развития растений. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание ухаживать за растениями.

  1. Модели признаков живого, потребностей растений
  2. Презентация: «Как растет растение»
  3. Посадка семян гороха
  4. Гимнастика для глаз

Средняя группа

Весна (март, апрель)

Тема

Программное содержание

Ход

« К нам весна пришла»

Познакомить с признаками весны, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между изменениями   неживой и живой природы. Развивать память. Речь, мышление.

  1. Модели признаков весны
  2. Покажи стихи руками «Весна»
  3. Презентация «Весна»
  4. Гимнастика для глаз
  5. Р.и.: «Сложи дерево»

«Птицы возвращаются домой»

Конкретизировать представления о том, почему птицы возвращаются домой. Расширять представления о многообразии перелетных птиц (грач, зяблик, ласточка, скворец). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, мелкую моторику, память.

  1. Модели признаков весны, признаков птиц
  2. Описательные загадки про птиц
  3. Р.и.: «Какая птица пропала, почему вернулась?»
  4. Пальчиковая гимнастика про птиц
  5. Презентация: Перелетные птицы
  6. Гимнастика для глаз

«Звери просыпаются»

Познакомить с образом жизни некоторых зверей весной. Установить связь между наступлением весны и сменой образа жизни зверей. Развивать мышлений, речь.

  1. Модели признаков весны и группы зверей
  2. Загадки про зверей
  3. Р.и.: «Накорми зверей, почему проснулись?
  4. Покажи стихи руками: «Солнышко»
  5. Сказка Зотова «Медведь»

«Здравствуй, жучек»

Конкретизировать представления о группе животных насекомые, используя модели. Расширять знания о многообразии насекомых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мышление, мелкую моторику.

  1. Модели признаков насекомых, признаков весны
  2. Р.и.: «Кто проснулся весной? Почему», «Кто пропал?»
  3. Пальчиковая гимнастика про весну
  4. Р.и.: «Сложи насекомое и назови его»

«Как живут насекомые?»

Расширять и конкретизировать представления о группе животных насекомые. Познакомить с образом жизни кузнечика и божьей коровки, и их приспособлении к среде обитания. Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику.

  1. Модели группы животных насекомые
  2. Игра с мячом: «Назови насекомое»
  3. Описательные загадки о насекомых
  4. Презентация: «Где спрятались насекомые?»
  5. Гимнастика для глаз

«Растения весной»

Конкретизировать представления  о растениях: кусты, трава, деревья. Закреплять представления о строении растений и их функций, на основе моделей. Учить устанавливать связь между сменой сезона и образа жизни растений. Развивать мышление и мелкую моторику.

  1. Модели признаков весны, групп растений, строения растений
  2. Р.и.: «Разложи растения и назови их»
  3. Покажи стихи руками «Ромашка»
  4. Р.и.: «Четвертый лишний» (по группам растений)

«Первые цветы»

Познакомить с первоцветами, закреплять представление  о строении растений и функций каждой части. Конкретизировать представление о необходимых факторах для жизни растений. Развивать память, мелкую моторику.

  1. Модели признаков весны
  2. Пальчиковая гимнастика про первоцветы
  3. Р.и.: «Сложи растение» (части растения), «Какое растение пропало?» (назови и опиши)
  4. Раскрась мать – и – мачеху

«Кто такой барсук?»

Познакомить с млекопитающим – барсуком и его образом жизни. Учить устанавливать связи между образом жизни и сменой сезона. Развивать память, речь.

  1. Модели признаков группы зверей
  2. Описательная загадка про барсука
  3. Сказка Зотова «Барсук»
  4. Обсуждение сказки
  5. Р.и.: «Сложи зверя»

«Угощение для животных»

Конкретизировать представления о элементарной цепи питания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать память, мышление и речь.

  1. Модели признаков групп животных
  2. Р.и.: «Разбери животных» (групп животных), «Накорми животных»
  3. Пальчиковая гимнастика про животных

Старшая группа

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тема

Программное содержание

Ход

«Осень, осень…»

Конкретизировать и расширять представления детей о сезонных изменениях, о приспособлениях живых организмов к изменениям в среде обитания. Развивать мышление и логику.

  1. Модели признаков осени
  2. Пальчиковая гимнастика про осень
  3. Заучивание стихотворения про осень, с помощью мнемотехнических приемов
  4. Презентация «Осень, осень!»
  5. Гимнастика для глаз
  6. Р.и.: «Составь картину осени» (разрезные картинки)

«Прогулка в лес»

Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами. Дать знания о взаимосвязи грибов и растений. Расширять представления о цепи питания. Развивать мышление.

  1. Модели признаков живого
  2. Загадки про грибы (кроссворд)
  3. Р.и. «Назови части гриба», «Что изменилось?», «Выбери, кому нужны грибы»
  4. Раскрась гриб

«Встреча в лесу»

(заяц, медведь, лиса)

Расширять и конкретизировать знания о приспособлении зверей к сезонным изменениям на примере данных зверей. Учить устанавливать причинно-следственные связи между группой животных звери и изменениями в природе.

  1. Модели признаков осени и признаков зверей
  2. Р.и.: «Угадай зверя» (дети задают вопросы, на которые воспитатель отвечает да или нет), «Накорми зверей, кто из них ляжет спать?»
  3. Пальчиковая гимнастика: медведь, заяц, лиса
  4. Оригами: «Заяц»

«Путаница»

Уточнить знания о группах животных. Учить классифицировать по определенным признакам. Закреплять представления о приспособлениях каждой группы животных к сезонным изменениям. Развивать память, логическое мышление, речь.

  1. Модели групп животных
  2. Р.и.: «Разложи на группы животных», «Расскажи, что делают они осенью», «Путаница» (группы животных),»Назови ласково»
  3. Покажи стихи руками: «Воробей»

«Земля, солнце, луна»

Познакомить с нашей солнечной системой,  и влияние солнца на жизнь живых организмов и неживых объектов природы. Развивать память, воображение, абстрактное мышление.

  1. Модели объектов солнечной системы
  2. Загадки про солнце и Землю
  3. Презентация  «Наша солнечная система»
  4. Гимнастика для глаз
  5. Заучивание загадки про солнце с помощью мнемотехнических приемов

«День и ночь»

Познакомить со сменой дня и ночи (используя модели: планеты Земля и солнца). Закрепить знания об основных объектах нашей солнечной системы.

  1. Модели объектов солнечной системы
  2. Кроссворд: «Наша солнечная система»
  3. Покажи стихи руками «Солнце»
  4. Беседа с помощью моделей «Как меняются части суток?»
  5. Р.л.: «Раскрась части суток»

«Растения осенью»

Закреплять знания о группах растений. Уточнить представления о смене дня и ночи, и влиянии короткого дня на жизнь растений.  Развивать логическое мышление, внимание.

  1. Модели признаков осени и групп растений и частей растений
  2. Загадки о растениях
  3. Пальчиковая гимнастика про растения
  4. «Почему растения меняют цвет?» сказка с помощью моделей
  5. Р.и. «Сложи растение»

«Кто где живет?»

Уточнять и расширять знания о приспособлении животных к изменениям в среде обитания. Развивать умение классифицировать на группы.

  1. Модели признаков осени
  2. Р.и.: «Кто где живет?», «Что меняется и как приспособились?» (Что меняется в среде обитания и как приспособились животные: луг, лес, водоем)
  3. Покажи стихи руками «В лесу»
  4. Рисование с помощью ладони дерево

«Зачем нужны хищники?»

Выявить значение хищников в природе. Закреплять  умение выстраивать пищевые цепи питания. Развивать внимание, мышление.

  1. Беседа «Кто, где живет? Жалко оленей у них много хищников. Убираем хищников. Правильно?»
  2. Чтение рассказа «Олени и хищники» из Экологии  в картинках
  3. Красная книга
  4. Р.и.: «Составь цепь питания»
  5. Чтение стихотворения «Все все на свете нужны»

«Смена времен года»

Установить связь между вращением планета Земля вокруг солнца и сменой времен года, используя модели. Обобщать знания об изменениях в живой и неживой природе со сменой времен года.

  1. Модели объектов нашей солнечной системы
  2. Беседа о том, как меняются части суток
  3. На основе моделей объяснение смены времен года
  4. Просмотр фильма «Антарктида»
  5. Вопросы по фильму

Старшая группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

Тема

Программное содержание

Ход

«Зимушка - зима»

Расширять и конкретизировать знания о сезонных изменениях. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезоном и живым миром. Развивать речь.

  1. Модели признаков зимы
  2. Загадки про снег, лед и т.д.
  3. Покажи стихи руками «Снег»
  4. Презентация «Зимняя сказка» (признаки зимы, стихи про зиму)
  5. Р.и.: «Сложи зимующую птицу»
  6. Гимнастика для глаз

«Зимовье зверей»

Закреплять представления о группе животных звери, выделить общие признаки. Обобщать и расширять представления о жизни зверей зимой: изменение внешнего вида, его значение; питание, образ жизни. Развивать мышление, речь.

  1. Модели признаков зимы, признаков зверей
  2. Р.и.: «Опиши и отгадай» (группа зверей), «Сложи зверей»
  3. Беседа: «У кого какая жизнь?»
  4. Пальчиковая гимнастика про зверей

«Стороны света»

Познакомить с понятием стороны света. Развивать умение различать стороны света опираясь на природные подсказки. Развивать абстрактное мышление, ориентировку в пространстве.

  1. Модели сторон света
  2. Презентация: «Стороны света»
  3. Р.и.: «Что нужно знать, чтобы не заблудиться  в лесу?», «Путешествие по лесу»

«Маленькое путешествие»

Обобщать и закреплять представления о понятиях: стороны света, времена года, день и ночь. Развивать мыслительные процессы и речь.

  1. Загадки по сторонам света, временам года, частям суток
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Р.и.: «Гуляем по лесу», «Разложи действия по частям суток», «К какому времени года относится»
  4. Динамическая пауза

«Зимующие птицы»

Расширять знания о группе животных птицы, закреплять умение выделять птиц из других животных по определенным признакам. Расширять представления о жизни птиц зимой, познакомить с клестом. Развивать речь.

  1. Модели признаков зимы и группы птицы
  2. Р.и.: «Опиши и отгадай» (птицы), «Сложи птицу»
  3. Презентация «Зимующие птицы»
  4. Гимнастика для глаз
  5. Рисование манкой – птицу

«Чудо вода»

Выделить свойства воды. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мыслительные процессы, речь, тактильную память, умение делать заключение.

  1. Модели органов чувств
  2. Задка о воде
  3. Исследовательская деятельность: выявление свойств – цвет, форма, запах, тактильные ощущения, вкус, агрегатные состояния воды

«Кто в воде живет?»

Расширять и конкретизировать знания о водной среде обитания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой, способом питания, строением животных.

  1. Модели признаков рыб, зверей
  2. Р.и.: «Кого посадим в воду и почему?», «Сложи животных»
  3. Оригами - рыбка

«Кому нужна вода?»

Выявить значение воды в жизни живых организмов. Закреплять представление о свойствах воды. Развивать умение делать обобщение, развивать речь.

  1. Кроссворд про воду
  2. Презентация «кому нужна вода?»
  3. Беседа «Расскажи про воду» (используя, подели свойств воды)
  4. Пальчиковая гимнастика про воду
  5. Гимнастика для глаз

«Кто где живет?»

Обобщать представления о средах обитания: воздушной, водной, наземной. Развивать умение определять животное по строению внешнего вида, где обитает, чем питается.

  1. Модели сред обитания
  2. Р.и.: «Найди, где живет животное», «Сложи животных»
  3. Рисование манкой- среда и животные в ней

«Почва, кто в ней живет?»

Развивать поисково-познавательную деятельность. Выделить свойства почвы. Формировать представления, как о среде обитания.

  1. Загадка про землю
  2. Кроссворд: «Кому нужна почва»
  3. Исследовательская деятельность – рассматривание под микроскопом, без микроскопа (фиксировать моделированием)
  4. Р.и.: «Найди животных, которые живут в почве»

«Все в лесу нужны друг другу»

Формировать понятие о том, что природа единый организм, что в ней все взаимосвязано. Расширять представления о красной книге, и ее значении.

  1. Кроссворд «лес»
  2. Составить коллаж – Лес
  3. Правила поведения в лесу
  4. Проблемная ситуация «Помогите зайчику» (презентация)
  5. Р.и.: «Кто чем питается», «Верите ли вы»

«Зимовье зверей»

Закрепить представления о признаках зимы, о приспособлении животных к зиме, развивать речь, внимание, речь.

  1. Кроссворд «Зимовье»
  2. Р.и.: «Найди признаки зимы», «Закончи предложение», «Кто спрятался в лесу?»
  3. Оригами сложи снеговика

Старшая группа

Весна (март, апрель)

Тема

Программное содержание

Ход

Посадка семян

Формировать представление о размножении растений. Закреплять представление о строении растения и значении каждой части в их жизни. Развивать умение устанавливать связи между наступлением весны и ростом растений.

  1. Модели строения растений, потребностей растений
  2. Презентация: «Как растет яблонька»
  3. Гимнастика для глаз
  4. Посадка семян огурца

«»Здравствуй весна»

Расширять и конкретизировать знания о признаках весны. Формировать представление об изменениях в природе с приходом нового месяца. Развивать речь,

  1. Модели признаков весны
  2. Презентация: «весна»
  3. Гимнастика для  глаз
  4. Пальчиковая гимнастика про весну
  5. Коллаж: «Весенний лес»

«Лес просыпается»

Расширять представления о жизни животных весной. Закреплять знания о группах животных. Развивать Умение классифицировать, развивать речь.

  1. Модели признаков весны
  2. Коллаж весенний лес по загадкам
  3. Чтение сказки Зотова про зайца
  4. Вопросы по сказке

«Первые цветы»

Расширять представления о многообразии растений, о значении в жизни животных и человека. Познакомить с первыми цветами. Закрепить представление о строении растений.

  1. Модели признаков весны, частей растений
  2. Р.и.: «Опиши и отгадай» (Первоцветы), «Что пропало?»
  3. Пальчиковая гимнастика про цветы
  4. Раскрась цветы

«Песочная страна»

Познакомить со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, из мокрого можно лепить). Развивать поисково-познавательную деятельность, речь.

  1. Модели свойств песка
  2. Презентация: «Значение песка в природе, зачем нужен песок?»
  3. Исследовательская деятельность: рассматривание песка, пропускание  воды через песок
  4. Пальчиковая гимнастика

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойств: невидимый. Дать представление, что воздух может двигать предметы. Развивать мышление.

  1. Кроссворд: «Кислород»
  2. Исследовательская деятельность: «где есть воздух?» «почему дует ветер?»
  3. Р.и.: «Кому нужен воздух?»

«Зачем нужен воздух?»

Дать знания о значении воздуха в жизни живых организмов, познакомить с процессом фотосинтез. Развивать речь, умение делать выводы.

  1. Модели процесса фотосинтеза
  2. Кроссворд: «Кому нужен воздух?»
  3. Видео фильм: «Растения»  - фотосинтез
  4. Вопросы с использованием моделей про фотосинтез
  5. Гимнастика для глаз

«Почему кузнечить зеленый?»

Познакомить с приспособлением животных к среде обитания, а также с предупреждающей окраской. Развивать умение делать выводы, а также устанавливать взаимосвязи.

  1. Модели признаков весны, признаков насекомых
  2. Чтение рассказа Зотова «Кузнечик»
  3. Презентация: «Приспособление к среде обитания»
  4. Гимнастика для глаз

«Растения»

Обобщать представления о многообразии растений, закреплять знания о строении и группах растений, развивать умение классифицировать, обобщать.

  1. Модели групп растений и строения
  2. Кроссворд: «Растения»
  3. Пальчиковая гимнастика про растения
  4. Р.и.: «Найди группы растений», «Четвертый лишний», «Опиши и отгадай»

Подготовительная группа

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тема

Программное содержание

Ход

«Осень»

Обобщать и конкретизировать знания о признаках осени, рассмотреть признаки характерные для каждого месяца. Развивать умение устанавливать связи и делать обобщения между изменениями в природе и изменением в поведении животных и их внешнем виде.

  1. Модели признаков осени
  2. Загадки про осень
  3. Сказка «Почему лист меняет цвет?»
  4. Заучивание стихотворения с помощью рисунков
  5. Р.и.: «Закончи предложение»

«Зачем нужен лес?»

Выявить понятие, что лес единая система и является средой обитания живых организмов. Расширять представления о многообразии растений, закреплять знания о группах растений и характерных их отличиях.

  1. Модели групп растений
  2. Коллаж «Что есть в лесу?»
  3. Р.и.: «Угадай, о чем расскажу»
  4. Презентация: «Зачем нужен лес?»
  5. Гимнастика для глаз
  6. Пальчиковая гимнастика про лес
  7. Рисование манкой

«В лес за грибами»

Обобщать знания, о ядовитых и съедобных грибах, о значении грибов в жизни живых организмов. Расширять представления о многообразии данной группы.

  1. Модели признаков осени
  2. Кроссворд о грибах
  3. Пальчиковая гимнастика про грибы
  4. Р.и.: «Какой гриб пропал?», «Опиши и отгадай»
  5. Презентация «Грибы»
  6. Гимнастика для глаз

«Растения осенью»

Закреплять представления о различиях между группами растений. Выявить связь между изменением внешнего вида растений и изменениями в неживой природе. Расширять представления о значении леса для людей и животных, и правила поведения в лесу.

  1. Модели групп растений, строение растений, признаков осени
  2. Беседа «Что такое листопад?» «Зачем нужны опавшие листья?»
  3. Пальчиковая гимнастика про листья
  4. Р.и.: «Сложи деревья»

«Береги лес»

Обобщать представления о поведениях в природе. Закреплять знания о значении «Красной книги», познакомиться с животными, занесенными в нее. Предложить нарисовать плакат в защиту леса и его обитателей.

  1. Знаки правил поведения в заповеднике
  2. Рассказ «Нефть в воде»
  3. Красная книга
  4. Рисование плаката: «Берегите животных»

«Глобус - модель нашей планеты»

Познакомить с моделью нашей планеты – глобусом. Рассмотреть  и выделить основные понятия: экватор, полюса.

  1. Задка про глобус
  2. Рассматривание глобуса с использованием моделирования
  3. Р.и.: «Составь карту»
  4. Пальчиковая гимнастика про животных
  5. Рисование манкой – материки

«Вода и суша»

(материки и океаны)

Познакомить с понятием «суша», дать знания о материке как о суше и океане как о водоеме. Провести сравнительный анализ суши и воды, по занимаемой площади. Развивать мышление, речь, умения делать выводы.

  1. Кроссворд: «Глобус»
  2. Р.и.: «Составь карту»
  3. Моделирование «Сравни сушу и водоемы»
  4. Р.и.: «Назови материки и океаны»

«Вода и суша (остров, полуостров, море, озеро)

Расширять представления о видах суши и водоемах. Провести сравнительный анализ: острова – полуострова, моря – озера, и выявить признаки сходства и различия. Развивать мышление, речь внимание, умение делать выводы.

  1. Заучивание загадки про Землю (с помощью рисунков)
  2. Моделирование: составление вместе с детьми моделей острова, полуострова, моря и озера
  3. Пальчиковая гимнастика про землю
  4. Р.и.: «Кому нужна вода, зачем?»

«Какие бывают насекомые?»

Расширять представления о группе животных «насекомые». Углублять знания о многообразии данной группы, их приспособлении к изменениям в природе, их значение в жизни других животных, растений и человека.

  1. Модели группы животных насекомые
  2. Кроссворд: «Насекомые»
  3. Пальчиковая гимнастика про насекомых
  4. Р.и.: «Где живет, как приспособился?», «Сложи насекомое»

«Птичья кормушка»

Расширять представления: о группе животных «птицы»; о зимующих и перелетных птицах. Провести сравнительный анализ питания птиц и их зимовкой, а также питания и строения клюва птицы. Развивать мышление, речь, умение делать выводы.

  1. Модели группы птицы. Признаков осени
  2. Беседа: «какие бывают птицы?»
  3. Р.и.: «Опиши и отгадай»
  4. Пальчиковая гимнастика про птиц
  5. Р.и.: «Четвертый лишний»

Подготовительная группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

«Как узнать зиму»

Конкретизировать и расширять представления о признаках зимы в живой и неживой природе, а также приспособление живых организмов к холодному сезону.

  1. Загадка про зиму
  2. Пальчиковая гимнастика про зиму
  3. Модели признаков зимы
  4. Презентация: «Зима»
  5. Гимнастика для глаз
  6. Р.и.: «Сложи птицу»

«Как животные приспособились к зиме?» (звери, рыбы, земноводные)

Расширять представления о приспособлении некоторых групп животных к холодному периоду. Установить связь между питанием и поведением в зимний период. Развивать речь, память.

  1. Модели признаков зимы и групп животных
  2. Презентация: «Кто спит зимой?»
  3. Гимнастика для глаз
  4. Пальчиковая гимнастика про зиму
  5. Р.и.: «Что делает зимой и почему?»

«Наши пернатые друзья» (клест)

Расширять представления группы животных «птиц» к зиме. Познакомить с жизнью клеста зимой. Конкретизировать и обобщать представления о зимующих птицах и о жизни их зимой.

  1. Модели признаков группы птицы
  2. Кроссворд про птиц
  3. Сказка Зотова «Клест»
  4. Вопросы по сказке
  5. Пальчиковая гимнастика про птиц
  6. Р.и.: «Сложи птицу»

«Что такое глобус?»

Расширять представления о модели нашей планеты, о рельефе планеты и ее обозначениях. Закреплять представления о материках и водоемах, развивать мышление и память.

  1. Загадка про глобус
  2. Р.л.: «Раскрась рельеф»
  3. Р.и.: «Составь карту», «Назови водоем»
  4. Составь загадку методом отрицания про нашу планету

«Белые шапки планеты»

Конкретизировать знания о нашей планете (материки, водоемы), расширять представления о полюсах и животных которые обитают на них, развивать речь и память.

  1. Загадки про глобус, планету, материки, водоемы
  2. Моделирование: «Составь модели полюсов»
  3. Р.и.: «Кто живет на полюсах?»
  4. Просмотр фильма: «Антарктида»

«Звери зимой»

Конкретизировать представления   о жизни животных  зимой. Установить связь между питанием и образом жизни в холодный период года. Развивать мышление, умение делать выводы.

  1. Модели признаков зимы и группы зверей
  2. Пальчиковая гимнастика про зверей
  3. Р.и.: «Накорми зверей», «Что ест, почему спит?»
  4. Презентация: «Звери зимой»
  5. Гимнастика для глаз

«Путешествие в зимний лес»

Закреплять представления о зимующих птицах, конкретизировать знания о приспособлении животных в зимний период, развивать умение строить предложения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать координацию.

  1. Р.и.: «Да или нет» (снеговик)
  2. Стихи руками «В лесу»
  3. Р.и.: «Найди признаки зимы», «Найди животных», «Закончи предложение»
  4. Динамическая пауза «Почему медведь спит зимой»
  5. Р.и.: «Расскажи и отгадай»
  6. Мнемотехника заучивание стихотворения: «Покормите птиц зимой»

«Почва, песок, глина»

Развивать поисково–познавательную деятельность. Обобщать представления о свойствах песка и глины (сухой песок сыпучий, а мокрый может принимать любую форму, пока не высохнет, глина мокрая может принимать любую форму).

Обобщать знания, кому нужна почва.

  1. Презентация: «Загадка про землю»
  2. Р.и.: «Кому нужна почва?»
  3. Исследовательская деятельность: рассматривание песка и глины, заливание воды на песок и глину, рассматривание через микроскоп частит песка и глины
  4. Моделирование расположение частиц песка и глины и их размера
  5. Рисование манкой: «Кому нужна почва?»

«Почему не кончается вода?»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Уточнить представления о том, что вода очень ценный продукт (она нужна всему живому).

Уточнить знания о свойствах воды. Систематизировать знания о возникновении родников, ручьев, рек, озер, морей и  океанов.

Обогащать словарный запас с помощью новых слов.

  1. Составление загадки методом отрицания про воду
  2. Модели признаков живого
  3. Беседа: о круговороте воды с использованием моделей
  4. Р.и.: «Рождение родника»
  5. Пальчиковая гимнастика про воду

«Все о воде»

Конкретизировать представления о свойствах воды.

Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов.

Развивать поисково – познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.

  1. Загадка о воде (презентация)
  2. Беседа: «Кому нужна вода?»
  3. Р.и.: «Подбери словак воде»
  4. Исследовательская деятельность: запах, цвет, вкус, форма, прилипание к предметам, агрегатное состояние воды
  5. Динамическая пауза
  6. Проблемная ситуация «Грязная вода»
  7. Задание домой: нарисовать плакат «Берегите воду»

«Путешествие по планете земля»

Познакомить с Арктикой и Антарктидой (на основе сравнения).

Конкретизировать представления о рельефе Земного шара. Развивать интерес к дальнейшему изучению географических понятий.

  1. Задка про глобус
  2. Раскрась рельеф планеты
  3. Р.и.: «Составь карту»
  4. Кроссворд: «Планета» (по материкам и океанам)
  5. Динамическая пауза
  6. Моделирование: Составь модель Арктики и Антарктиды
  7. Р.и.: «Кто где живет?»
  8. Мнемотехника: Чтение стихотворения по картинкам

«Прогулка в лес»

Уточнить основные правила поведения человека в лесу.

Конкретизировать знания о «Красной книге». Систематизировать  и обобщать представления о жизни животных в зимний период. Развивать внимание и речь.

  1. Кроссворд: «Красная книга» (по животным красной книге)
  2. Чтение стихотворения: «Выходные на реке»
  3. Путешествие по правилам поведения в лесу
  4. Динамическая пауза
  5. Р.и.: «Назови причину  вымирания животных»

Подготовительная группа

Весна (март, апрель)

«Посадка семян»

Конкретизировать представления о размножении растений.

Закрепить знания о строении растений, о значении каждой части в жизни растения.

  1. Модели признаков весны, потребностей растений, строения растений, признаков живого
  2. Презентация: «Как растет растение?»
  3. «Что нужно растению, что бы оно было красивым?»
  4. Гимнастика для глаз
  5. Посадка семян перца

«Весна в лесу»

Расширять представления о признаках весны, уточнить знания признаков для каждого весеннего месяца. Развивать умение делать выводы.

  1. Модели признаков весны
  2. Р.и.: «Разложи признаки по месяцам»
  3. Перелетные птицы
  4. Р.и.: «Сложи птицу»
  5. Придумывание загадок про весну, методом описания
  6. Рисование манкой: признаков весны

«Лес просыпается»

Уточнять знания об изменениях поведения животных в весенний период, об изменениях внешнего вида. Развивать речь, мышление.

  1. Модели признаков весны
  2. Загадки про животных
  3. Классификация животных по жизни весной
  4. Пальчиковая гимнастика про весну
  5. Р.и.: «Накорми животных» (установить связь между питанием, приходом весны и образом жизни)

«Растения весной»

Конкретизировать представления о развитии растений весной. Установить связь между изменениями в неживой природе и жизнью растений.

  1. Модели признаков весны, групп растений, строения растений
  2. Р.и.: «Расскажи о растении» (группы, строения по моделям)
  3. Пальчиковая гимнастика про растения
  4. Беседа о первоцветах
  5. Р.и.: «Расскажи и отгадай»
  6. Презентация: «Что перепуталось?» (по строению растений)

«Деревья наше богатство»

Познакомить со строением стебля дерева, с функцией каждого слоя.

Обобщать представления о различных признаках строения стеблей различных групп растений, о функциях каждой части растений. Закрепить знания о многообразии растительного мира. Закрепить представления о плодах и листьях различных деревьях. Развивать речь.

  1. Модели строения дерева
  2. Загадки описательные про деревья
  3. Р.и.: «Какие деревья поменялись местами?»
  4. Просмотр фильма: «Деревья: (питание дерево)
  5. Гимнастика для глаз
  6. Р.и.: «Подбери лист и плод к дереву и назови»

«У воды, на воде, в воде»

Дать представления о том, что озеро – сообщество водных обитателей: растений и животных приспособленных к жизни в воде.

Дать представления о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. Живут животные образ жизни, которых связан с водой. Все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку.

Упражнять в соблюдении правил поведения в природе.

  1. Кроссворд: «Водоем» (про обитателей воды)
  2. Модели признаков групп животных
  3. Презентация: «Кто живет в оде, у воде, на воде?»
  4. Гимнастика для глаз
  5. Р.и.: «почему живет в воде и почему?»
  6. Рисование манкой водоем

«Зачем нам нужен воздух?»

Систематизировать и обобщать знания о свойствах воздуха (нет цвета, запаха, формы).

Познакомить с составом воздуха о том, что кислород – это газ жизни и он необходим всем живым существам для жизни, с процессом фотосинтеза. Развивать память, внимание, сообразительность.

  1. Загадка про воздух
  2. Р.и.: «Кому нужен воздух?»
  3. Исследовательская деятельность: выявление свойств воздуха – нет цвета, запаха и формы
  4. Кроссворд: «Кислород»
  5. Сказка: «Зачем нужен воздух?»
  6. Р.и.: «Закончи предложение»

«Перелетные птицы»

Расширять представления о группе животных птицы, расширять знания о многообразии данной группы, расширять представления о приспособлении к сезонам, развивать речь, память.

  1. Модели признаков птиц и признаков весны
  2. Р.и.: «Опиши и расскажи» (по перелетным птицам)
  3. Просмотр сказки «Горихвостка, зяблик»
  4. Прослушивание голосов птиц и подбор картинки с изображением птицы
  5. Пальчиковая гимнастика про птиц
  6. Р.и.: «Сложи птицу»

«Насекомые»

Закрепить представления о группе животных насекомые, расширять представления о многообразии данной группы, развивать психические функции.

  1. Модели признаков весны и признаков группы насекомых
  2. Р.и.: «Послушай и отгадай»
  3. Составление загадок методом отрицания
  4. Р.и.: «Какие насекомые поменялись местами», «Насекомые»

«Знатоки природы»

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

  1. Кроссворд: «Животные»
  2. Р.и.: «Насекомые», «птичье лото»
  3. Динамическая пауза про весну
  4. Рисование манкой картина весны

Приложение.

Развивающие игры:

Игра: «Времена года»

Цель игры

Расширять и конкретизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, на основе предметно-схематических моделей и сюжетных картинок. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Вариант 1

Материал: предметно-схематические модели

Разложить модели в порядке появления признаков сезона. И раскрыть содержание каждой модели.

Вариант 2

Материал: сюжетные сезонные картинки

Разложить сюжетные картинки в порядке появления признаков сезона. Раскрыть содержание каждой картинки с установлением причинно-следственных связей между живой и неживой природы.

Вариант 3  игра «Путаница»

Материал: предметно-схематические модели.

Разложить модели двух или более сезонов, необходимо выбрать модели соответствующего сезона, и объяснить свой выбор.

Вариант 4   игра «Путаница»

Материал: сюжетные сезонные картинки.

Разложить сюжетные картинки двух или более сезонов. Необходимо выбрать сюжетные картинки данного сезона и разложить их в порядке появления их в природе. Составить рассказ по картинкам с установлением причинно-следственных связей.

Вариант 5

Материал: предметно-схематические модели, сюжетные картинки.

Разложить модели или сюжетные картинки двух или более сезонов. Необходимо разложить модели каждого сезона в порядке появления признаков в природе, с объяснением и называнием всех месяцев каждого сезона.

Вариант 6

Материал: сюжетные картинки и предметно-схематические модели.

Разложить модели и к ним сопоставить сюжетные картинки.

Игра «Найди лишнее»

Цель игры:

Конкретизировать представления о группах животных и растений. Развивать умение обобщать и выделить лишний объект. Развивать умение делать выводы, строить правильно предложения.

Материал: карточки с изображением четырех живых или неживых объектов, один  из них лишний.

Ход игры: дети называют, что изображено на карточке, а затем выделяют лишний объект  и объясняют почему, при этом объединяя в группу три и назвать к какой группе относится лишний.

Игра: «Сложи птицу»

Цель игры

Расширять и конкретизировать представления о многообразии птиц. Закреплять представления о перелетных, оседлых и зимующих птицах. Развивать комбинаторное мышление, память.

Вариант 1

Материал: разрезные картинки птиц.

Каждый ребенок получает пакетик с разрезными картинками и индивидуально складывает и называет птицу, это могут быть как перелетные, так и оседлые птицы.

Вариант 2

Дети парами получают два перемешанных пакетика, разбирают и собирают, а также называют птицу.

Игра: «Все нужны друг другу»

Цель игры

Расширять и конкретизировать представления о взаимосвязи    всех живых организмов, а также о пищевой цепи. Развивать память, интерес к животным.

Вариант 1

Картинки с изображением животных или растений, или надписи. Необходимо подобрать картинки и положить слева, то что бы съел данный объект, а справа то, кто бы съел его.

Вариант 2

Из разрезных картинок выложить цепь питания простую: в одну строчку или сложную в несколько.

Вариант 3

Раздаются пакетики, в которых лежат картинки на пару детей. Дети самостоятельно из предложенных картинок выкладывают цепи питания.

Вариант 4     «найди ошибку»

Предложить цепь питания, в которой есть ошибка, необходимо ее найти.

Вариант 5    «чего или кого не хватает?»

Предложить цепь питания с пропущенными звеньями, необходимо определить, какое  звено отсутствут.

Игра: «Где, чья среда обитания?»

цель игры

Познакомить и закреплять представления о средах обитания: наземной, воздушной и водной. Развивать умение определять по строению животного его среду обитания и чем питается.

Вариант 1

Предложить модели с изображением среды обитания и картинки с изображением животных, необходимо выбрать тех, кто обитает в данной среде, и объяснить свой выбор.

Вариант 2

Два или три обруча в них модели сред обитания. Необходимо разложить животных по обручам в соответствии со средой обитания. Объяснить свой выбор.

Вариант 3

 Дети делятся на две команды, и каждая из команд, раскладывает животных по средам обитания, но с ошибками, затем меняются и находят ошибки с объяснением, связывая среду со строением и питанием.

Игра: «Путаница»

Цель игры:

Конкретизировать и обобщать представления о природе: сезонные изменения, строения травянистого растения, изменение дерева в разные сезоны,  обитание в среде. Развивать мышление, умение делать выводы, правильно строить предложение.

Вариант 1

Материал: карточки с изображением сезонов.

Ход игры: предлагается карточка  с изображением сезона, на которой добавлены признаки других сезонов, ребенок должен найти лишние признаки и объяснить свой выбор, выстраивая причинно-следственные связи.

Вариант 2

Материал: картинки с изображением травянистого растения

Ход игры: предлагается карточка с изображением травы, где нет кокой-то части, или части перепутаны, дети называют какой части нет или, что перепутано. Можно раздать каждому по карточке и ребенок индивидуально объясняет.

Вариант 3

Материал: карточки с изображением деревьев в разные сезоны

Ход игры: предоставляются картинки с изображением деревьев в разные сезоны, в них есть ошибки, дети должны найти ошибку и объяснить ее, установив причинно следственную связь с сезоном.

Вариант 4

Материал: кусочки  панно  и разрезанное травянистое растение,

Ход игры:

Дети должны собрать растение и назвать его части. Также можно, чтобы одни дети собрали неправильно травянистое растение и отдали его другому ребенку, а тот должен найти ошибку.

Вариант 5

Материал:  картинки с изображением сред обитания.

Ход игры:

Предлагаются картинки с изображением сред обитания, в которых есть животные, не относящиеся к данной среде, необходимо найти ошибку и объяснить свой выбор, устанавливая связь между строением, питанием и средой обитания.

Игра : «Распутай растения»

Цель игры: обобщать представления о группах растений, о видах травянистых растений, о хвойных и лиственных растениях.  Развивать умение обобщать и классифицировать, развивать мышление, память.

Материал: демонстрационные картинки растений

Ход игры:

1 предлагаются картинки с изображением с изображением деревьев, кустарников и травы, дети должны с помощью моделей разложить данные картинки, обобщают и называют признаки группы.

2 предлагаются картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, дети должны по моделям распределить картинки, затем обобщают, выделяя общие признаки и отличительные.

3 предлагаются картинки с изображением луговых  и растений водоема, с помощью моделей разложить картинки, объяснить свой выбор, установить связь между средой обитания и строением.

Игра « Пищевая цепь»

Цель игры: закрепить представления о пищевой цепочки, развивать быстроту реакции.

Материал:  мяч

Ход игры:  первый называет живой объект и бросает следующему, тот называет объект, который съест предыдущего и так далее.

Игра: « Кто, где живет?»

Цель игры: закреплять представления о диких и домашних животных, о родителях и их детенышах. Развивать речь и мыслительные процессы.

Ход игры:

  1. предлагаются картинки с изображением диких и домашних животных и модели «дома» и «леса». Дети рассматривают картинки и называют животных, а затем раскладывают их по моделям, затем обобщают группы и называют признаки характеризующую каждую группу.
  2. Раздаются картинки с изображением диких и домашних животных, в разные стороны помещения кладутся модели «леса» и «дома», дети под музыку прыгают и бегают, а когда музыка заканчивается, каждый  бежит к своему « дому».
  3. На ковралине картинки диких и домашних животных, дети выкладывают, что необходимо для жизни. Затем обобщают, называют каждую группу.
  4. Картинки диких или домашних животных, дети подбирают, чем данное животное питается. Обобщают, кто как добывает себе еду (дикие сами, а домашним дают люди, или они сами на улице)

Игра: « Медвежонок учится»

Цель игры:

Конкретизировать представления о диких и домашних  животных, кто какие звуки издает и некоторые знания о жизни животных.

Материал:

Картинки  животных

Ход игры:

  1. Медвежонку в лесной школе задали сложную задачку – показать палочкой на животное, которое говорит «му-у-у». Посмотри, кого он выбрал! (кот) как называется этот зверь, как он говорит? И кто же все-таки мычит?
  2. Медвежонок разделил диких и домашних животных, посмотри, правильно  ли он это сделал? Если нет,  исправь ошибку. Сделай правильно.
  3. Наступила осень медвежонок начал готовиться к спячке, но ведь не все животные спят. Призадумался медвежонок, кто же не спит? Помоги медвежонку разобраться в этой сложной задаче.
  4. В школе задали задание медвежонку, что бы он подумал, чем животные отличаются друг от друга. Сел дома делать задание медвежонок и призадумался.   Давайте поможем.                
  1. Разделите животных по внешнему виду
  2. Как называется каждая группа?
  3. Чем они отличаются друг от друга?
  4. Давайте выберем модели к каждой группе.

5.Как-то ел медведь мед вместе с пчелами и думал о том, что же едят домашние звери?  Пошел медвежонок к домашним животным спросить у них, что же они едят. Пришел он в деревню и встретил он первого  котика: «котик, что ты ешь?» - а котик отвечает, - « я люблю кушать рыбку, пить молочко, мышек»

А потом он встретил коровку, и она сказала, что любит кушать травку, сено, пить водичку. А собачка любит кушать мясо, пить молочко или водичку, козочка, барашек, тоже любят есть, что и коровка.. Вот мишка, что узнал, когда ходил в деревню.

  1. Тоже самое путешествие медвежонка по лесу и встреча с разными животными и беседа с ними   о том, что они едят.

             

Динамические паузы:

Динамическая пауза «Звериная зарядка»

(по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Раз – присядка. Два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться, любят долго потянуться, обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. А кому зарядки мало – Начинаем все сначала!

«Физкультминутка» 
Дятел жил в дупле пустом Дети похлопывают ладонями
Дуб долбил, как долотом по спине впереди стоящего.
Тук –тук –тук, тук – тук – тук! Поколачивают пальцами
Долбит дятел крепкий сук
Клювом, клювом он стучит, Постукивают кулачками
Дятел ствол уже долбит
Дятел в дуб все тук да тук постукивают ребрами ладоней
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал поглаживают ладонями
Постучал и замолчал.
Потому что он устал.




Летний дождь

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намывают руки.

Н Нищева

Овощи

Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.

Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.



Останавливаются, крутят водящего.
Разбегаются, приседают,
водящий их ищет.

Пальчиковые игры:

«Поросята»

Педагогический замысел: развитие координации движения.

Ход проведения:





Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Мизинцы.

Безымянные.


"Фонарики".

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Средние.


Указательные.
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Большие.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

«Разминка»

Педагогический замысел: развитие общей моторики.

Ход проведения:

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.


Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.


Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.
Прижимаем указательные пальцы к губам.


Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.




Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.

«Кролик»

Педагогический замысел: развитие синхронности обеих рук.

Ход проведения:

Маленький кролик с большими ушами,

Розовым носом,



Смешными усами

Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шёрстку себе

Или спит.

Кролик ушами всегда шевелит.

Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов


Кисти прижать к голове, как ушки.

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Указательные пальцы прижаты к губам.

Роем норку (колени).


"Чистим шёрстку".

Руки складываем, кладём под щёку.
Шевелим "ушами".

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.


 

«Черепашка»

Педагогический замысел: развитие умения удерживать позу.

Ход проведения:



Моя черепашка в коробке живёт,


Купается в ванне,

По полу ползёт.



Её на ладошке я буду носить,

Она не захочет меня укусить

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Руки возвращаются в исходное положение.

Отрицательный жест головой.
 


«Зайцы»

Педагогический замысел: развитие кинестетических ощущений.

Ход проведения:

Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
 

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.





Хлопаем в ладоши.

Бежим пальчиками по столу или коленям.

«Весна»

Педагогический замысел: развитие умения удерживать позу.

Ход проведения:

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (2 раза)


Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,


А из под старой травки,
Уже глядит цветок(2 раза)







Раскрылся колокольчик.
В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
Ладони сомкнуты "ковшом".
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
Пальцы постепенно разгибаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".



«Жучок»

Педагогический замысел: развитие мелкой моторики.

Ход проведения:

Этот маленький жучок
По земле* гуляет,


Листик сладенький найдёт
И его кусает.

Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.

Этот маленький жучок
По траве* гуляет...

Этот маленький жучок
По кустам* гуляет...

Этот маленький жучок
Выше залезает,

Вот он ямочку нашёл,

Лёг и отдыхает.

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.

Перебираем пальцами по ступням.


Щипаем ступни.



Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).


Перебираем пальцами по коленям.

Перебираем пальцами по животу.

Перебираем пальцами по груди.


"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Пальчики сжимаем в кулаки.

Опускаем голову вниз, глаза
 закрываем.


Список  литературы:

  1. «МЫ». Программа экологического образования детей М 94/  Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., и доп. – СПб: «Детство- пресс», 2000. – 240 с.
  2. Алябьева Е. А.  А 60 Природа. Сказка и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Детям о самом важном)
  3. Шорыгина Т. А.  Ш 78 Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. (Развивающие сказки для детей)
  4. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада  и родителей/ Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993 -240 с.
  5. Прокофьева В. Д. Занятия с логопедом : учимся сочинять стихи и загадки / В. Д. Прокофьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 171, (1) с. : ил. – (Библиотека логопеда)
  6. Покажи стихи руками / Авт.- сост. А. Никитина. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия)
  7. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Художники Г. В. Соколов,  Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.
  8. Тугушева Г. П., Чичтякова А. К. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.
  9. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. Ун-та, 1993. – 32с.
  10. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движениями, загадки для детей (4-5 лет), (6-7лет) / Авт. – сост, А. В. Никитина. – СПб: КАРО, 2009. – 128 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия)
  11. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2010 – 160с.
  12. Игры и упражнениядля развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007 .- 144с. + 32 с. Цв. Вкл. –(Серия «Мастер класс логопеда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления с природой детей дошкольного возраста

План.1.     Роль природы в формировании личности ребенка2.      Особенности представлений о природе дошкольников.3.     Задачи и содержание ознак...

Программа развития межличностных отношений через подвижные игры в группе детей дошкольного возраста

Программа состоит из ритуала приветствия, подвижных игр и ритуала прощания. Игры предназначены для развития межличностных отношений между сверстниками дошкольного возраста....

Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.

Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой....

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...