Авторская программа: "Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста"
рабочая программа по окружающему миру по теме
Данная программа предлагает разработанную систему образовательного процесса для всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.zip | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Авторская программа:
«Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста»
Разработала педагог дополнительного образования по экологии
Васильева Елена Владимировна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Экологическое состояние нашей планеты с каждым годом ухудшается, виной этого – человек. Человек потребляет безжалостно ресурсы природы, загрязняет атмосферу, загрязняет леса и водоемы и является безжалостным «хищником». Чтобы изменить сознание человека и его отношение к окружающей нас природе, работу необходимо начинать с самого детства. Чтобы правильно сформировалось сознание нужно не только знакомить с проблемой экологии планеты, но и знакомить с природой, если знаешь, то и понимаешь.
Данную программу составила педагог дополнительного образования по экологии Васильева Елена Владимировна и реализует в ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга, во всех возрастных группах.
Совместная образовательная деятельность решает не только задачи образовательной области «Познание», но и связана с другими образовательными областями: физическая культура, социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Цель программы: создание условий для развития экологического сознания и ознакомления с окружающей природой детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Формирование у детей осознанно бережного отношения к окружающей его природе.
- Расширение и обобщение знания детей о мире окружающей природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, рассказывать, устанавливать причинно – следственные связи.
- Развитие психических процессов.
- Развитие интегративных качеств личности у детей.
Принципы программы:
НАУЧНОСТЬ. Принцип научности предполагает ознакомление дошкольников с элементарными экологическими знаниями, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
ДОСТУПНОСТЬ. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, содержание которых не может быть объяснено детям в доступной и соответствующей возрасту форме.
СИСТЕМНОСТЬ. Последовательность усвоения знаний, каждое последующее понятие основывается на уже знакомых представлениях.
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ. У детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
ИНТЕГРАЦИЯ. Важность этого принципа на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
ЦЕЛОСТНОСТЬ. Этот принцип отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой.
Младшая группа
Осень (октябрь, ноябрь)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Осень в гости к нам пришла» | познакомить с видимыми признаками осени, опираясь на предметно-схематические модели развивать речь, мелкую моторику |
|
«Что нам осень принесла?» | познакомить с понятиями овощи и фрукты расширять представления о многообразии овощей и фруктов, конкретизировать представления о признаках осени, развивать мелкую моторику, развивать речь |
|
«Осеннее дерево» | познакомить с группой растений – деревья расширять представление о многообразии данной группы (дуб, береза, клен), познакомить со строением дерева, развивать мелкую моторику расширять словарный запас |
|
«Кто любит лес?» | познакомить с группой животных – звери развивать представления о диких животных, с выявлением того, что их «дом» лес, развивать мелкую моторику, развивать речь |
|
«Кто живет дома?» | закрепить представления о группе животных звери используя предметно-схематические модели развивать представления о домашних животных с выявлением то, что их дом «двор» развивать речь |
|
«Найди свой домик» | закрепить представления о группе животных звери, используя предметно-схематические модели закрепить представления о диких и домашних животных развивать внимание и речь |
|
«Что делают звери осенью?» | познакомить с образом жизни некоторых зверей осенью (белка, медведь), обобщить представления о признаках зверей, о понятии дикие животные, развивать мелкую моторику, речь |
|
«Прощаемся с осенью» | Обобщить представления о признаках осени, расширять знания о приспособлении животных к зиме, развивать мелкую моторику, речь |
|
Младшая группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
Тема | Программное содержание | Ход |
«В гости к нам зима пришла» | познакомить с признаками зимы опираясь на модели и сюжетные картинки развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
|
«Рассматривание снегиря» | познакомить с зимующей птицей – снегирь закрепить представление о группе животных птицы используя модели развивать речь мышление |
|
«Птичья столовая» | закрепить представление о группе животных птицы расширять представление о многообразии группы птиц познакомить с элементарной пищевой цепью развивать умение устанавливать простейшую связь |
|
«Как зимуют звери?» | познакомить с жизнью белки в зимний период закрепить представления о группе животных звери, понятие дикие звери, развивать мелкую моторику, развивать память, речь |
|
Игры с водой» | Познакомить со свойствами воды: нет цвета, запаха, жидкая, |
|
«Что делает зимой медведь?» | познакомить с жизнью медведя зимой закрепить знания о группе животных звери развивать умение устанавливать причинно-следственные связи |
|
«»Где живет рыбка?» | познакомить с группой животных рыбы дать представления о водной среде обитания рыб развивать сообразительность, мелкую моторику |
|
«Рассматривание сороки» | Познакомить с птицей – сорокой, закрепить знания о признаках птиц, развивать мелкую моторику, умение строить простые предложения |
|
«Накорми животных» | Конкретизировать представления о цепи питания, закреплять знания о признаках птиц и зверей, Развивать мышление, речь |
|
«Почему животные спят зимой» | Развивать умение устанавливать простые причинно-следственные связи между сезоном и питанием животных, развивать речь |
|
«До свидания зима» | Обобщать представления о признаках зимы, развивать речь, мелкую моторику |
|
Младшая группа
весна (март, апрель)
Тема | Программное содержание | Ход |
«здравствуй, весна красна» | Познакомить с признаками весны, используя модели Закрепить представления о признаках зимы Развивать речь, память, мышление |
|
«К нам вернулся грач» | Познакомить с перелетной птицей – грач Дать понятие перелетные птицы Развивать мелкую моторику, речь |
|
«Скворушка» | познакомить с перелетной птицей скворцом закрепить представление перелетные птицы, признаки птиц развивать память, мышление |
|
«Растения весной» (первоцвет) | познакомить с группой растений – трава познакомить с понятием – первоцвет, и с первыми цветами развивать память, речь |
|
«Звери весной» | познакомить со сменой образа жизни весной в жизни некоторых зверей закрепить представление о признаках зверей развивать умение устанавливать причинно-следственные связи |
|
«Собери семью» | Познакомить с названием детенышей Закрепить представление группы зверей Развивать память, речь |
|
«Растения весной» (деревья) | Закрепить представления о группе растений – деревья Закрепить представления о строении растений Познакомить с некоторыми видами деревьев Развивать речь, память, внимание |
|
«Что любят растения?» | Познакомить с потребностями растений, закреплять представления о строении растений, расширять представления о многообразии растений, используя модели. Развивать речь, мелкую моторику. |
|
Средняя группа
Осень ( октябрь, ноябрь)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Здравствуй, осень» | Познакомить с признаками осени (идут дожди, хмурое небо, листья меняют цвет, листопад, птицы улетают на юг, созревают плоды, растут грибы). Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать память, речь, мышление |
|
«Собери урожай» | Уточнить представление об овощах и фруктах, их многообразии и значении в жизни людей. Развивать мелкую моторику |
|
«В гостях у дерева» | Познакомить с понятием «растения» Закрепить представление о строении растений. Уточнить представления о многообразии деревьев, их отличиях друг от друга. |
|
«Осенний лес» | Познакомить с признаком осени: листопадом, и его причинами Закрепить представления о группах растений и их отличий друг от друга Закрепить представления о многообразии растений Развивать мышление, речь и память |
|
«Как живет ежик?» | Познакомить с жизнью ежика в осенний период Закрепить представления о группе животных звери. Используя предметно-схематические модели Развивать умение устанавливать элементарную цепь питания между сезонными изменениями и образом жизни Развивать мышление, речь |
|
«Корзина с грибами» | Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами, и их пользой и вредом Дать представления о некоторых грибах Развивать мелкую моторику, речь |
|
«Что делают насекомые осенью?» | Познакомить с жизнью насекомых в осенний период Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни насекомых Развивать умение устанавливать элементарные цепи питания Развивать речь, память, мышление |
|
«Рассматривание комнатного растения» | познакомить с комнатным растением конкретизировать представления о строении растений, и функций каждой части активизировать речь, развивать мелкую моторику |
|
«Как готовятся к зиме звери?» | познакомить с приспособлением некоторых зверей к смене сезона закрепить представления о признаках осени развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни зверей развивать мышление, речь и память |
|
Средняя группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Здравствуй, гостья зима» | Познакомить с признаками зимы, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи между сменой сезона и изменением в жизни живых организмов Развивать мелкую моторику, память, мышление |
|
«В гостях у белочки» | Расширять представления о жизни белки в зимний период года Закреплять представления о группе животных звери Учить выстраивать простейшую цепь питания Развивать мышление, память |
|
«Прилетели свиристели» | Познакомить с зимующей птицей свиристель Закрепить представление о группе животных птицы, используя модели Развивать мелкую моторику, память, мышление |
|
«Птичья столовая» | Конкретизировать представления о многообразии группы животных птицы Развивать умение устанавливать простейшие цепи питания Развивать мышление, мелкую моторику |
|
«Что такое живое?» | Познакомить с понятием живое и признаками живого, используя предметно-схематические модели. Расширять представления о живой и неживой природе. Развивать внимание, память. |
|
«Живое – неживое» | Конкретизировать представления о признаках живого, на основе предметно-схематические модели. Развивать мышление, память. |
|
«Что такое вода?» | Познакомить со свойствами воды, используя модели. Развивать познавательную деятельность. Развивать мышление, речь. |
|
«Помоги растению» | Познакомить с комнатным растением. Конкретизировать представления о строении растения, используя модели. Развивать умение видеть, что растению необходимо для хорошего роста. Развивать речь, мелкую моторику. |
|
«Как живет зайчик и что кушает?» | Познакомить с образом жизни зайца в зимний период года. Конкретизировать представления о пищевой цепочки и установить связь с образом жизни зимой. Развивать мышление, память, речь. |
|
«Посадка семян» | Конкретизировать представление о размножении растений, через семена. Закреплять знания о необходимых факторах для жизни и развития растений. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание ухаживать за растениями. |
|
Средняя группа
Весна (март, апрель)
Тема | Программное содержание | Ход |
« К нам весна пришла» | Познакомить с признаками весны, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между изменениями неживой и живой природы. Развивать память. Речь, мышление. |
|
«Птицы возвращаются домой» | Конкретизировать представления о том, почему птицы возвращаются домой. Расширять представления о многообразии перелетных птиц (грач, зяблик, ласточка, скворец). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, мелкую моторику, память. |
|
«Звери просыпаются» | Познакомить с образом жизни некоторых зверей весной. Установить связь между наступлением весны и сменой образа жизни зверей. Развивать мышлений, речь. |
|
«Здравствуй, жучек» | Конкретизировать представления о группе животных насекомые, используя модели. Расширять знания о многообразии насекомых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мышление, мелкую моторику. |
|
«Как живут насекомые?» | Расширять и конкретизировать представления о группе животных насекомые. Познакомить с образом жизни кузнечика и божьей коровки, и их приспособлении к среде обитания. Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику. |
|
«Растения весной» | Конкретизировать представления о растениях: кусты, трава, деревья. Закреплять представления о строении растений и их функций, на основе моделей. Учить устанавливать связь между сменой сезона и образа жизни растений. Развивать мышление и мелкую моторику. |
|
«Первые цветы» | Познакомить с первоцветами, закреплять представление о строении растений и функций каждой части. Конкретизировать представление о необходимых факторах для жизни растений. Развивать память, мелкую моторику. |
|
«Кто такой барсук?» | Познакомить с млекопитающим – барсуком и его образом жизни. Учить устанавливать связи между образом жизни и сменой сезона. Развивать память, речь. |
|
«Угощение для животных» | Конкретизировать представления о элементарной цепи питания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать память, мышление и речь. |
|
Старшая группа
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Осень, осень…» | Конкретизировать и расширять представления детей о сезонных изменениях, о приспособлениях живых организмов к изменениям в среде обитания. Развивать мышление и логику. |
|
«Прогулка в лес» | Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами. Дать знания о взаимосвязи грибов и растений. Расширять представления о цепи питания. Развивать мышление. |
|
«Встреча в лесу» (заяц, медведь, лиса) | Расширять и конкретизировать знания о приспособлении зверей к сезонным изменениям на примере данных зверей. Учить устанавливать причинно-следственные связи между группой животных звери и изменениями в природе. |
|
«Путаница» | Уточнить знания о группах животных. Учить классифицировать по определенным признакам. Закреплять представления о приспособлениях каждой группы животных к сезонным изменениям. Развивать память, логическое мышление, речь. |
|
«Земля, солнце, луна» | Познакомить с нашей солнечной системой, и влияние солнца на жизнь живых организмов и неживых объектов природы. Развивать память, воображение, абстрактное мышление. |
|
«День и ночь» | Познакомить со сменой дня и ночи (используя модели: планеты Земля и солнца). Закрепить знания об основных объектах нашей солнечной системы. |
|
«Растения осенью» | Закреплять знания о группах растений. Уточнить представления о смене дня и ночи, и влиянии короткого дня на жизнь растений. Развивать логическое мышление, внимание. |
|
«Кто где живет?» | Уточнять и расширять знания о приспособлении животных к изменениям в среде обитания. Развивать умение классифицировать на группы. |
|
«Зачем нужны хищники?» | Выявить значение хищников в природе. Закреплять умение выстраивать пищевые цепи питания. Развивать внимание, мышление. |
|
«Смена времен года» | Установить связь между вращением планета Земля вокруг солнца и сменой времен года, используя модели. Обобщать знания об изменениях в живой и неживой природе со сменой времен года. |
|
Старшая группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Зимушка - зима» | Расширять и конкретизировать знания о сезонных изменениях. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезоном и живым миром. Развивать речь. |
|
«Зимовье зверей» | Закреплять представления о группе животных звери, выделить общие признаки. Обобщать и расширять представления о жизни зверей зимой: изменение внешнего вида, его значение; питание, образ жизни. Развивать мышление, речь. |
|
«Стороны света» | Познакомить с понятием стороны света. Развивать умение различать стороны света опираясь на природные подсказки. Развивать абстрактное мышление, ориентировку в пространстве. |
|
«Маленькое путешествие» | Обобщать и закреплять представления о понятиях: стороны света, времена года, день и ночь. Развивать мыслительные процессы и речь. |
|
«Зимующие птицы» | Расширять знания о группе животных птицы, закреплять умение выделять птиц из других животных по определенным признакам. Расширять представления о жизни птиц зимой, познакомить с клестом. Развивать речь. |
|
«Чудо вода» | Выделить свойства воды. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мыслительные процессы, речь, тактильную память, умение делать заключение. |
|
«Кто в воде живет?» | Расширять и конкретизировать знания о водной среде обитания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой, способом питания, строением животных. |
|
«Кому нужна вода?» | Выявить значение воды в жизни живых организмов. Закреплять представление о свойствах воды. Развивать умение делать обобщение, развивать речь. |
|
«Кто где живет?» | Обобщать представления о средах обитания: воздушной, водной, наземной. Развивать умение определять животное по строению внешнего вида, где обитает, чем питается. |
|
«Почва, кто в ней живет?» | Развивать поисково-познавательную деятельность. Выделить свойства почвы. Формировать представления, как о среде обитания. |
|
«Все в лесу нужны друг другу» | Формировать понятие о том, что природа единый организм, что в ней все взаимосвязано. Расширять представления о красной книге, и ее значении. |
|
«Зимовье зверей» | Закрепить представления о признаках зимы, о приспособлении животных к зиме, развивать речь, внимание, речь. |
|
Старшая группа
Весна (март, апрель)
Тема | Программное содержание | Ход |
Посадка семян | Формировать представление о размножении растений. Закреплять представление о строении растения и значении каждой части в их жизни. Развивать умение устанавливать связи между наступлением весны и ростом растений. |
|
«»Здравствуй весна» | Расширять и конкретизировать знания о признаках весны. Формировать представление об изменениях в природе с приходом нового месяца. Развивать речь, |
|
«Лес просыпается» | Расширять представления о жизни животных весной. Закреплять знания о группах животных. Развивать Умение классифицировать, развивать речь. |
|
«Первые цветы» | Расширять представления о многообразии растений, о значении в жизни животных и человека. Познакомить с первыми цветами. Закрепить представление о строении растений. |
|
«Песочная страна» | Познакомить со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, из мокрого можно лепить). Развивать поисково-познавательную деятельность, речь. |
|
«Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойств: невидимый. Дать представление, что воздух может двигать предметы. Развивать мышление. |
|
«Зачем нужен воздух?» | Дать знания о значении воздуха в жизни живых организмов, познакомить с процессом фотосинтез. Развивать речь, умение делать выводы. |
|
«Почему кузнечить зеленый?» | Познакомить с приспособлением животных к среде обитания, а также с предупреждающей окраской. Развивать умение делать выводы, а также устанавливать взаимосвязи. |
|
«Растения» | Обобщать представления о многообразии растений, закреплять знания о строении и группах растений, развивать умение классифицировать, обобщать. |
|
Подготовительная группа
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тема | Программное содержание | Ход |
«Осень» | Обобщать и конкретизировать знания о признаках осени, рассмотреть признаки характерные для каждого месяца. Развивать умение устанавливать связи и делать обобщения между изменениями в природе и изменением в поведении животных и их внешнем виде. |
|
«Зачем нужен лес?» | Выявить понятие, что лес единая система и является средой обитания живых организмов. Расширять представления о многообразии растений, закреплять знания о группах растений и характерных их отличиях. |
|
«В лес за грибами» | Обобщать знания, о ядовитых и съедобных грибах, о значении грибов в жизни живых организмов. Расширять представления о многообразии данной группы. |
|
«Растения осенью» | Закреплять представления о различиях между группами растений. Выявить связь между изменением внешнего вида растений и изменениями в неживой природе. Расширять представления о значении леса для людей и животных, и правила поведения в лесу. |
|
«Береги лес» | Обобщать представления о поведениях в природе. Закреплять знания о значении «Красной книги», познакомиться с животными, занесенными в нее. Предложить нарисовать плакат в защиту леса и его обитателей. |
|
«Глобус - модель нашей планеты» | Познакомить с моделью нашей планеты – глобусом. Рассмотреть и выделить основные понятия: экватор, полюса. |
|
«Вода и суша» (материки и океаны) | Познакомить с понятием «суша», дать знания о материке как о суше и океане как о водоеме. Провести сравнительный анализ суши и воды, по занимаемой площади. Развивать мышление, речь, умения делать выводы. |
|
«Вода и суша (остров, полуостров, море, озеро) | Расширять представления о видах суши и водоемах. Провести сравнительный анализ: острова – полуострова, моря – озера, и выявить признаки сходства и различия. Развивать мышление, речь внимание, умение делать выводы. |
|
«Какие бывают насекомые?» | Расширять представления о группе животных «насекомые». Углублять знания о многообразии данной группы, их приспособлении к изменениям в природе, их значение в жизни других животных, растений и человека. |
|
«Птичья кормушка» | Расширять представления: о группе животных «птицы»; о зимующих и перелетных птицах. Провести сравнительный анализ питания птиц и их зимовкой, а также питания и строения клюва птицы. Развивать мышление, речь, умение делать выводы. |
|
Подготовительная группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
«Как узнать зиму» | Конкретизировать и расширять представления о признаках зимы в живой и неживой природе, а также приспособление живых организмов к холодному сезону. |
|
«Как животные приспособились к зиме?» (звери, рыбы, земноводные) | Расширять представления о приспособлении некоторых групп животных к холодному периоду. Установить связь между питанием и поведением в зимний период. Развивать речь, память. |
|
«Наши пернатые друзья» (клест) | Расширять представления группы животных «птиц» к зиме. Познакомить с жизнью клеста зимой. Конкретизировать и обобщать представления о зимующих птицах и о жизни их зимой. |
|
«Что такое глобус?» | Расширять представления о модели нашей планеты, о рельефе планеты и ее обозначениях. Закреплять представления о материках и водоемах, развивать мышление и память. |
|
«Белые шапки планеты» | Конкретизировать знания о нашей планете (материки, водоемы), расширять представления о полюсах и животных которые обитают на них, развивать речь и память. |
|
«Звери зимой» | Конкретизировать представления о жизни животных зимой. Установить связь между питанием и образом жизни в холодный период года. Развивать мышление, умение делать выводы. |
|
«Путешествие в зимний лес» | Закреплять представления о зимующих птицах, конкретизировать знания о приспособлении животных в зимний период, развивать умение строить предложения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать координацию. |
|
«Почва, песок, глина» | Развивать поисково–познавательную деятельность. Обобщать представления о свойствах песка и глины (сухой песок сыпучий, а мокрый может принимать любую форму, пока не высохнет, глина мокрая может принимать любую форму). Обобщать знания, кому нужна почва. |
|
«Почему не кончается вода?» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления о том, что вода очень ценный продукт (она нужна всему живому). Уточнить знания о свойствах воды. Систематизировать знания о возникновении родников, ручьев, рек, озер, морей и океанов. Обогащать словарный запас с помощью новых слов. |
|
«Все о воде» | Конкретизировать представления о свойствах воды. Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов. Развивать поисково – познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы. Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду. |
|
«Путешествие по планете земля» | Познакомить с Арктикой и Антарктидой (на основе сравнения). Конкретизировать представления о рельефе Земного шара. Развивать интерес к дальнейшему изучению географических понятий. |
|
«Прогулка в лес» | Уточнить основные правила поведения человека в лесу. Конкретизировать знания о «Красной книге». Систематизировать и обобщать представления о жизни животных в зимний период. Развивать внимание и речь. |
|
Подготовительная группа
Весна (март, апрель)
«Посадка семян» | Конкретизировать представления о размножении растений. Закрепить знания о строении растений, о значении каждой части в жизни растения. |
|
«Весна в лесу» | Расширять представления о признаках весны, уточнить знания признаков для каждого весеннего месяца. Развивать умение делать выводы. |
|
«Лес просыпается» | Уточнять знания об изменениях поведения животных в весенний период, об изменениях внешнего вида. Развивать речь, мышление. |
|
«Растения весной» | Конкретизировать представления о развитии растений весной. Установить связь между изменениями в неживой природе и жизнью растений. |
|
«Деревья наше богатство» | Познакомить со строением стебля дерева, с функцией каждого слоя. Обобщать представления о различных признаках строения стеблей различных групп растений, о функциях каждой части растений. Закрепить знания о многообразии растительного мира. Закрепить представления о плодах и листьях различных деревьях. Развивать речь. |
|
«У воды, на воде, в воде» | Дать представления о том, что озеро – сообщество водных обитателей: растений и животных приспособленных к жизни в воде. Дать представления о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. Живут животные образ жизни, которых связан с водой. Все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять в соблюдении правил поведения в природе. |
|
«Зачем нам нужен воздух?» | Систематизировать и обобщать знания о свойствах воздуха (нет цвета, запаха, формы). Познакомить с составом воздуха о том, что кислород – это газ жизни и он необходим всем живым существам для жизни, с процессом фотосинтеза. Развивать память, внимание, сообразительность. |
|
«Перелетные птицы» | Расширять представления о группе животных птицы, расширять знания о многообразии данной группы, расширять представления о приспособлении к сезонам, развивать речь, память. |
|
«Насекомые» | Закрепить представления о группе животных насекомые, расширять представления о многообразии данной группы, развивать психические функции. |
|
«Знатоки природы» | Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. |
|
Приложение.
Развивающие игры:
Игра: «Времена года»
Цель игры
Расширять и конкретизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, на основе предметно-схематических моделей и сюжетных картинок. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Вариант 1
Материал: предметно-схематические модели
Разложить модели в порядке появления признаков сезона. И раскрыть содержание каждой модели.
Вариант 2
Материал: сюжетные сезонные картинки
Разложить сюжетные картинки в порядке появления признаков сезона. Раскрыть содержание каждой картинки с установлением причинно-следственных связей между живой и неживой природы.
Вариант 3 игра «Путаница»
Материал: предметно-схематические модели.
Разложить модели двух или более сезонов, необходимо выбрать модели соответствующего сезона, и объяснить свой выбор.
Вариант 4 игра «Путаница»
Материал: сюжетные сезонные картинки.
Разложить сюжетные картинки двух или более сезонов. Необходимо выбрать сюжетные картинки данного сезона и разложить их в порядке появления их в природе. Составить рассказ по картинкам с установлением причинно-следственных связей.
Вариант 5
Материал: предметно-схематические модели, сюжетные картинки.
Разложить модели или сюжетные картинки двух или более сезонов. Необходимо разложить модели каждого сезона в порядке появления признаков в природе, с объяснением и называнием всех месяцев каждого сезона.
Вариант 6
Материал: сюжетные картинки и предметно-схематические модели.
Разложить модели и к ним сопоставить сюжетные картинки.
Игра «Найди лишнее»
Цель игры:
Конкретизировать представления о группах животных и растений. Развивать умение обобщать и выделить лишний объект. Развивать умение делать выводы, строить правильно предложения.
Материал: карточки с изображением четырех живых или неживых объектов, один из них лишний.
Ход игры: дети называют, что изображено на карточке, а затем выделяют лишний объект и объясняют почему, при этом объединяя в группу три и назвать к какой группе относится лишний.
Игра: «Сложи птицу»
Цель игры
Расширять и конкретизировать представления о многообразии птиц. Закреплять представления о перелетных, оседлых и зимующих птицах. Развивать комбинаторное мышление, память.
Вариант 1
Материал: разрезные картинки птиц.
Каждый ребенок получает пакетик с разрезными картинками и индивидуально складывает и называет птицу, это могут быть как перелетные, так и оседлые птицы.
Вариант 2
Дети парами получают два перемешанных пакетика, разбирают и собирают, а также называют птицу.
Игра: «Все нужны друг другу»
Цель игры
Расширять и конкретизировать представления о взаимосвязи всех живых организмов, а также о пищевой цепи. Развивать память, интерес к животным.
Вариант 1
Картинки с изображением животных или растений, или надписи. Необходимо подобрать картинки и положить слева, то что бы съел данный объект, а справа то, кто бы съел его.
Вариант 2
Из разрезных картинок выложить цепь питания простую: в одну строчку или сложную в несколько.
Вариант 3
Раздаются пакетики, в которых лежат картинки на пару детей. Дети самостоятельно из предложенных картинок выкладывают цепи питания.
Вариант 4 «найди ошибку»
Предложить цепь питания, в которой есть ошибка, необходимо ее найти.
Вариант 5 «чего или кого не хватает?»
Предложить цепь питания с пропущенными звеньями, необходимо определить, какое звено отсутствут.
Игра: «Где, чья среда обитания?»
цель игры
Познакомить и закреплять представления о средах обитания: наземной, воздушной и водной. Развивать умение определять по строению животного его среду обитания и чем питается.
Вариант 1
Предложить модели с изображением среды обитания и картинки с изображением животных, необходимо выбрать тех, кто обитает в данной среде, и объяснить свой выбор.
Вариант 2
Два или три обруча в них модели сред обитания. Необходимо разложить животных по обручам в соответствии со средой обитания. Объяснить свой выбор.
Вариант 3
Дети делятся на две команды, и каждая из команд, раскладывает животных по средам обитания, но с ошибками, затем меняются и находят ошибки с объяснением, связывая среду со строением и питанием.
Игра: «Путаница»
Цель игры:
Конкретизировать и обобщать представления о природе: сезонные изменения, строения травянистого растения, изменение дерева в разные сезоны, обитание в среде. Развивать мышление, умение делать выводы, правильно строить предложение.
Вариант 1
Материал: карточки с изображением сезонов.
Ход игры: предлагается карточка с изображением сезона, на которой добавлены признаки других сезонов, ребенок должен найти лишние признаки и объяснить свой выбор, выстраивая причинно-следственные связи.
Вариант 2
Материал: картинки с изображением травянистого растения
Ход игры: предлагается карточка с изображением травы, где нет кокой-то части, или части перепутаны, дети называют какой части нет или, что перепутано. Можно раздать каждому по карточке и ребенок индивидуально объясняет.
Вариант 3
Материал: карточки с изображением деревьев в разные сезоны
Ход игры: предоставляются картинки с изображением деревьев в разные сезоны, в них есть ошибки, дети должны найти ошибку и объяснить ее, установив причинно следственную связь с сезоном.
Вариант 4
Материал: кусочки панно и разрезанное травянистое растение,
Ход игры:
Дети должны собрать растение и назвать его части. Также можно, чтобы одни дети собрали неправильно травянистое растение и отдали его другому ребенку, а тот должен найти ошибку.
Вариант 5
Материал: картинки с изображением сред обитания.
Ход игры:
Предлагаются картинки с изображением сред обитания, в которых есть животные, не относящиеся к данной среде, необходимо найти ошибку и объяснить свой выбор, устанавливая связь между строением, питанием и средой обитания.
Игра : «Распутай растения»
Цель игры: обобщать представления о группах растений, о видах травянистых растений, о хвойных и лиственных растениях. Развивать умение обобщать и классифицировать, развивать мышление, память.
Материал: демонстрационные картинки растений
Ход игры:
1 предлагаются картинки с изображением с изображением деревьев, кустарников и травы, дети должны с помощью моделей разложить данные картинки, обобщают и называют признаки группы.
2 предлагаются картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, дети должны по моделям распределить картинки, затем обобщают, выделяя общие признаки и отличительные.
3 предлагаются картинки с изображением луговых и растений водоема, с помощью моделей разложить картинки, объяснить свой выбор, установить связь между средой обитания и строением.
Игра « Пищевая цепь»
Цель игры: закрепить представления о пищевой цепочки, развивать быстроту реакции.
Материал: мяч
Ход игры: первый называет живой объект и бросает следующему, тот называет объект, который съест предыдущего и так далее.
Игра: « Кто, где живет?»
Цель игры: закреплять представления о диких и домашних животных, о родителях и их детенышах. Развивать речь и мыслительные процессы.
Ход игры:
- предлагаются картинки с изображением диких и домашних животных и модели «дома» и «леса». Дети рассматривают картинки и называют животных, а затем раскладывают их по моделям, затем обобщают группы и называют признаки характеризующую каждую группу.
- Раздаются картинки с изображением диких и домашних животных, в разные стороны помещения кладутся модели «леса» и «дома», дети под музыку прыгают и бегают, а когда музыка заканчивается, каждый бежит к своему « дому».
- На ковралине картинки диких и домашних животных, дети выкладывают, что необходимо для жизни. Затем обобщают, называют каждую группу.
- Картинки диких или домашних животных, дети подбирают, чем данное животное питается. Обобщают, кто как добывает себе еду (дикие сами, а домашним дают люди, или они сами на улице)
Игра: « Медвежонок учится»
Цель игры:
Конкретизировать представления о диких и домашних животных, кто какие звуки издает и некоторые знания о жизни животных.
Материал:
Картинки животных
Ход игры:
- Медвежонку в лесной школе задали сложную задачку – показать палочкой на животное, которое говорит «му-у-у». Посмотри, кого он выбрал! (кот) как называется этот зверь, как он говорит? И кто же все-таки мычит?
- Медвежонок разделил диких и домашних животных, посмотри, правильно ли он это сделал? Если нет, исправь ошибку. Сделай правильно.
- Наступила осень медвежонок начал готовиться к спячке, но ведь не все животные спят. Призадумался медвежонок, кто же не спит? Помоги медвежонку разобраться в этой сложной задаче.
- В школе задали задание медвежонку, что бы он подумал, чем животные отличаются друг от друга. Сел дома делать задание медвежонок и призадумался. Давайте поможем.
- Разделите животных по внешнему виду
- Как называется каждая группа?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Давайте выберем модели к каждой группе.
5.Как-то ел медведь мед вместе с пчелами и думал о том, что же едят домашние звери? Пошел медвежонок к домашним животным спросить у них, что же они едят. Пришел он в деревню и встретил он первого котика: «котик, что ты ешь?» - а котик отвечает, - « я люблю кушать рыбку, пить молочко, мышек»
А потом он встретил коровку, и она сказала, что любит кушать травку, сено, пить водичку. А собачка любит кушать мясо, пить молочко или водичку, козочка, барашек, тоже любят есть, что и коровка.. Вот мишка, что узнал, когда ходил в деревню.
- Тоже самое путешествие медвежонка по лесу и встреча с разными животными и беседа с ними о том, что они едят.
Динамические паузы:
Динамическая пауза «Звериная зарядка»
(по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Раз – присядка. Два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться, любят долго потянуться, обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. А кому зарядки мало – Начинаем все сначала!
«Физкультминутка»
Дятел жил в дупле пустом Дети похлопывают ладонями
Дуб долбил, как долотом по спине впереди стоящего.
Тук –тук –тук, тук – тук – тук! Поколачивают пальцами
Долбит дятел крепкий сук
Клювом, клювом он стучит, Постукивают кулачками
Дятел ствол уже долбит
Дятел в дуб все тук да тук постукивают ребрами ладоней
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал поглаживают ладонями
Постучал и замолчал.
Потому что он устал.
Летний дождь | |
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! | Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами. |
Н Нищева |
Овощи | |
Как-то вечером на грядке | Дети идут по кругу, взявшись за руки, |
Пальчиковые игры:
«Поросята»
Педагогический замысел: развитие координации движения.
Ход проведения:
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, | Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Сжимаем и разжимаем кулачки. Указательные. |
«Разминка»
Педагогический замысел: развитие общей моторики.
Ход проведения:
Головами покиваем, | Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом. Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. Подпрыгиваем на месте в ритме текста. |
«Кролик»
Педагогический замысел: развитие синхронности обеих рук.
Ход проведения:
Маленький кролик с большими ушами, Розовым носом, Смешными усами Норку глубокую роет себе Чистит он шёрстку себе Или спит. Кролик ушами всегда шевелит. Слышит шаги и лисиц, и волков, | Кисти прижать к голове, как ушки. Указательные пальцы прижаты к губам. "Чистим шёрстку". |
«Черепашка»
Педагогический замысел: развитие умения удерживать позу.
Ход проведения:
Моя черепашка в коробке живёт,
По полу ползёт. Её на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить | Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. |
«Зайцы»
Педагогический замысел: развитие кинестетических ощущений.
Ход проведения:
Десять серых зайцев И десять серых зайцев | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Хлопаем в ладоши. Бежим пальчиками по столу или коленям. |
«Весна»
Педагогический замысел: развитие умения удерживать позу.
Ход проведения:
Стучат всё громче дятлы,
| Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. |
«Жучок»
Педагогический замысел: развитие мелкой моторики.
Ход проведения:
Этот маленький жучок Листик сладенький найдёт | Перебираем пальцами по ступням. Щипаем ступни. Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям. "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. |
Список литературы:
- «МЫ». Программа экологического образования детей М 94/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., и доп. – СПб: «Детство- пресс», 2000. – 240 с.
- Алябьева Е. А. А 60 Природа. Сказка и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Детям о самом важном)
- Шорыгина Т. А. Ш 78 Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. (Развивающие сказки для детей)
- Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993 -240 с.
- Прокофьева В. Д. Занятия с логопедом : учимся сочинять стихи и загадки / В. Д. Прокофьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 171, (1) с. : ил. – (Библиотека логопеда)
- Покажи стихи руками / Авт.- сост. А. Никитина. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия)
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Художники Г. В. Соколов, Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.
- Тугушева Г. П., Чичтякова А. К. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.
- Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. Ун-та, 1993. – 32с.
- 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движениями, загадки для детей (4-5 лет), (6-7лет) / Авт. – сост, А. В. Никитина. – СПб: КАРО, 2009. – 128 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия)
- Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2010 – 160с.
- Игры и упражнениядля развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007 .- 144с. + 32 с. Цв. Вкл. –(Серия «Мастер класс логопеда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика ознакомления с природой детей дошкольного возраста
План.1. Роль природы в формировании личности ребенка2. Особенности представлений о природе дошкольников.3. Задачи и содержание ознак...
Программа развития межличностных отношений через подвижные игры в группе детей дошкольного возраста
Программа состоит из ритуала приветствия, подвижных игр и ритуала прощания. Игры предназначены для развития межличностных отношений между сверстниками дошкольного возраста....
Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой....
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...
План работы по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры через ознакомление с природой детей старшего дошкольного возраста»
Повышение собственной профессиональной квалификации....
Отчет по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры через ознакомление с природой детей старшего дошкольного возраста»
Реализация творческих возможностей....
Развитие речи детей при ознакомлении с природой в дошкольном возрасте.
Консультация для педагогов...