Перспективный план
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Евлухина Наталия Егоровна

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ

(СРЕДНЯЯ  ГРУППА)

С Е Н Т Я Б Р Ь

        ЗАДАЧИ

        1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; в живой природе: листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг (журавли,…), потому что исчезают насекомые.

        2. Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.

        3. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщить, устанавливать причинно-следственные и временные связи.

        4. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

        ЗАНЯТИЯ

        Составление описательных рассказов об овощах и фруктах

        Ц е л и. Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определить последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки. Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

        Беседа о насекомых

        Ц е л и. Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

        - Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие- во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.

        - Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. б) Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг друга.

        - Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

        - Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный- быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

        - Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее- летний или осенний.

        - Наблюдения в живой природе. Наблюдения за  деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

        - Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается  с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит все зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух- развозчиков болезней.

        - Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

        Экологические игры

        «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше-позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве», «Все по домам», «Опиши, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

        Чтение художественной литературы

        В.Бианки «Паучок-пилот»; Г.Глушнев Стихи о насекомых «Кузнец и кузнечики»; А.Майков «Пейзаж»; Э.Машковская «Осень»; М.Михайлов «Лесные хоромы»; Н.Трутнева «Улетай, наше лето»; Э.Успенский «Как растили капусту»; Г.Циферов «Как лягушонок искал папу».

        Фольклор

        Песенки-потешки, загадки, пословицы и поговорки.

        Беседы

        «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке».

        Труд в природе

        Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Изобразительная деятельность

        Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменениях в природе. В уголке самостоятельной художественной деятельности поместить обводки фруктов, овощей, грибов, деревьев.

        Уголок природы

        Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели признаков насекомых.

        Книжный уголок

        Создать уголок осеннего леса: поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса, муляжи фруктов, овощей, грибов.

        Выложить в свободное пользование игры «Кто во что одет» и «Ботаническое лото».

О К Т Я Б Р Ь

        ЗАДАЧИ

        1. Продолжить формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы: заморозки по ночам, появления инея). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья- закрепить понятие «листопад»,- холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).

        2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.

        3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.

        4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

        ЗАНЯТИЯ

        Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)

        Ц е л и. Учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Закреплять умение пользоваться моделями. Упражнять детей в обследовательских действиях.

        Наблюдение за рыбкой

        Ц е л и. Закрепить знания о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме (строение, условия жизни, уход за аквариумом). Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

        

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер холодный, иногда порывистый; небо часто пасмурное, серое, низкое, затянуто тучками; идет моросящий холодный дождь). Отметить резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад, когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно). Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

        - Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность- она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

        - Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска). Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за отлетом птиц.

        Экологические игры

        «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди пару», «Кто знает, пусть продолжает» (словесная), «Третий лишний», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом» (словесная), «Волшебный цветок», дидактическое упражнение «Раньше-позже», «Подскажи словечко».

        

Чтение художественной литературы

        Е.Благинина «Улетают, улетели…», «Осень»; Э.Машковская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А.Блок «Зайчик»; Г.Скребицкий «Лесной голосок»; К.Ушинский «Бишко».

        Фольклор

        Песенки-потешки, загадки, скороговорки.

        Беседы

        «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «осень-это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется» (в реке или в аквариуме).

        Труд в природе

        Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Совместно с воспитателем уход за обитателями уголка природы.

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Изобразительная деятельность

        Поощрять детей отражать приметы золотой осени в рисунках. Выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Поместить иллюстрации с изображением золотой осени.

        В уголке природы

        Поместить модели: строение растений, строение тела рыбы, динамические модели приспособления животных к сезону.

        Книжный уголок

        Поместить книги с осенними иллюстрациями.

        Выложить в свободное пользование игры 2Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов). «Найди пару».

Н О Я Б Р Ь

        ЗАДАЧИ

  1. Продолжить формировать умения детей устанавливать простейшие

 связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную теплую шерсть4 травоядные животные -белка, медведь -заготовили на зиму пищу; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище).

        2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.

        3. Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений).

        4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

        ЗАНЯТИЯ

        Как поливать растение

        Ц е л и. Закрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучать детей практическим навыкам поливки. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

        Как зимуют дикие звери

        Ц е л и. Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь.

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

        - Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

        - Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.

        - Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

        - Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

        - Наблюдение за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья.

        - Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.

        Экологические игры

        Дидактические упражнения «Раньше – позже», «Подскажи словечко», дидактическая игра «Знаешь ли ты?»; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов» (с элементами пантомимы); словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»; ботаническое лото «Кто во что одет».

        Чтение художественной литературы

        Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»; Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит…»; Е.Благинина «Огонек», «Улетают, улетели…», «Стрижи»;  И.Михайлова «Как обидно…»; А.Пушкин «Унылая пора…»; Л.Толстой «Волк»; В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях).

        Фольклор

        Песенки-потешки, загадки о диких зверях и осенних явлениях природы, пословицы.

        Беседы

        « Что ты видел по дороге в детский сад» (проводится в начале и конце месяца в сравнении), «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла» (с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре, ноябре). Включить в беседу игру «Расскажи без слов».

        Труд в природе

        Совместно с воспитателем ухаживать за растениями и животными уголка природы. Самостоятельно мыть камушки из аквариума и поддоны из под растений. Совместно с воспитателями и родителями готовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега.

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Уголок природы

        Поместить модели трудового процесса (поливка), динамические модели (медведь в берлоге, жук в коре и т.д.), а также цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям.

        Книжный уголок

        Подборка литературы.

        Выложить в свободное пользование игры «Волшебный цветок», «Найти пару», «Ботаническое лото».

Д Е К А Б Р Ь

        ЗАДАЧИ

        1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели.

        2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

        3. Продолжать формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности.

        4 . Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

        ЗАНЯТИЯ

        Наблюдение за воробьем и вороной

        Ц е л и. Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.

        Как живут растения зимой

        Ц е л и. Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений (с использованием моделей). Развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды.

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.

        - Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.

        - Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед бывает хрупким, а бывает прочным, толстым. Объяснить, почему.

- На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны), сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у кормушки.

        - В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с детьми, почему это происходит.

        - Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно- в темное место, другое- в светлое.

        Экологические игры

        Дидактические игры «Собери цветок» (на материале зимующих птиц: воробей, ворона, синица, сорока, снегирь); словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю» (на материале комнатных растений), «В магазине растений», «Кто знает, пусть продолжает»; подвижные игры «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике»; игра-инсценировка по стихотворению А.Пчельниковой «Птичка».

        Чтение художественной литературы

        Я.Аким «Первый снег»; Е.Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Воробей», «Ворона»; Зверев «Воробьиное Бюро погоды»;  В.Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»); Э.Успенский «Проказы старухи зимы»; В.Калинина «Про снежный колобок»; В.Чарушин «Что за зверь».

        Фольклор

        Песенки-потешки о зиме и птицах, загадки о птицах, пословицы.

        Беседы

        «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель».

        Труд в природе

        Уборка участка  снега. Окапывание снегом деревьев. Постройка снежных гаражей, ледяных горок, снежных лабиринтов. Подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника по уборке снега, за работой снегоуборочной машины. Самостоятельная поливка растений в уголке природы, посев овса для подкормки птиц, помощь воспитателю в смене воды в аквариуме.

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Уголок природы

        Поместить модели строения тела птицы; модель трудового процесса (мытье растения). Подборка иллюстраций с изображением начала зимы.

        Уголок художественного творчества

        Поместить трафареты птиц, тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей, контуры деревьев, кустарников, домов.

        Книжный уголок

        Сделать подборку книг о зиме (согласно перечню).

        Выложить в свободное пользование игры «Собери цветок», «Составь картинку», лото «Кто во что одет».

Я Н В А Р Ь

        ЗАДАЧИ

        1. Продолжить знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «метель, «вьюга», «оттепель».

        2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.

        3. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

        4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».

        ЗАНЯТИЕ

        Прогулка в зимний лес

        Ц е л и. Закрепить представление о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей, логическое мышление.

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучики, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег с солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный  день не блестит.

        Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойства снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла- превратилась в сосульку). Рассмотреть сосульку- твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

        - Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны- на толстых ветках деревьев, воробьи- на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой- если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись- это к морозу.

        - В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету (бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке отметить особенности их поведения в этот период.

        Экологические игры

        Дидактические игры «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет?», «Кто где живет?» (лото с элементами моделирования), «Кто кем будет?», «Бывает- не бывает»; подвижные игры «Льдинки», «Четвертый лишний»; игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказывают», «Кто кричит, а что трещит?».

        Чтение художественной литературы

        И.Суриков «Белый снег пушистый»; К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К.Бальмонт «Снежинка»; С.Маршак «Январь»; М.Садовский «Снегопад»; А.Клыков «Белка», «Как лиса зимует»; Покровский «Волк», «Медведь»; В.Брестов «Гололедица»; В.Кондратьев «Метель»; В.Степанов «Большая пурга»; М.Пришвин «Ночевка зайца»; В.Бианки «Снежная книга»; Г.Снегирев «Звери наших лесов»; Гаплина «Как лиса в лесу живет».

        Фольклор

        Считалки, загадки, потешки о диких зверях.

        Беседы

        «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка».

        Труд в природе

        Самостоятельно протирать листья растений и поливать (по мерке воспитателя) в уголке природы. На участке- подкормка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Понаблюдать, какая птица что будет клевать. Расчистка дорожек от снега, создание построек из снега.

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Уголок художественного творчества

        Поместить репродукции с изображением метели, вьюги. Трафареты диких зверей, обводки снежинок. На панно поместить силуэты деревьев, птиц, зверей для составления зимних пейзажей.

        Уголок природы

        Поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т.д.).

        Книжный уголок

        Поместить книги с зимними иллюстрациями. Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей это след», «Разрезные картинки» (изображение зверей, птиц), «Зоологическое лото» (с элементами моделирования).

Ф Е В Р А Л Ь

ЗАДАЧИ

        1.Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Провести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

        2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает).

        3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.

        4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.

        ЗАНЯТИЯ

        Беседа о домашних животных

        Ц е л и. Формировать понятие «домашние животные». Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным.

        Как узнать растение

        Ц е л и. Обобщить представление о типичной морфологии растений (дерево, куст, трава). Закреплять умение различать и показывать части растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

        СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        ВОСПИТАТЕЛЯ  С ДЕТЬМИ

        Наблюдения и опыты

        - Наблюдения в неживой природе. Февраль- месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики- это явление называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось.

        Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли по снегом (замерзла, твердая) вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

        - Продолжить подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

        -Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление  жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

        Экологические игры

        «Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найти по названию», «Где спряталась матрешка?», «Кто кричит, а что трещит?», «Когда это бывает?»; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка».

        Чтение художественной литературы

        С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?»; Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К.Ушинский «Лошадка»; Е.Клокова «Мой конь»; А.Александрова  «Новый знакомый»; В.Степанов стихи  «Большая пурга»; В.Кондратьев «Метель»; Е.Чарушин «На нашем дворе»; Н.Пожарицкая «Путешествие к домашним животным».

        Фольклор

        Песенки-потешки, загадки о домашних животных.

        Беседы

        «Что будем, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег- в лесу или в огороде. Почему?», «Мой домашний любимец».

        Труд в природе

        Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на участке. Сбор сухих обломанных веток. В уголке природы- самостоятельный полив растений, кормление рыбок (по мерке воспитателя), уход за посадками.

        

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

        Уголок художественной деятельности

        Выставить репродукции картин Шишкина «Зима», Поленова «Московский дворик». Трафареты птиц, домашних животных, книжки-раскраски.

        Уголок природы

        Разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги и модели: части растений, существенные признаки домашних животных.

        Книжный уголок

        Разложить книги К.Ушинского, Е.Чарушина.

        Выложить в свободное пользование игры «Зоологическое лото», разрезные картинки.

МА Р Т

ЗАДАЧИ

1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).

2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).

3. Закреплять знания о структуре трудового процесса с использованием моделей.

4. Воспитывать дружеское отношение детей друг другу в процессе наблюдений, труда в природе.

ЗАНЯТИЯ

Жизнь диких зверей весной

Ц е л и. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни зверей.

Посадка гороха в уголке природы

Ц е л и. Формировать занятия о процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

- Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавления дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, Объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,- острые и тонкие, на теневой стороне- сосулек меньше и они другой формы. Обсудить. почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

- Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

- Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

- Опыты.

1.Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

  1. Предложить ребятам потрогать воду в лужах. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

Экологические игры

Дидактические игры «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Съедобное- несъедобное», «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса».

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Весенняя песенка»; Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г.Скребицкий «На лесной полянке»; Н.Сладков «Весенние радости»; А.Алферов «Март»; В.Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук»,»Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С.Аксаков «Гнездо».

Фольклор

Песенки-потешки, заклички, загадки о весне.

Беседы

«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной), «Что ты видел необычайного по дороге в детский сад».

Труд в природе

Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. Уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

Уголок природы

Поместить модели трудового процесса посадки семян. Выложить в свободное пользование разрезные картинки с изображением диких животных, игры «Когда это бывает», «Четвертый лишний».

Уголок художественной деятельности

Разместить контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски весенней тематики. Картинки-пейзажи: «Таяние снега», «Проталины», «Грачи прилетели».

А П Р Е Л Ь

ЗАДАЧИ

1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин).

2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов).

3. Развивать умственную операцию «обобщение».

4. Продолжать развивать связную речь детей.

ЗАНЯТИЯ

Птицы

Ц е л и. Обобщать у детей представление о птицах на основе выделения существенных признаков. Развивать умение соотносить изменения в природе  с жизнью птиц в лесу весной.

Составление описательных рассказов о комнатных растениях

Ц е л и. Учить последовательному и полному рассказу об объекте. Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

- Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (по утрам солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, когда они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака-кучевые. Почему они так называются? (Держаться на небе кучками). Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.

- Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.

- Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

- Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов). Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

- Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонче щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Экологические игры

Дидактические игры «Где спряталась матрешка?», «Найди дерево по описанию», «Загадай-мы отгадаем», «Съедобное – не  съедобное», «Помоги малышам»; подвижные игры «Все по домам», «Мышеловка», игры с элементами драматизации «Ручейки и озера», «Времена года» (из книги А.Молодовой «Экологические игры»).

Чтение художественной литературы

Л.Аким «Апрель»; В.Бианки «Последняя льдинка»; Н.Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся»; К.Ушинский «Пчелки на разведках».

Фольклор

Заклички, весенние песенки-потешки, загадки о весенних явлениях природы.

Беседы

«Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах), «Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения). «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).

Труд в природе

Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. На участке: уборка снега, посыпание дорожек песком. Самостоятельная поливка комнатных растений, протирание листьев. Совместно с воспитателем опрыскивание растений, подкормка, пересадка, рыхление. Выращивание рассады уличных цветов. уход за животными. На участке – окапывание деревьев.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

Уголок художественного творчества

Разместить репродукции картин И.Левитана «Весна», «Большая вода». Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски.

Уголок природы

Поместить модели строения тела птицы.

Выложить в свободное пользование разрезные картинки птиц (6-9 частей), игры «Четвертый-лишний», «Соберемся на прогулку».

М А Й

ЗАДАЧИ

1.Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.

2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающей природе.

ЗАНЯТИЕ

Путешествие в весенний лес (обобщающая беседа о весне)

Ц е л и. Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Совершенствовать речь.

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

- Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый, нежный).

- Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.

- Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи- стебель). На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течении месяца. Отметить его изменения.

- Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете: когда цветет черемуха- это к холодам). В течении месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть красоту ярких красок весны.

- С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением.

- По возможности отметить прилет ласточек, стрижей.

Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).

- Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.

Экологические игры

Дидактические игры «Магазин «Цветы», «Четвертый лишний», «Помоги малышам»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь»; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя в бору»; игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы, кыш от березы».

Чтение художественной литературы

Н.Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом» (сказка), «Подножная травка» (сказка); Г.Сербицкий «Счастливый жучок»; В.Степанов «Летающий цветок»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Серова «Ландыш», «Фиалка»; В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук»; Е.Чарушин «Воробей»; В.Бианки «Первая охота».

Фольклор

Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы.

Беседы

«правила друзей леса» (с использованием моделей), «Дома появились малыши» (рассказать о рождении котят, щенят, птенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»), «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной».

Труд  в природе

Уход за растениями в уголке природы (полив, разрыхление почвы, опрыскивание растений). Продолжать уход за посадками овощей: прореживание, прополка. Помогать воспитателю в уходе за животными, в теплый день вынести обитателей уголка на улицу.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

Уголок природы

Поместить модели: строения и потребностей растений, правила друзей леса.

Уголок художественного творчества

Поместить репродукции Кончаловского «Сирень белая и розовая», И.Левитана «Одуванчики». Обводки насекомых, взрослых птиц и их птенцов. На панно: силуэты деревьев, кустарников, животных для выкладывания весеннего леса.

Книжный уголок

Выставить иллюстрации цветущих деревьев, книги: Е.Благинина «Черемуха», М.Пришвин «Золотой луг», Е.Чарушин «Воробей».

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....