Экологический проект « ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Глушко Елена Фёдоровна

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_eto_zhizn.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект « ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»

Введение: 

Сроки выполнения проекта: краткосрочный (январь-февраль)

Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.  

Гипотеза: мы предположили, что

                               без воды нельзя прожить,
                              не умыться, не напиться без воды.
                              Листику не распуститься без воды.

                               Без воды прожить не могут

                               Птица, зверь и человек.

                               И поэтому всегда,  
                              Всем везде нужна вода.

Задачи: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом приро-ды – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Развивать познавательные способности, творческое воображение.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, формировать осознанное, бережное отношение  к воде как важному природному ресурсу.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правиль-ных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готов-ность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие эколо-гической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически гра-мотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Мир детей – это удивитель-ный мир, это мир почемучек. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы.

Методы исследования: 

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная нагляд-ность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • слушание музыки.

Актуальность: Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.

Ученые подсчитали, 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными слова, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.  Если учесть, что 75% пресной воды «заморо-жено» в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находиться под зем-лей в виде грунтовых вод, а еще 0,5% «рассредоточено» в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источник воды – реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0, 01% мировых запасов воды.
Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятель-ности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно под-тверждают истину: самые ценные ресурсы – водные. И это еще не все. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд),  вода необ-ходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений) . Дети получают представление о некоторых видах рек,  водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять! Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Вода – это жизнь».

К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонти-рованные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. К тому же вода – не только природный ресурс. Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство  детей с круговоротом воды в природе. Очень важно научить детей – бережно относиться к воде.

 

Содержание проекта

ǀ этап. 

1. Беседа: «Вода в жизни человека».

 Цель: продолжать знакомство со свойством воды, как растворителя,  уточ-нить значение её для всего живого; воспитывать бережное отношение к воде.

2. Занятие: «Путешествие в страну комнатных растений».

Цель: дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека; уточнить представление о значе-нии корня для растений, и о значении воды в жизни растений (впитывает из почвы влагу и питательные вещества; без воды не может существовать ни одно растение на земле, вода-это источник жизни для растений и всего жи-вого на земле).

3. Дидактическая игра «Волшебный круг»

Цель: расширять знания детей о природе родного края, развивать любоз-нательность.

4. Чтение литературных произведений.

«По щучьему велению» русская народная сказка,

С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»,

С.Маршак «Водопровод»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Ф.Тютчев «Весенние воды» ,

А.Веденский «Песенка о дожде»,

Н.Заболоцкий «На реке»,

Г.Снегирев «К морю»,

М.Ильина «Приключения воды»,

Гаршин «Лягушка - путешественница»,

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

5.Опыты и исследовательски – поисковая деятельность:

    1. «Вода: свойства воды, её состояния»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    2. «Путешествие капельки».

Цель: объяснить детям причину выпадения осадков в виде дождя и снега, развивать интерес к явлениям природы.

     3. «Пар-это вода! ».

Цель: познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие, лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом (воздухом, пар превращается в воду; познакомить с паром, с условием его образования; дать знания о том, что пар очень горячий, опасный им можно обжечься;

6. Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна».

Цель: создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и играх, развивать двигательную активность.

7. Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде».

Цель:  воспитывать навыки безопасного поведения на воде.

ǁ этап

1. Беседа: «Вода вокруг нас»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

2. Наблюдение:

   1.  «Где мы видим воду?» (снег, лёд, ручейки, облака, дождь, туман, роса)

    2. «Сравнение аквариумных и речных рыбок. (Чем питаются? Как плава-ют? Как дышат?) Закрепить полученные знания. Вызвать эмоциональный отклик, желание беречь водные ресурсы.

3.Сочинение сказки «Приключения Ручейка», рассказов «Как я путешество-вал к морю».

Цель: развивать связную речь, образные представления.

4. Экскурсия на реку Сосыка.

Цель: закрепить знания о реке Сосыка, её обитателях; рассказать о взаимо-отношениях человека и реки; закрепить знания о правилах поведения вблизи рек, вызвать радость, эмоциональный подъем.

5. Занятие «Вечная слава воде».

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания де-тей о воде и ее значении. Учить находить выход из сложившейся ситуации.

6. Опытно – экспериментальная деятельность: «Ознакомление со свойствами дерева и металла».

Цель: познакомить  детей со свойствами дерева и металла на основе сравне-ния (металл твёрже, тяжелее и звонче дерева; металл тяжелее дерева-в воде тонет; дерево легче металла-в воде не тонет, может плавать на её поверхнос-ти); дать представление о том, что произойдёт с деревом и металлом при дли-тельном воздействии на них водой (металл- ржавеет, дерево-набухает, напол-няется водой и через определённое время дерево разрушается, превращается в труху) ;обратить внимание на силу воздействия воды в окружающей среде;

7. Слушание музыки:

Свиридов «Дождик»,

Шаинский «Облака»,

Аренский «Лесной ручеек»,

Малков «Мы на речку идем»,

Куликова «Капельки»,

Вережников «Под дождем»,

Римский – Корсаков «Океан – море синее».

8. Занятие «Как помочь загрязненной реке».

Цель: способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным наблюдениям за состоянием водоемов при совместном отдыхе с родителями на природе. Научить способу очистки загрязненной воды.

ǀǀǀ этап

1. Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и рас-тений).

Цель: рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений, прибрежных растениях.

2. Занятие «Золотая рыбка просит помощи».

Цель: рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать выводы, умозаключения.

3. Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Цель: Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атри-буты.

4. Проведение дидактических игр: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки», «Кто больше назовет?», «Что будет, если?»,  «Что это такое?», «Хорошо – плохо».

Цель: познакомить детей с круговоротом воды.

5. Выпуск плаката: (родители вместе с детьми)

«Не бросай мусор в воду»

«Не рви водные растения»

«Не бросай в воду стекло»  

 Цель: воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

6. Занятия по изо деятельности:

   «Волшебница-вода»- рисование

Цель: развивать творческие способности, фантазию

   «Снежинка» (барельеф)- лепка из пластилина

Цель: обратить внимание на красоту и неповторимость снежинок, учить создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.

    «Водоем»- коллективное изготовление панно.

Цель: упражнять детей в использовании различных материалов, развивать творчество.

7. Проведение КВН «Знатоки природы» (дети, родители).

8. Создание экологического музея «Вода в природе и в жизни человека». (Родители совместно с детьми оформляют экспонаты музея, относящиеся к воде: камни, ракушки, фотографии водных сооружений).

9. Презентация проекта «Вода – это жизнь».

Вывод:

Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; (наблюдали на прогулках за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, учились видеть красоту природы).

Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое  и  парообразное,  и наоборот;  устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.

У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.

Дети   осознают необходимость бережного отношения к воде, как природно-му ресурсу.

Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде.

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Вода - это жизнь"

Данный материал разработан  с целью внедрения и апробации новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТСООП) дошкольного образования «От рож...

Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».

Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...

Экологический проект "Вода - это жизнь"

Работа по проекту ведется в рамках подготовки экологического мероприятия, посвященного Международному Дню Воды с детьми старшего дошкольного возраста...

Экологический проект « Вода – это жизнь»

Эколагический проек для детей младшей гуппы"Вода-это жизнь"...

Экологический проект " Вода - это жизнь"

Экологический проект " Вода - это жизнь" формирует у детей представление о воде, как природном объекте, и о  необходимости беречь воду....

Экологический проект «Вода-источник жизни на Земле»

В данной презентации представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей  старшего дошкольного возраста  с использованием метода проектов....

Экологический проект «Вода – это жизнь! Берегите воду!»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...