Использование моделирования в образовательном процессе детского сада
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
В наш динамичный век значительно увеличивается поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.
Процесс познания окружающего мира ребенком непрост, но невероятно важен для него. Однако, многие явления ребенку невозможно воспринимать непосредственно. Чаще, на основе чувственного познания ему требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.
Решать эти задачи помогает метод моделирования.
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения, когда реальный предмет или явление могут быть заменены в деятельности детей каким-либо знаком, предметом, изображением, отражающим их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы - оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, она служит обобщенным отражением явления.
Метод моделирования можно успешно использовать в разных образовательных областях дошкольного образования.
В дошкольном возрасте нашли применение следующие виды моделей:
- предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей какого-либо объекта (технические игрушки, модели построек, аквариум- как экосистема водоема, макеты Африки, Северного и Южного полюса, глобус, модели солнечных, свечных часов, макет вулкана и т.п.)
- предметно-схематические модели, в которых существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов- макетов (различные алгоритмы последовательности действий: умывания, одевания, накрывания на стол; чертежи и выкройки, модель времени, этажей леса, приспособления животных к природным условиям и среде обитания –«мимикрия» и т.п.
- графические модели (графики. схемы и т.п.) условно (обобщенно) передают признаки, связи и отношения предметов и явлений, а также их частей (календари природы и погоды со специальными значками- символами для обозначения явлений в живой и неживой природе, схема микрорайона, карточки природных зон, модели классов животных и объектов живой природы
Среди графических моделей особое место занимают мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Мнемотаблицы обеспечивают не только эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, но и формируют умение ее систематизировать и обобщать.
Методика использования наглядного моделирования в разных видах деятельности во всех возрастных группах широко представлены в методической литературе. Мы в своей работе для решения задач в разных образовательных областях пользовались следующей литературой:
- Ознакомление с природой и экологией
Кондратьева Н.Н. «Мы» -программа экологического образования детей
Николаева С.Н. «Юный эколог»
«Добро пожаловать в экологию» (рабочие тетради)
- Ознакомление с окружающим миром
Дыбина О.В. «Что было до…», «Из чего сделаны предметы», «Рукотворный мир» ± рабочие тетради «Я узнаю мир»
Вахрушев А.А. и др. «Здравствуй, мир» ( по программе «2100»)
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» (сказки)
Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (сказки. карты Проппа)
Гурьева Н. «Год до школы: развиваем память» (мнемотаблицы)
статьи из ж-ла «Дошкольное воспитание»- Ивченко С. «Картинки- помощники» (опорные таблицы для рассматривания и составления рассказов по картинам : пейзажам. натюрмортам, портретам) -№2-2005 ; Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов» -№10- 1990
- Обучение грамоте
Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (карточки звуков)
Новоторцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» (игровые задания с буквами)
- Изодеятельность
Лыкова И.А. – технологические карты
Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста» (таблицы и схемы последовательности рисования)
и мн.др.
Использовать наглядное моделирование мы начали со 2-ой младшей группы с алгоритмов последовательности процессов одевания, умывания, схемы расположения вещей в шкафчиках. Кроме того, именно во 2-ой младшей группе, с целью развития навыков связной речи стали использовать графические модели сказок, где в роли героев сказок появились символы- заместители, которые постепенно перешли в картинно- графические планы, отражающие уже и простые взаимосвязи между объектами. К концу года, когда дети накопили определенный опыт, стали вводить видовые таблицы по ознакомлению с конкретными объектами природы. ( см. программу «Детство»)
В средней группе возрастные особенности детей позволили нам выходить за пределы непосредственно ощущаемого, возможности использования различных моделей значительно расширились:
- для составления описательных рассказов стали использовать опорные таблицы
- для заучивания стихотворений – мнемотаблицы, в которых на базовые слова или словосочетания придумывается какая-либо картинка или значок
- в рисовании – схемы последовательности рисования от основных (базовых) форм
Кроме того, в ход познавательных занятий начали вводить графические модели живого и неживого, основных классов животных.
Практическая самостоятельная деятельность детей также пополнилась схемами дежурства по столовой, ухода за растениями, стирки салфеток и т.п. Вначале схемы и таблицы включали в себя предметные картинки, потом они стали заменяться на символические изображения предметов, силуэты, контуры, а затем – на знаки и символы (геометрические фигуры, цветовые условные обозначения и т.п.)
В средней же группе мы стали включать в работу опыты, эксперименты и наблюдения, результаты которых оформлялись в виде схем, мнемотаблиц, ленточных моделей. ( см. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» (мир растений); Дыбина О.В. « Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников ); Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему?» (опыты и эксперименты для детей 5-9 лет) и др.
Старший дошкольный возраст, который позволяет ребенку накопить определенный багаж знаний, развить познавательные способности, интересы, любознательность, предоставил нам возможность включать в образовательный процесс познавательную литературу (энциклопедии), мультимедийные средства (компьютерную графику, слайды, презентации, фильмы и т.п.), и , конечно, разнообразные наглядно- графические модели. При этом дети стали активно использовать символические изображения, графические схемы в самых разных видах деятельности: конструировании из разных видов конструкторов и бумаги, режиссерских играх, в рисовании.
Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и явлениями, их свойствами и взаимосвязями. Освоение знаковой системы (цифры, буквы) мы дополнили Азбукой Морзе, семафорной азбукой, дорожными знаками, что позволило нам использовать эти символы в логических таблицах, графических схемах и картах. Усложнились и наглядные пространственные модели, в которых мы постарались отразить связи и отношения предметов и их частей, существующие объективно (макеты природных зон, этажей леса, модель исчисления времени и т.п.) Построение модельных образов стало основой усвоения детьми обобщенных знаний : н-р, зависимость внешнего вида от природных условий и среды обитания, пониманию существенных взаимосвязей.
Решение познавательных задач, формирование представлений об окружающем тесно связано с развитием речи, осознанием ее строения. Обучение звуковому анализу слов, формирование зрительного образа букв, а также творческое рассказывание и заучивание стихотворений проводилось нами с использованием схем, таблиц, наглядно - графических моделей. На этой основе успешно развивается речевое творчество детей: придумывание сказок с помощью карт Проппа, составление описательных рассказов по опорным карточкам и таблицам, при этом модели используется нами не только как средство планирования речи, но и как логическая основа, алгоритм связного речевого потока. Мы учим детей выделять основные или общие части и признаки предметов, связывать их между собой, а затем, в соответствии с этой схемой, составлять наглядную модель - мнемотаблицу, ленточную схему.
При этом проявляется активная интеллектуальная работа самих детей – это и выделение существенных признаков и свойств предмета или явления, и графическое отображение их в наглядной модели.
Наглядное моделирование стимулировало у наших детей и развитие исследовательских способностей, привлекало их внимание к использованию разных способов обследования предмета и его свойств, а также развивало умение отражать результаты обследования в наглядном виде (в ходе разнообразных опытов, экспериментов и наблюдений).
Широко используем графическое моделирование и в продуктивных видах деятельности: схемы последовательности в предметном и декоративном рисовании, аппликации и художественном труде, при знакомстве с композицией и пропорцией, построении схем и чертежей построек из разных видов конструкторов.
Т.О., используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания
- формулировать и высказывать суждения. делать умозаключения
- наглядное моделирование оказывает влияние на развитие речи, внимания, памяти, мышления
- применяя графические аналогии учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания
- использование символических аналогий облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала
- наглядное моделирование способствует развитию познавательных интересов. любознательности
-что во многом готовит детей к успешному обучению в школе, способствует формированию способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане, развивает "знаковую функцию сознания"- показатель более высокого интеллектуального уровня детей.
«Использование моделирования в образовательном процессе»
(сообщение из опыта работы)
Воспитатель МДОУ д/c № 42
Ершова Г.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Преимущество использования Информационных технологий в образовательном процессе детского сада
Презентация к проведения семинара для педагогов на тему "Использование информационных технологий в образовательном процессе"...
Презентация на тему"Метод моделирования в образовательном процессе детского сада"
Метод моделирования в образовательном процессе детского сада...
Презентация "Моделирование в образовательном процессе детского сада"
Презентация "Моделирование в образовательном процессе детского сада"...