Лекарственные растения РСО-Алания
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе .
Тема : «Лекарственные растения республики Северная Осетия – Алания».
Цели образовательные : 1.Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах, растущих на территории Северной Осетии ; о правилах их сбора, хранения и применения. 2.Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности и творческое воображение в практической деятельности ; формировать знания о строении и характерных особенностях растений . 3.Закреплять знания детей о растениях , как о представителях флоры Земли , их красоте , пользе. Воспитательные : - воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе; - воспитывать у детей любознательность ,интерес к изучению природы родного края . Развивающие : - развивать навыки творческого рассказывания ; правильно сочетать существительные с прилагательными и числительным в роде , числе и падеже.
Словарная работа : фитотерапия, ущелье, предгорье, ландшафт , экологи .
Предварительная работа : беседы, рассказывание, чтение познавательной литературы, экскурсии, просмотр видеофильмов о природе, растениях Северной Осетии, праздники, развлечения, дидактические игры, подвижные игры, тематические занятия, исследовательская деятельность .
Материал : иллюстрации с изображением лекарственных растений ,мешочки с засушенными растениями, изображения лекарственных трав( 2/2 см.), 12 красных и 12 зеленых изображений яблок, лупы, шапочки, пинцеты , нарукавники, трава- крапива на каждого ребенка, гербарии « Растения нашего края », открытки, слайды, вырезки из газет и журналов .
Ход занятий :
Дети под осетинскую мелодию входят в зал , здороваются с гостями : - Здравствуйте ! Уае бонтае хорз ! аенаениз уыт ! - Уважаемые гости ! Я –Лариса Руслановна и дети подготовительной группы рады видеть Вас в нашем детском саду . Думаем , Вам у нас понравится .
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста ,в какой республике мы живём ? Дети : В Республике Северная Осетия – Алания, город Алагир . Воспитатель: Правильно . А что вы еще можете сказать про нашу республику? Дети : Это наш родной край, наша Родина ! Здесь мы учились говорить , ходить , уважать старших, дружить … Воспитатель : Ребята , и нам наверное очень повезло , что мы живем в Северной Осетии , потому что это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми . Вот и сегодня у нас на занятии гости – самые добрые люди. Они приехали к нам из разных городов Северной Осетии .А как они называются ?
Дети : Владикавказ, Беслан, Ардон, Дигора , Моздок. Воспитатель : Молодцы ! О природе Северной Осетии с большой любовью писал великий осетинский поэт и художник Коста Леванович Хетагуров :
Мир сказок, мир теней, прохлады Волшебных грёз…. Везде, кругом Густым увенчаны шатром, Стоят столетние громады …
Правда , красиво ? Ребята я вам предлагаю отправиться в путешествие удивительное , необычное. Хотите? Дети : Да! Воспитатель: Тогда закройте глаза и представьте, что мы с вами в волшебном лесу .
(звучит«Мелодия леса») Аутотренинг :
Ярко светит солнышко….. Дует легкий ветерок …. Мы вдыхаем его чистый свежий воздух… (Вдыхаем носом ,выдыхаем ртом) Колышутся травы . Мы чувствуем из ароматный запах… Над нами гордо кружат птицы . Нам хорошо и приятно . Мы хотим жить в мире с природой .
- На 1, 2 ,3 – открываем глаза… Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Ой, ребята на нашей поляне и мини – лаборатория есть .!! Ребята вы чувствуете прилив бодрости ? - Готовы идти дальше ? Дети : Да ! Воспитатель : Тогда присядьте на печёнки . Я предлагаю вам посмотреть фильм о природе Северной Осетии .
( Дети смотрят фильм )
Воспитатель : Понравился фильм ? Ребята, а что же все – таки природа ? Дети :
Природа – это горы и ущелья, водопады, ледники. Природа – это реки, моря и океаны. Природа – это луга, леса, растения . Это всё, что растёт и размножается . Это всё , что нас окружает и что не создано руками человека.
Воспитатель : Правильно ! Лаура прочитай пожалуйста стихотворение про растения.
Лаура : Они бывают разные
Полезные, опасные.
Красивые , пахучие , С листьями , колючие . Лекарство заменяют И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят . Земли они творенья, Зовём мы их – Растения !
Воспитатель : Ребята, а какие государства в огромном царстве растений мы с вами знаем ?
Дети :
1.Государство деревьев 2.Государство кустарников 3. Государство травянистых растений . Воспитатель : А что необходимо всем царством ? Дети : - Растения очищают воздух от пыли. – Выделяют кислород. – Растительная пища для травоядных животных. – Семена растений – корм для птиц. – Растения лечат даже лучше таблеток. Воспитатель : Отлично! Значит, растения необходимы и людям , и животным, и без них нам никак не прожить . – Ребята ,я знаю , что вы любите отгадывать загадки , и сейчас я загадаю вам загадки , отгадки которых спрятаны в названиях трав.
- Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог, Он однажды людям добрым Раны вылечить помог . ( подорожник )
- Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. ( одуванчик )
- Это прозвище недаром у крапивного цветка Капля сочного нектара и душиста и сладка . От простуды излечится, вам поможет ??... ( медуница)
(Дети вывешивают картинки с ответами на магнитную доску ).
Воспитатель : Ребята, а какие это травы? Дети : Лекарственные . Воспитатель : А почему? Дети : Они лечат. Воспитатель : Что лечит подорожник? Дети : Подорожник лечит разбитые коленки. Воспитатель : А одуванчик? Дети :Суставы, желудок , а еще им лечат ожоги . Воспитатель : А медуница ? Дети : В народе медуницу используют как отхаркивающее средство при кашле . Воспитатель : А какие мы еще травы знаем? Дети : Мята, чистотел, зверобой, солодка, душица, клевер, крапива , мать и мачеха! Воспитатель : Молодцы! Ну, а теперь нам надо немного размяться. Подойдите все ко мне . Физминутка.
Вместе по лесу идем ,
Не спешим, не отстаем .
Вот выходим мы на луг
Тысячи цветов вокруг
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер, Растилается ковёр,
И направо , и налево,
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. Отдохнуть едва успели .
И к игре мы подоспели .
Воспитатель : Ребята , предлагаю поиграть в игру « Что , где растёт ?» Для этой игры мы используем нашу коллективную работу « Мой край ». Вот на этом подносе лежат изображения трав. Ваша задача: разместить картинки с изображением травы , там где она растет .
( Дети подходят к ландшафту , берут растение и размещают её там ,где она растет , одновременно комментируя действия. ) Дети : Подорожник – растет у дороги . Медуница растет - в лесной зоне . Первоцвет – на лесной поляне . Тысячелистник – на лугу . Мать и мачеха- на склонах гор . Чабрец - высоко в горах. Одуванчик – на поляне .
Воспитатель : Молодцы ! Справились с этим заданием . Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мини- лабораторию, сесть за столы кто с кем хочет и приготовиться к работе .
( Дети одевают нарукавники , шапочки ).
Воспитатель : Ребята , послушайте загадку . О каком растении говорят, что она обжигает ? Дети: О крапиве . Воспитатель : Интересно , почему она обжигает ?
( Дети под лупой рассматривают растение .)
Воспитатель : Ну что , вы интересного видели ? Дети : На листьях и стебле крапивы есть бархатные волоски. Они острые , как иголки. Цвет зеленый, листья овальной формы с зубчиками . Воспитатель : Правильно ! А внутри этих волосков есть жидкость , которая обжигает кожу . Листья крапивы богаты разными витаминами . В крапиве есть вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы . Воспитатель :
Очень хорошо вы работали на сей раз. Теперь я думаю, вы не спутаете это растение ни с каким другим. Пожалуйста , снимите нарукавники, шапочки и положите их на край стола. – Ребята , только сейчас я заметила , что под кустом лежит какой- то предмет. Сейчас мы посмотрим , что же это ? Кажется , я узнаю мешочек Старичка – Лесовичка . Интересно , что внутри .? - Да это мешочки с высушенным травами . Мне кажется , Старичок – Лесовичок предлагает поиграть нам в игру « Узнай по запаху » .
Игра « Узнай по запаху » (мята, ромашка, мелисса, 3-4 ребёнка нюхают траву , называют её .)
Воспитатель :Ребята, я предлагаю вам вспомнить « Правила сбора лекарственных растений » . Дети :
- Надо хорошо знать растение .
– Собирать травы в сухую погоду .
– Нельзя собирать травы вблизи дорог. Почему ?
- Сушить травы в тени . Почему ?
- Нельзя рвать больше чем понадобится . Почему ?
Воспитатель :
Отлично !
Молодцы ребята !
Много трав растет полезных
На земле страны родной .
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма , зверобой …
И если случиться вам простудиться ,
Придвинь к себе кружку , в которой дымится
Слегка горьковатый , душистый отвар !
( Дети пьют отвары разных трав и ягод : мята, мелисса шиповник ).
- Ребята , скажите , кто такой отвар выпил ? ( спросить 5-6 детей , потом попросить перевернуть чашки и посмотреть подсказку ) .
Воспитатель : Ребята , ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад . Закрываем глазки ………
- По –прежнему светит солнышко, Дует легкий ветерок. Мы немного уставшие , но счастливые возвращаемся в детский сад.
Дети : Дорогие гости! Мы хотим подарить Вам рецепты с полезными советами.
- Будьте здоровы! - Живите долго!
Воспитатель : Ребята! Если Вам сегодня было интересно, у вас было хорошее настроение , повесьте на наше чудо – дерево красные яблоки . Если же Вам было грустно, не интересно – тогда зеленые яблоки .
______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
планирование работы на неделю...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
Планирование работы на неделю...
Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...
Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"
Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник» Цель: расширить зн...