Перспективный план по ознакомлению с профессиями в 1 младшей, 2 младшей и средней группах.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Конышева Марина Викторовна

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Трудовое воспитание всегда стоит на одном из важных мест среди воспитательно  - образовательных задач, определенных обществом в целом. Особое значение отводится формированию представлений у детей о людях разных профессий. При знакомстве детей с трудом взрослых воспитатель ориентирует их на ту или иную профессию, определяя её социальную значимость и необходимость в обществе. В данном перспективном плане отражена целенаправленная деятельность, включающая в себя разные формы рабрты, по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь. Мониторинг. Труд воспитателя, няни.

НОД

Совместная деят – ть    педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Экскурсия – путешествие по групповой комнате.

Цель: обратить внимание детей на то, как красиво в групповой комнате, на то, что каждая вещь в комнате имеет своё место; напомнить, как зовут заведующую д/с, воспитателей, няню, муз. руководителя; воспитывать потребность участвовать в поддержании порядка в группе; содействовать успешной адаптации  детей и установлению  дружеских взаимоотношений.

  • Рассматривание с куклами иллюстраций в книжках, тематических подборок по теме «Профессии».
  • Рассказ воспитателя о работниках детского сада.
  • Наблюдение за работой воспитателя, няни.
  • Беседа «У нас в садике», «Как мы провели лето», «Наши игрушки».
  • Проведение диагностики представлений детей о труде взрослых, о профессиях.

  • Трудовые поручения в ходе режимных моментов.
  • Формирование навыков самообслуживания.
  • Воспитание уважительного отношения к результату труда воспитателя, няни, сверстников.
  • Для сам – ной деят – ти предложить листы бумаги, цв. Карандаши.

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Привлечение к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

  • Дидак. игры «Кому что дать?», лото «Профессии», разрезные картинки (по сюжетам труда), «Ассоциации» (профессии),«Оденем кукол на прогулку».
  • Игровые ситуации «В гостях у куклы Тана», «Зайка и Мишка идут в детский сад»,

    «Укладываем куклу   спать»,

«Купание куклы Маши».

 

Рассказ С.Баруздина «Когда не бывает скучно».

В.Маяковский «Кем быть?»

«Я теперь большая» И.Демьянов

«Катя в яслях»  З.Александрова

Показ фланелеграфного театра «Маша обедает» С.Капутикян.

2 младшая группа

Октябрь. Труд повара.

НОД

Совместная деят – ть    педагога и детей

Трудовая и самостоятельная  деятельность

Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?»

Цель: познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают; развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к сотрудникам детского сада, которые заботятся о детях.

  • Лепка – угощений для медведей; лепка яблок, пряников, блинов, пирогов и т.д.
  • Рисование «Красивые тарелочки»
  • Лепка «Блюдца».
  • Беседа «Мы были на кухне» - о труде повара детского сада.
  • Беседа: «Как готовят пищу?» - знакомство с кухонными принадлежностями и их использованием.
  • Рассматривание с куклами иллюстрации (рисунки) в книжках о работе повара.
  • Аппликации «Овощи на тарелке».

  • Учить  помогать  в сервировке стола: раскладывание ложек, салфетки, хлебницы.
  • Участие в подборе оборудования к игре «Семья» (мама готовит обед, печет блины и т. д.)
  • Для сам – ной деят – ти предложить рассмотреть альбом(книгу) «Овощи и фрукты»

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Папка – передвижка «Витамины для детей»

  • Дид. игры «Что нужно повару для работы?», «Сварим суп, компот», : «Угостим нашу Таню» (переход к с/р игре с использованием игрушечных комплектов «кухня», «столовая»);
  • Д/игры с раздаточным материалом «маленькие повара» с переходом в с/р игру,  «Приготовим компот (суп)» на закрепление  используемых продуктов, «Принимайся за обед», «Подбери посуду для куклы».
  • Создание игровых ситуаций для активизации старательного отношения повара  к своим обязанностям «Кукла Катя готовит обед» и др.
  • Развлечение «Чаепитие у Кота – Котовича».

  • Чтение сказки К.Чуковского «Муха – Цокотуха».
  • В.Дольникова «Всё готово для ребят», «Повар» В. Степанов
  • Игра - инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола); С.Капутикян «Маша обедает».
  • Стихи о поваре
  • Пословицы и поговорки о еде

Ноябрь. Труд врача.

НОД

Совместная деят – ть    педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет.

Цель: формировать представление о людях ближайшего окружения ребёнка; познакомить с профессиями врач и медсестра; развивать у детей наблюдательность; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

  • Беседа «Мы были у врача» - о труде врача, медсестры детского сада.
  • Беседа: «Если ты заболел» - знакомство с врачебными принадлежностями и их использованием.
  • Рассматривание с куклами иллюстраций, рассказывание коротких стихов.
  • Наблюдение за работой медсестры в детском саду; учить соблюдать правила культурно – гигиенических навыков у детей.
  • Лепка «Поможем доктору Айболиту, вылечить зверей».
  • Ситуация общения «На приеме у врача»
  • Участие в подготовке атрибутов к с/р игре «Больница».
  • Оформить с детьми медицинский уголок и пополнить его игрушечным и самодельным материалом.
  • Ознакомление с трудом врача и медсестры, их трудовыми действиями.
  • Учить выполнять культурно гигиенические навыки: умываться с мылом, тщательно вытираться полотенцем, аккуратно есть за столом и др.
  • Для сам – ной деят – ти предложить рассмотреть альбом «Врачебные принадлежности».

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Родительское собрание

Тема: «Ребенок в мире профессий!»

Стен – газета «Закаливание – залог здоровья!»

  • Д/игры: «Доктор Айболит спешит на помощь»; «Таня заболела» (использование медицинских инструментов).
  • С/р.игры с игров. комплектом игрушек «Медицинский кабинет»; создание ситуации для активизации внимательного,бережного отношения исполнителей ролей врач и пациент (куклы).
  • Наблюдение за игрой «Больница» детей старшей гр.
  • Развлечение «Здоровячки»
  • «Мне грустно, я сижу больной» (И.Токмакова)
  • «Детский сад» (О.Высотская)
  • К. Чуковский «Айболит»
  • А. Кардашов «Наш доктор» (отрывки), В. Берестов «Лисица - медсестрица», И. Драч «Врач», В. Берестов «Больная кукла», П. Образцов «Лечу куклу».
  • Игра – инсценировка по произведению К.Чуковского «Айболит» детьми подготовит. группе.

Декабрь. Труд прачки и музыкального руководителя.

НОД

Совместная деят – ть    педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Экскурсия в муз. зал «Хорошо у нас в саду».

Цель: познакомить детей с помещение музыкального зала, с тем, чем там занимается муз. руководитель ; развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к сотрудникам детского сада, которые заботятся о детях.

  • Наблюдение за работой музыкального руководителя во время проведения НОД «Музыка».
  • Беседа о труде взрослых в детском саду – музыкальный руководитель;
  • знакомство с музыкальными инструментами и др.

       атрибутами.

  • Рассказ воспитателя о труде прачки в детском саду.
  • Рассматривание иллюстраций о труде прачки.
  • Беседа «Что нужно для работы в прачечной?»
  • Рисование «Нарисуем красивые полотенца»

  • Помощь няне в стирке кукольного белья( труд рядом).
  • Подготовка атрибутов к с/р игре «Прачка», «Семья».
  • Ознакомление с трудом прачки и  мамы, их трудовыми действиями по стирке и глажке белья.
  • Оказание помощи муз. руководителю в подготовке и сборе оборудования для НОД.

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Консультация «Расскажите ребенку о своей профессии!»

  • С/р.игры с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты;
  • создание ситуации для активизации внимательного, бережного, отношения исполнителей ролей прачки (мама стирает бельё).
  • Д/и «Кому что нужно?» на закрепление о труде прачки и муз. рук - ля; «Постираем кукле платье)» на закрепление  используемых предметов для стирки.
  • Д/и «На чем играю?»
  •   С/р.игры с игровым комплектом по теме «детский сад» - «Оркестр».

  • Виктор Викторов «Занимаемся»
  • Е.Яновская «Я хожу в детский сад»
  • К.Чуковский «Мойдодыр».
  • Загадки про мыло, полотенце
  • Инсценировки песен «Барабан», «Мы умеем чисто мыться!» сл.О.Высотской, муз.М.Иорданского и др.

Январь – февраль. Труд строителя и военного.

НОД

Совместная деят – ть    педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Целевая прогулка к строящемуся дому - дать представление о профессии строителя, что благодаря строителям в городе много красивых домов; развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к нелегкому труду строителя.

«Наша армия родная».

Цель: Дать детям знания об армии, сформировать представление об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия);  фор - ть представления о защитниках Отечества; воспитывать чувство гордости за свою армию.

  • Привлекать детей к играм со строительным материалом.
  • Фор – ть навыки по конструированию (гараж, дом)
  • Содействовать разворачиванию игр с постройками.
  • Развлечение «Кто в домике   живёт?
  • Беседа о труде строителя.
  • Рассматривание иллюстраций о труде строителей.
  • Рассматривание иллюстраций о военных
  • Беседа « Наши папы» о службе  пап, служивших в армии.
  • Рассказ  воспитателя «Как стать сильным» -  о воинских профессиях, форме военных, родах войск.
  • Рассматривание фотовыставки «Наши папы».
  • Аппликация «Флажок», «Дом».
  • Рассматривание картин «Дети играют  в кубики», «Строим дом».

  • Конструирование домов из строительных материалов «Построим дом, который тебе нравиться».
  • Приучать детей поддерживать порядок в уголке игрушек, правильно пользоваться наборами строительного материала.
  • Помощь папе в уборке квартиры, ремонте, приготовлении обеда и т.д.
  • Для  сам – ной деят – ти предложить рассмотреть картинки на тему «Строители», «Военные».

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Фотовыставка «Наши папы».

Приглашение в гости папы Дани С., который работает  строителем.

  • Д/игры «Маленькие строители», «Расскажи Маше о нашей улице», «Кому что нужно для работы», «Как настоящие строители».
  • «Строим детский сад для кукол». Привлекать детей к играм со строительным материалом -закрепить навыки  по конструированию.
  • Содействовать разворачиванию игр с постройками.

  • Чтение Б.Заходер «Строители», С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
  • Стихи для папы «Мы мужчины», А.Барто «Самолет построим сами!»
  • Показ настольного театра «Теремок».

Март. Труд продавца.

НОД

Совместная деятельность педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Целевая прогулка к магазину - познакомить детей с профессией – продавец, его обязанностями на работе; развивать речь и память детей; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважение к труду продавца, уважение к взрослым за их заботу.

  • Рассказ воспитателя о работе продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями.
  • Рассматривание иллюстраций о работе продавца, картинок с изображением предметов, необходимых для его работы.
  • Беседы «Как вести себя в магазине», «Покупаем продукты»
  • Рисование «Овощи на тарелке», лепка «Фрукты на тарелке»

  • Участие в изготовлении атрибутов  к сюжетно – ролевой игре «Магазин».
  • Привлечение к постройке «здания», «витрины» магазина.
  • Для сам – ной деят – ти предложить игрушеч. набор «Магазин».

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Пригласить побеседовать маму Алины М., которая работает продавцом.

Привлечь к изготовлению атрибутов к игре «Магазин».

Памятка «Путешествуя по магазину…»

  • Д/и «Кто что делает?», «Доскажи словечко!»(в – ль рассказывает о работе, дети называют, чей это труд), разрезные картинки с сюжетом о магазине.
  • Ситуации общения «Маша  покупает конфеты»
  • С/р игра «Магазин».
  • Наблюдение за с/р игрой Магазин» детей старш. гр.

  • В.Усик «В лавке», «Продавец»
  • Н.А.Кнушевицкая «Продавец»
  • Чтение и инсценировка шотл. нар.  песенки «Купите лук» в пер. И. Токмаковой
  • Загадки о продавце Н.Кнушевицкая

Апрель. Труд водителя.

НОД

Совместная деятельность педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Познание. «Транспорт на улицах нашего города».

Цель: формировать представление о профессии водителя; дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском); воспитывать интерес и уважение  к труду водителя, прививать вежливое, культурное поведение в общественном транспорте.

  • Рассматривание с детьми автобуса, автомобиля, грузовой машины;
  • Беседа о пассажирских транспортных средствах.
  • Целевая прогулка к ближайшей автобусной остановке: наблюдение за работой водителя
  • Целевая прогулка к светофору.
  • Наблюдение за работой шофёра, привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину.
  • Рассматривание иллюстраций о работе водителя, о видах транспорта.
  • Аппликация «Колеса для автомобиля».
  • Конструирование «Машина».

  • с помощью воспитателя создать для с/р игры сооружения (из строительного материала, стульев), в которых могли бы разместится шофер, пассажиры.
  • привлекать детей к созданию коллективных композиций на тему: «Кто быстрее приедет…».
  • Для сам – ной деят – ти предложить трафареты машин, цв. карандаши и листы бумаги.

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Предложить папам – водителям рассказать дома о том, как водить машину, о правилах поведения в машине.

Папка -  ширма на тему «Профессия – водитель» (стихи, загадки)

  • Д/игра «Домино» (закрепление  знаний детей о знакомых транспортных средствах); «Автомобили», «Куда едут машины».
  • П/и «Поезд», «Такси», «Воробышки и автомобиль».
  • С/р игра «Путешествие по городу»
  • Создание ситуации для активизации    внимательного, бережного, отношения, исполнителей ролей шофера и пассажиров.

Чтение  стихотворения  Б.Заходера «Шофёр»; А.Барто «Грузовик», «Про машину»

«Я - машина» Э. Мошковская.

Май. Мониторинг.

НОД

Совместная деятельность педагога и детей

Трудовая и самостоятельная деятельность

Познание.

Тема: «Путешествие в страну профессий».

Цель: закрепить и уточнить полученные ранее представления детей о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель, продавец их трудовыми процессами, с предметами  - помощниками; воспитать уважение к труду, вызвать желание трудиться; активизировать речь детей.

Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии».

Беседы «Кем работаю наши родители»,  ««Как папа вылечил больную кастрюлю»,

«Кто нас лечит?».

Лепка «Чашка с блюдцем», «Угощение Котофею».

Коллективное рисование «Многоэтажный дом».

Наблюдения за приездом машины с продуктами, за трудом няни, воспитателя, муз. рук – ля.

Проведение диагностики уровня знаний о труде взрослых.

Трудовые поручения в ходе режимных моментов.

Труд рядом (мытье столов, стульев, игрушек, стирка кукольной одежды).

Поддержание порядка в игровых центрах.

Для сам – ной деят – ти предлагать наборы  для с / р игр.

Работа с родителями

Игровая деятельность

Чтение худож. лит – ры, театр

Проведение открытого показа  с/ р игр «Больница», «Поездка в гости».

Д/и «Кому что нужно для работы?», лото «Профессии», «Ассоциации»(профессии), «Что не так?», «Что исчезло?»

С/р игры «Больница», «Магазин», «Шоферы», «Семья».

Игры с конструктором «Гараж», «Машина», «Магазин».

Повторное чтение произведений , перечисленных ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в младшей и средней группы

Работа направленна на обучение детей правилам дорожного движения. Ориентированна на детей младшей и средней группы....

Перспективный план работы с родителями для подготовительной, второй младше и средней группы.

Перспективный план работы с родителями на 2013-2016 уч.года(подготовительная, вторая младшая, средняя группы)Периоды п\п2013-2014 уч.г.2014-2015 уч.г.2015-2016 уч.г.Сентябрь1. Конкурс детс...

Перспективный план коррегирующей гимнастики после сна во второй младшей и средней группах

Перспективный план коррегирующей гимнастики после снаво второй младшПерспективный план коррегирующей гимнастики после снаво второй младшей  и средней группах МАДОУ «Детский сад  №57»на ...

Перспективный план по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в средней группе

В рамках реализации вариативной части ОО "Социально-коммуникативное развитие" ООП ДО  разработано песрпективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах ...

Перспективный план по ознакомлению с профессиями старших дошкольников.

перспективный план по ознакомлению с профессиями старших дошкольников разработан с целью совершенствования работы по социально-коммуникативному и познавательному развитию детей в процессе приобщения и...

Перспективный план по ознакомлению с профессиями в средней группе

Перспективный план по ознакомлению с различными профессиями и с профессией «Портной» в частности.Для воспитанников средней группы. месяцмероприятиеСентябрь1.     В...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня. Средняя группа

План работы с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня....