Тема «Друг, мой, северный олень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Козицына Светлана Александровна

Конспект интегрированного занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий  для детей в возрасте от 6 – 7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drug_moy_severnyy_olen.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект интегрированного занятия

                с использованием информационно – коммуникационных технологий

                                      для детей в возрасте от 6 – 7 лет

                                       Тема «Друг, мой, северный олень»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

                                  Программные образовательные задачи.

* Способствовать формированию в сознании ребёнка целостной картины мира.

* Активизировать интерес детей к познанию родного края.

* Вызвать интерес к рассказыванию об олене.

* Обогащать представления детей об олене, как хорошем помощнике для северного

   человека.

* Способствовать обогащению словаря.

* Заинтересовать детей изготовлением изображения оленя из бумаги в технике оригами.

* Воспитывать уверенность в своих силах, активность, старание.

* Закреплять умение складывать выкройку пополам и по контурным линиям в разных

   направлениях.

* Развивать мелкую моторику и укреплять мышцы рук.

* Формировать  образные представления,  воображение, речетворческие способности

  (описание своей поделки).

* Вызвать положительные эмоции на результат своего труда.

                                       Методы и приёмы реализации занятия

* зрительный контакт с детьми

* наглядность

* сообщение новых знаний

* физкультурная минутка

* постановка вопроса

* описание

* загадка

* создание ситуаций успеха для каждого ребёнка

* рефлексия

* музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э.Компанейца

* дружелюбный тон

* поддержка, установка «ты всё можешь»

* показ педагога, что и как делать

* поощрение самостоятельных действий

*помощь и показ процесса изготовления бумажного оленя по просьбе ребёнка

* индивидуальная работа

* рассматривание слайдов

* просмотр видео материала

                                                  Словарная работа.

Уточнение словаря: Стойбище – временная стоянка кочевников - оленеводов  

                                   Нарты – длинные санки для езды на оленях

                                   Каюр – погонщик оленей

                                   Хорей – тонкий гибкий шест, которым управляется оленья упряжка

                                   Подножный корм – корм, (трава, грибы, мох, коренья) который

                                   находят сами животные

               

   

Обогащение словаря:   Народ ханты

                                       Югорский край

                                       Северный олень

                                       Пушистая грива

                                       Оленья упряжка

                                       Мох – ягель

                                       Гордый, выносливый

                                               Оборудование, материалы.

* мультимедийная установка

* музыкальный центр

* макет «Зимнее стойбище народа ханты»

* образец изображения оленя из бумаги

* заготовка – выкройка из бумаги оленя для каждого ребёнка

* бумажные цветные полоски 10 цветов с национальным орнаментом

* клей

* карандаш простой

* атрибуты, имитирующие рога оленя -  для детей

 

     

                                                          Содержание занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут Светлана Александровна. Некоторое время мы проведём вместе. Хочу предложить вам увлекательное и занимательное дело. Вас заинтересовало моё предложение?

(ответы детей)

Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья. У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. И живём мы вместе в удивительном и прекрасном городе.

- Вы любите город, в котором живёте? (ответы детей)

- Как называется наш город? (ответы детей)

- А кто знает, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).

Обобщение воспитателя: край, в котором мы живём, называется Югорским.

- Кто является коренными жителями Югорского края? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: коренными жителями  Югорского края являются малые народы - ханты и манси.

Дети рассаживаются на стульчики перед мульти медиа.

- А знаете ли вы, чем занимается народ ханты? (ответы детей).

          Сообщение воспитателя: (сопровождается показом слайдов)

Одно из основных занятий народа ханты – оленеводство. Олень - очень сильное и выносливое животное, может долго бежать и не устаёт. Его тонкие ноги не проваливаются в снег.

Люди заметили это. И, поэтому..., как вы думаете, что они сделали? (ответы детей).

Обобщение воспитателя: Люди приручили их, и олени стали домашними животными. Главное преимущество оленей перед другими домашними животными в том, что они находятся на подножном корме.

- что значит «находятся на подножном корме?» (ответы детей)

Обобщение воспитателя:  «находятся на подножном корме» - это значит, что животные сами находят корм.

- знаете ли вы, чем летом питаются олени? (ответы детей)

- чем зимой питаются олени? (ответы детей)

- как добывают корм олени зимой?

Обобщение воспитателя:

Летом олени едят траву, грибы, объедают листья кустарников; а зимой - разгребают копытами снег, чтобы добраться до мха – ягеля, лишайников, травы. Передние копыта оленя удлинённые и очень широкие, поэтому ими удобно разгребать снег в поисках корма.

Оленей используют как транспорт. Зимой и летом возят олени людей на длинных санях (нартах) и верхом. В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет оленьей упряжкой погонщик (каюр), в руках у каюра длинный тонкий гибкий шест (хорей). С помощью хорея управляется оленья упряжка. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, живут в чумах на стойбище, (стойбище – временная стоянка оленеводов).

Ханты очень любят и знают своих оленей. Называют их по – разному, например, по форме пятна, по количеству пятен, по особенному цвету (пятнистый, серенький). Ещё они разговаривают с прирученными оленями, дают им даже имена, поют им песни, гладят по шее и по лбу между бугорками, откуда растут рога. Олени благодарно смотрят, шевелят ушами, мотают головой, тыкают свою мордочку в грудь оленеводу.  

Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением северного оленя:

                       

                       Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

                       Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

- Что можно сказать о внешнем виде оленя? Как он выглядит? (ответы детей)

- Из каких частей состоит тело оленя? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: Олень – гордое, красивое и выносливое животное. Он не боится северных холодов,  так как природа подарила этому животному густой, лёгкий и очень тёплый мех; а на шее у оленя – длинная пушистая грива.

 Олень для северного человека – очень хороший помощник.

В праздники оленьи упряжки украшают национальными орнаментами и ханты  устраивают соревнования.

 Вопросы:

 - Кто из вас был на празднике? (ответы детей)

 - Хотите посмотреть фрагмент праздника?

(Видеоматериал «На празднике оленеводов»)

Ханты гордятся своими оленями. Про оленей в народе говорят:

- оленю лучшая мерка – в дороге проверка;

- сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела;

- как высоко олень несёт свою голову, так же высоко держи имя своё.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть на северных оленей и полюбоваться ими.

(Видеоматериал «В гостях у оленеводов крайнего севера»)

Рефлексия.

- Дети, кто хочет рассказать о том, какой олень?

- Что нового, интересного вы узнали об олене?

- Чем является олень для северного человека?

- А сейчас, ребята,  физкультурная минутка «Важенка и оленята»

        Музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э.Компанейца

Воспитатель – важенка, дети – оленята.

Воспитатель раздаёт детям атрибуты, имитирующие рога оленят.

Воспитатель: Кто такая важенка? (ответы детей)

           Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята.

Дети двигаются врассыпную со свободными движениями рук, высоко поднимая колени 

Объясняет каждому

Всё что не понятно…

Показывает жест руками к детям

Бегают, играют, рожками бодают.

Меж кустами белыми: прыг-прыг-прыг

Держась прямо, не опуская головы, руки на поясе,  прыгать, поочерёдно высоко поднимая согнутые в коленях ноги

Над снегами пышными: скрип-скрип-скрип.

Шагают на месте, высоко поднимая колени

На большой  поляне

В морозный ясный день

Разгребая снег копытом

Ищет ягель наш олень.

Небольшой наклон вперёд, руки свободно вдоль туловища, поднимают ногу, согнутую в колене. Совершают имитационные движения «добраться до мха - ягеля»

И, вдыхая свежий воздух

Ноздри раздувая,

Оленята с важенкой целый день играют

Свободные движения детей

Оригами.

 Воспитатель:

От рогов ветвистых, стройных на снегу заметна тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря? Это… северный олень.

Мы будем делать изображение оленя из бумаги.

Показ образца бумажного оленя: воспитатель обращает внимание детей на цветную полоску с орнаментом, которая находится вокруг туловища оленя за передними ногами.

Воспитатель: Как вы думаете, что это может быть? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: это часть праздничной упряжки оленя.

Такой олень получится у каждого из вас.

Показ воспитателя контурных линий и способ изготовления изображения оленя.

Работа детей:

- процесс изготовления бумажного оленя;

- наклеивание цветной бумажной полоски с элементами национального орнамента.  

Рефлексия.

Что сделал из бумаги каждый из вас?

Рассмотрите своих бумажных оленей, полюбуйтесь ими, придумайте им имена (ребёнок называет имя своего оленя).

Кто хочет рассказать о своём бумажном олене?

(В случае затруднения ответов детей – образец рассказа воспитателя:

Моего оленя зовут Белолобик.

Он быстрый, красивый и добрый.

У него праздничная упряжка красного цвета.)

Обобщение воспитателя: Вы проявили уверенность в своих силах, старательность, активность -  поэтому и олень получился у каждого.

Воспитатель предлагает детям встать, взять своих бумажных оленей и подойти к макету.

- Что вы видите? (ответы детей)

Обобщение воспитателя: Это макет зимнего стойбища народа ханты:

Чум на стойбище стоит, в котелке вода кипит.

Рядом нарты у столба, поджидают седока.

Предлагаю не тужить и оленей отпустить…

дети расставляют оленей на макете (получилось целое стадо оленей;

- Вы запомнили своего оленя? Как запомнил своего оленя  (имя ребёнка)?

Беги, мой оленёнок с ветвистыми рогами,

По тайге, занесённой пушистыми снегами.

Друг, мой, северный олень, белый, словно, снег

Он в сугробах до колен не убавит бег.

После занятия.

Воспитатель: Предлагаю перенести макет в группу, пригласить своих родителей и детей из других групп. Пусть они полюбуются твореньем ваших очень умелых рук.

Вы согласны? (ответы детей).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка на тему "Северный олень"

Формировать познавательный интерес детей к природе,представления о внешнем виде,повадках и зависимости существования северных олений от условий окружающей среды;Упражнять в создании выр...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Северный олень»

Конспект занятия по рисованию  в старшей группе на тему: «Северный олень»...

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...

Открытое занятие по образовательной области и «Коммуникация» в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

Задачи:Образовательные:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;Обогащать и активизировать словарь детей.Развивающие:Развивать монологическую речь детей;Продолжать упражнят...

Фотоотчёт о проделанной работе по теме "Знакомство с северным оленем"

В фотоотчёте представлена информация  по работе с детьми по данной теме.Творческие работы воспитанников по рисованию, лепке и аппликации....

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...