Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование в полной мере способствует развитию этих качеств у современных детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающей их действительностью. Представленное мной перспективное планирование составлено так же, как и другие методические материалы, на основе комплексно-тематического планирования ДОУ, в этом и заключается его удобство!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_starshaya_gruppa.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности педагога и детей
по экспериментированию
в старшей группе
составитель
старший воспитатель
Васильева Л.В.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Хотим, чтобы они выросли самостоятельными, творческими личностями.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Цель экспериментирования с детьми дошкольного возраста: познание окружающего мира через личный опыт
Задачи:
- Рассмотреть познавательную инициативу как одну из важных задач познавательного развития.
- Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
- обеспечивать самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдая технику безопасности.
- Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь.
- Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
- Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование
- Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
- Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- Красители: гуашь, акварель и т.д.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
- Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
- Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
- Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
Планирование по экспериментированию в старшей группе
Тематический блок | |
Мой любимый детский сад Неделя знаний Неделя дружбы, вежливости и добрых дел Игрушки | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
|
«Осень»
| О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
|
«Мой дом и моя семья» | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
|
«Мой город. Моя страна. Моя планета» | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
«Сибирь - наш край родной» | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
Зимушка зима Новый год Зимние праздники | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
Народная культура | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
|
Мой организм, мои помощники, мое здоровье | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
Защитники земли русской Огород на окне | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
Международный женский день | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
«Весна» «Природа оживает» Растительный и животный мир весной | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
«Неделя театра, смеха, книги и сказок» | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
|
«Мы и космос» | Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
|
Живые существа и человек: | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
День победы! «Боевая слава нашего народа» | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
|
Транспорт «Неделя ПДД» | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:
|
Что нам лето принесёт? | О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....
«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».
Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагогов и детей в ДОУ.Далее, ра...
Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...
Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...
Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...
Семинар-практикум «Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»
Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерн...
"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"
СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...