Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васильева Лариса Валерьевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование в полной мере способствует развитию этих качеств у современных детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путём ознакомления детей с  окружающей их действительностью. Представленное мной перспективное планирование составлено так же, как и другие методические материалы, на основе комплексно-тематического планирования ДОУ, в этом и заключается его удобство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_srednyaya_gruppa.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога и детей

по экспериментированию

в средней группе

составитель

старший воспитатель

Васильева Л.В.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Хотим, чтобы они выросли самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Цель экспериментирования с детьми дошкольного возраста: познание окружающего мира через личный опыт

Задачи:

  • Рассмотреть познавательную инициативу как одну из важных задач познавательного развития.
  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • обеспечивать самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдая технику безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

                         

Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

 


                                                                         Планирование по экспериментированию в средней группе

Тематический блок

Опыты. Эксперименты

До свидания, лето. Здравствуй,  детский сад!

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Превращение» стр.17

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Тепло – холодно» стр.21
  •  «Окрашивание воды» стр.27

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Почему песок хорошо сыплется?» стр.32
  • «Посадим дерево» стр.33
  • «Ветер» стр.33
  • «Вертушка» стр.50
  • «Где вода?» стр.34

Методический кабинет:

  • «Бумажная страна»

«Осень»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Где прячутся детки?» стр.19 или стр.18 Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром
  • «У кого какие детки» стр.19
  • «Как развивается растение?» стр.20
  • «Что любят растения?» стр. 20
  • «Кто улетит, кто останется?» стр.23
  • «Зачем зайчику другая шубка?» стр.24 или Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»
  • «Как звери меняют шубку?» стр.24
  • «Из чего птицы строят гнёзда?» стр.25
  • «Кораблик» стр.51

Методический кабинет:

  • «Дерево умеет плавать»

Мой организм, мои помощники, мое здоровье

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Починим куклу» стр.16
  •  «Что в коробке?» стр.22
  • «Носарий» стр.39 или стр.44 О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Нарисуем свой портрет» стр.30

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Умный нос» стр.45
  • «Язычок – помощник» стр.45
  • «Вкусовые зоны языка» стр.46

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Опыты с воздухом» стр.44
  • Конспект занятия «Воздух и его свойства» стр.51
  • Конспект занятия «Органы чувств» стр.54
  • Конспект занятия «Путешествие за витаминами» стр.57
  • Конспект занятия «Мыльные пузыри» стр.65
  • Конспект занятия «Мыло – фокусник» стр.74

«Мой дом. Моя семья. Мой город. Мой поселок»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Когда это бывает?» стр35
  • «Свет вокруг нас» стр.35
  • «Раскрасим радугу» стр.37
  • «Мебель для куклы Ани» стр.53
  • «Поезд» стр.53

Методический кабинет:

  • «Бумага или ткань?»
  • «В мире пластмассы»

Народная культура

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Глиняные игрушки» стр.51
  • «Игрушки из бумаги» стр.52
  • «Игрушки из ниток» стр.52
  • «Волшебные лучи» стр.36
  • «Волшебная кисточка» стр.36
  • «Волшебный круг» стр.37
  • «Теневой театр» стр.37
  • «Строим снежный город» стр.50

В ожидании Нового года. Новый год

Зимушка зима  

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Лёд - вода» стр.18
  • «Морозко» стр. 20
  • «Твёрдое - жидкое» стр. 22
  • «Жидкое - твёрдое» стр.26

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Украсим ёлочку» стр.49
  • «Нужен ли зимой растениям снег?» стр.21
  • «Почему снег тает?» стр.22
  • «Изготовление цветных льдинок» стр.28
  • «Взаимодействие воды и снега» стр.29
  • «Как согреть руки?» стр.43
  • «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» стр.43

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Опыты со снегом на прогулке» стр.49

Мой  любимый  детский  сад

Игрушки

«Неделя дружбы вежливости и добрых дел»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Волшебная рукавичка» стр.38
  • «Волшебный театр» стр.38
  • «Мы – фокусники» стр.39
  • «Угадай-ка» стр.39,40
  • «Почему всё звучит?» стр.40
  • «Откуда берётся голос?» стр.41

Защитники земли русской

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Почему не тонут корабли» (зависимость плавучести предметов от равновесия сил)

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Поиск воздуха» стр.30
  • «Что в пакете?» стр.30
  • «Загадочные пузырьки» стр.31
  • «Пузырьки – спасатели» стр.32
  • «Морской бой» стр.32

Международный женский день

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Надувание мыльных пузырей» стр.31
  •  «Где быстрее наступит весна?» стр.22
  • «Где снег не тает?» стр. 22
  • «Где будут первые проталинки?» стр. 23

«Весна»  

 «Птицы» 

Живые существа

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Испарение» стр.31
  • Игра «Лёд – вода – пар» стр.33

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Зачем утке и лягушке такие лапки?» стр.25
  • «Почему птицы могут летать?» стр. 26
  • «Где бысрее?» стр42,43

Методический кабинет:

  • «Кому нужна вода?»

«Неделя театра, смеха, книги и сказок»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Кто живёт в воде?» стр.26
  • «Стекло, его качества и свойства» стр.47
  • «Металл, его качества и свойства» стр.48
  • «Резина, её качества и свойства» стр.48
  • «Пластмасса, её качества и свойства» стр.49

Лето

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Как спрятаться бабочкам?» стр.27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».

Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.Далее, ра...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Модифицированная рабочая образовательная программа совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет (средняя группа)

Модифицированная рабочая программа составлена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой,...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...