Модифицированная рабочая образовательная программа совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) по теме

Любовь Владимировна Лычангина

Модифицированная рабочая программа составлена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой,   В.В.Гербовой,   Т.С.Комаровой .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sayt.docx93.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -  ДЕТСКИЙ САД

 «ДЮЙМОВОЧКА» МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН» РС (Я)

678900 Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. Якутская, д. 5,

Телефон/Факс: 8 (411 45) 35-0-75  e-mail: dyum_sakha@mail.ru

__________________________________________________________________________________

                                                                                       

Утверждено: «_»_________ 2014 г.                                                   Согласовано:

на педагогическом    совете  МБДОУ  

Протокол №_                                                                                         Заведующая «ЦРР - д/с «Дюймовочка»

                                                                                                             

__________________Н.В. Кулаженко

                                                                                             приказ №______ от__________                                  

Рабочая образовательная программа

совместной  деятельности педагога и детей 4-5 лет

(средняя группа «Колокольчик»)

на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой,   В.В.Гербовой,   Т.С.Комаровой .

 

                                                                                       Составители рабочей программы:  

Воспитатели: Лычангина Любовь Владимировна,

                                                                                      Розевика Надежда Анатольевна.

Содержание

1.Пояснительная записка

1) Цель и задачи основной образовательной программы

2) Принципы и подходы в организации образовательного процесса

3)Направления образовательных областей

4) Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

5) Перечень программно-методического обеспечения образовательного процесса

2. Содержательный раздел

1) Содержание психолого-педагогической работы в средней группе  по образовательным областям (обязательная часть)

2) Формы способы, методы и средства реализации образовательной программы

3) Планирование работы с детьми в средней группе

4)Развитие игровой деятельности

5) Перспективный план образовательной деятельности

6) План взаимодействия  с семьями детей средней группы на 2014 – 2015 учебный год

3.Организационный раздел

1) Перечень  традиционных событий, праздников, мероприятий

2) Режим дня

3) Организация  непосредственно образовательной деятельности на 2014- 2015 учебный год (сетка)

4) Система мониторинга освоения образовательной программы ДОУ

I часть

Пояснительная записка

В соответствии с нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании», - Письмом Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; - Письмом Минобразования и науки РФ от 21 октября 2010г.№03-248 " О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания»; Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562;- Письмом Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Временными (примерные) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ № 448 от 22.08.96 г.; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования», - примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;- с целями и задачами, определенными уставом МБДОУ--,,Положением о рабочей программе,, разработана рабочая образовательная программа для детей дошкольных групп.

Цель программы:планирование, организация и управление воспитательным процессом в средней группе.

Основные задачи программы:

• обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольные годы;

• обеспечение охраны и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

• всестороннее и своевременное психическое развитие;

• формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной программы:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детейне только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Формы работы с детьми:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность в ходе режимных моментов (деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные и др. мероприятия)

- самостоятельная деятельность дошкольников (создание условий для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей)

Направления образовательных областей:

Физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное  развитие

Речевое  развитие

Художественно – эстетическое развитие

Возрастная характеристика  контингента детей 4-5 лет.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесии перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

Социально-личностное развитие

К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы


взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

Познавательно-речевое развитие

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность.

5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.


Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Художественно-эстетическое развитие

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества .

Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

В соответствии с требованиям ФГОС ДОО планируемые результаты освоения программы  детьми 4  - 5 лет рассматриваются как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Перечень программно-методического обеспечения образовательного процесса

Образовательная область

Перечень программно-методического обеспечения

1.

Познавательное развитие

Программа «Школа-2000»

Л.Г. Петерсон,  Е.Е.Кочемасова.

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.:Баласс, 2001 (2-е изд.)-176с.

Комплексные занятия по программе под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа/ авт.-сост. З.А.Ефанова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2013.-247с.

Юный эколог. С.Н.Николаева. Программа экологического воспитания в детском саду.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.-112Сс.

С.Н.Николаева. Экология в детском саду. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ. М.:ТЦ.Сфера. 2003.

Программа воспитания и обучения  в детском саду под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Дыбина О.В.

Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.-80с.

Н.С.Голицина. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 201.-224с.

2.

Речевое развитие

Программа воспитания и обучения  в детском саду под общей редакцией М.А. Васильевой,  В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой.

Комплексные занятия по программе под редакцией  М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа/ авт.-сост. З.А.Ефанова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2013.-247с.

Н.С. Голицина. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-224с.

3.

Художественно-эстетическое развитие

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки», - М.: «Карапуз-дидактика», 2007.-144с.  Лыкова И.А.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (средняя группа). – М.:Карапуз – Дидактика, 2006.

Программа воспитания и обучения  в детском саду под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. –М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2007.-96с.

Куцакова Л.В.

Конструирование и ручной труд в детском саду – программа и методические рекомендации. –М.:Мозаика-синтез, 2010.-64с.

Н.С.Голицина. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-224с.

4.

Социально-коммуникативное развитие

Программа воспитания и обучения  в детском саду под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Петрова В.И., Стульник Т.Д.

Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2изд., исп. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2008. -80С.

Авдеева Н.И., Князева Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.-СПБ: «Детство – ПРЕСС»,

- 2005. -144с.

СаулинаТ.Ф. «Три сигнала светофора»: ознакомление дошкольников  с правилами дорожного движения : для работы с детьми 3-7лет. – М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010. -112с.

Н.С.Голицина. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013-224с.

5.

Физическое развитие

Программа воспитания и обучения  в детском саду под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

Л.И.Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет

Комплексы оздоровительной гимнастики Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010. – 124с.

 Л.И.Пензулаева Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-112 с.

IIчасть

Содержательный раздел

1)Содержание психолого-педагогической работы в средней группе по образовательным областям (обязательная часть)

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Направления работы

задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.).

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Ребёнок в семье и обществе, патриотическое воспитание

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»).

Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).

Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно  ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.

Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).

Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

Знакомить с правилами езды на велосипеде.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Направления работы

задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира.

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Сенсорное развитие.

Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.

Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность.

Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).__

Приобщение к  социокультурным  ценностям

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.__

Образовательная область «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Направления работы

задачи

Развитие

речи

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,

шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с  использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок

Художественная

Литература

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его

героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, к произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

направления работы

задачи

Изобразительная

Деятельность

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Конструктивно-модельная

деятельность

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала:

коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Музыкально-художественная

деятельность

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).

Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Образовательная область «Физическое развитие»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, ов ладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигатель ном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств  человека. Формировать представление о значении частей тела и органов

чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел;

ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши

слышат).

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они

у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).

Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Физическая

Культура

Формировать правильную осанку.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в

пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить

его кистями рук (не прижимая к груди).

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.

Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение

поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

2)Планирование работы с детьми в средней группе

Воспитательно-образовательная работа строится с учётом комплексно-тематического планирования в совместной деятельности взрослого и детей и непосредственно образовательной деятельности. Это помогает сформулировать единую  образовательную цель на протяжении определённого периода.

Одной теме отводится 1 неделя. Согласно темам подбирается  дидактический, познавательный и игровой материал в уголках развития  группы.

Комплексно-тематическое планирование строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Образовательные задачи решаются  в совместной деятельности взрослого и детей при проведении режимных моментов, самостоятельной игровой деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности, во взаимосвязи с семьей.

Комплексно-тематическое планирование

месяц

интегрирующая тема

педагогические задачи

Сентябрь

осень золотая

Обобщать и расширять представления о признаках осени

грибы и ягоды

Уточнить названия, отличительные признаки ягод(малина, смородина,  брусника) и грибов (мухомор, масленок, груздь)

фрукты и труд людей осенью

Уточнить названия, отличительные признаки фруктов (яблоко, груша) и их качества.

Познакомить с профессией садовод.

овощи и труд людей

Уточнить названия,  отличительные признаки овощей (капуста, лук, морковь, картофель) и их качества.

Дать представление о том, как растут овощи.  

Познакомить с профессией овощевод.

Октябрь

итоговая неделя осень

Закрепить  знания об одежде в осенний период,  об осенних признаках, дарах природы и полей.

Осенний праздник.

дикие животные

Уточнить внешние признаки и повадки  диких животных (лисы, волка,  медведя, зайца, белки)

домашние  животные

Закрепить знания о внешних признаках и повадках домашних  животных ( кошки, собаки). Познакомить  с особенностями внешнего вида коровы и лошади.

перелётные птицы

Дать представление , что не все птицы остаются зимовать в родных краях, многие улетают в теплые края. Дикие утки, гуси, журавли. Учить   устанавливать  связь между  изменениями природных условий и отлетом птиц.

Ноябрь

гражданское воспитание (праздник народного единства)

Дать элементарные представления о государственных праздниках, познакомить с праздником «День народного единства».

ОБЖ, ПДД, экология  

Закрепить правила поведения на скользких участках тротуара, правилах поведения  с замерзшими деревьями. Закрепить знания о назначении дорожных знаков.

Зимующие птицы

Знакомить с особенностями внешнего вида  птиц (ворона, снегирь, воробей. Синица), упражнять в различении птиц по внешнему виду.

Дать представление, что эти птицы остаются зимовать в родных краях, воспитывать желание заботиться о них.

Предметное окружение  

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения - игрушками.

Сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые, глиняные игрушки.

Декабрь

Зима пришла

Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, обобщать и расширять знания детей о зиме.

Деревья и кустарники

Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев (береза, сосна, ель), особенностями и названием кустарников (боярышник, карликовая березка). Уточнить сходство и различие.

Дать определение понятий  дерево, куст.

Зимние забавы, Новый год, ОБЖ

Знакомить  детей с народными играми и забавами,  развивать двигательную активность, формировать умение выполнять правила безопасности во время игровой деятельности, закрепить правила обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами на новогоднем празднике и дома.

Январь

Зимние народные праздники, забавы

Продолжать знакомить детей с народными играми и забавами,  развивать двигательную активность, формировать умение выполнять правила безопасности во время игровой деятельности.

Человек (части тела)  ЗОЖ

Уточнить названия частей тела, их назначение. Закрепить названия и назначение предметов личной гигиены. Продолжать правильно ими пользоваться.  Прививать желание содержать свое тело в чистоте, бережно относится к своему здоровью.

Транспорт ПДД

Знакомство с элементарными правилами безопасности дорожного движения (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов,  пешеходный переход , движение транспорта по дороге).

Расширять знания об общественном транспорте. Закрепить представление о работе шофера.

Предметный мир вокруг нас

Дать обобщающие понятия «мебель»,  «посуда», бытовая техника», «электроинструменты».

Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам.

Закрепить правила обращения  с бытовой техникой, уточнить назначение.

Февраль

Профессии и инструменты, материалы

Ввести понятие « профессия». Познакомить с трудом врача и медсестры, его содержанием, инструментами , которыми они пользуются.

Формировать интерес к профессиям родителей.

Патриотическое воспитание. Защитники Отечества и военные профессии

Дать элементарные представления о государственных праздниках, рассказать о празднике «День защитника Отечества», о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

 Дать представление о воинских профессиях (летчики, танкисты, моряки)

Нравственное  воспитание (семья, неделя доброты)

Дать представление о том, что  такое семья, о родственных отношениях в семье, учить знать  и называть своих ближайших родственников. Воспитывать чувство уважения и благодарности к членам своей семьи.

Поговорим о маме и женские профессии

Дать элементарные представления о государственных праздниках. Продолжать рассказывать о празднике « 8 марта». Воспитывать  чувство уважения к женщинам, благодарность.

Март

праздник мамы календарь природы

Расширять представление детей о семье , учить проявлять заботу и внимание. Продолжать знакомить с понятием « календарь природы», учить отмечать  состояние погоды.

Моя Родина - Россия

Рассказать  о нашей стране, закрепить название.

Вызвать чувство гордости.

Моя малая Родина (Якутия, посёлок)

Учить называть свой родной поселок, улицу. Называть улицу, на которой находится детский сад.

Рассказать о достопримечательностях  родного поселка.

 Воспитывать любовь к родному краю.

Хлеб. Труд людей весной

Дать понятие о  том, как растет хлеб,  расширить  представления о профессиях тракторист,  комбайнер, агроном.

Апрель

Водный мир, экология

Дать представление о водных животных (рыбы),  уточнить среду обитания,  внешние особенности строения. Расширять знания о водных ресурсах, недопустимости загрязнения.

Космос. Вселенная вокруг нас

 Дать представления о космосе,  звездах, солнце.  Продолжать знакомить с историей развития космонавтики, закрепить знание  о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Неделя здоровья

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заниматься  спортом.

Сезонные изменения природы (весна)

Закрепить сезонные изменения в природе, закрепить весенние признаки.

Май

День победы. Патриотическое воспитание

Дать элементарные представления о государственных праздниках,  рассказать о Великой Отечественной войне,  воспитывать уважение  к ветеранам и гордость за свою страну.

Насекомые, цветы, растения и т.д.

Уточнить названия насекомых (жук, бабочка,  муха), дать элементарные  сведения о некоторых насекомых (муравей). Уточнить названия и отличительные признаки цветов (одуванчик, ромашка, ландыш).

Итоговая неделя о весне

Закрепить сезонные изменения в природе, знания  о труде взрослых весной, изменения  жизни животных весной.

Здравствуй лето. ОБЖ.

Закрепить сезонные изменения, правила  пребывания на солнце, возле водоема, в лесу.

3)Развитие игровой деятельности

В дошкольном возрасте игра  - ведущий вид деятельности и поэтому она присутствует во всей психолого-педагогической работе с детьми.

В группе созданы условия для развития игровой деятельности детей. Воспитатель планирует игровую деятельность в течение дня, используя всё пространство групповой комнаты. Во время подгрупповых занятий, игровую деятельность с детьми организует помощник воспитателя в другой части группы или в приёмной, куда выносится переносное необходимое игровое оборудование. Игровая деятельность организуетсч воспитателем во время прогулки (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры) и музывальном и спортивном зале, во время, свободное от занятий (подвижные, театрализованные, хороводные игры),

Ведётся систематическая работа по развитию у детей интереса к различным видам игр.

направления

задачи

Сюжетно-ролевые игры

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить

детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки

разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких

автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать

умение считаться с интересами товарищей.

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли,

разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Подвижные игры

Продолжать развивать двигательную активность;

ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с

небольшой группой сверстников.

Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Театрализованные игры

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных

игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).

Проводить этюды для развития необходимых психических качеств

(восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских

навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом

плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя  музыкальные,

словесные, зрительные образы.

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.

Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки

и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы,

пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле

Дидактические игры

Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать,

составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Оп-

редели на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность

и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).

Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»)

Подвижные игры (по региональной программе физического  воспитания детей дошкольного возраста)

Виды движения

Средняя группа

Ходьба

«Кто тише»;  «Карусель».

Бег

«Найди своего капитана»; «Пустое место»; «Бездомный заяц»

«У медведя во бору»; «Птичка и кошка».

Прыжки

«Зайцы и волк»; «Лиса в курятнике»; «Зайка серый умывается»; «Спрыгни в воду»; «Прыгни и достань».

Виды движения

Средняя группа

Подлезание и лазание

«Пастух и стадо»; «Перелёт птиц»; «Котята и щенята»; «Через препятствия»; «Обезьянки».

Бросание и ловля

метание

«Подбрось – поймай»; «сбей булаву»; «Мяч через сетку»; «Целься вернее»; «Кто дальше бросит».

Национальные игры

«Скачки»; «Река и берег»; «Игра в ворота»; «Не наступи на мышонка»; «Не ошибись».

4)Сотрудничество с семьями воспитанников

Цель  взаимодействия с родителями - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

  • формирование психолого - педагогических знаний родителей;
  • приобщение родителей к участию  в жизни группы;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  • изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;

 

5)План взаимодействия  с семьями детей средней группы на 2014 – 2015 учебный год

месяц

форма

Содержание работы

сентябрь

Акция

«Красота и уют» - совместное оформление приемной и групповой комнат.

Экскурсия

«Детский сад и  знакомство с группой»

Информационный стенд

 «Осень золотая»

Беседы

 «Минутки безопасности»

Консультация

 «Осень к нам пришла и подарки принесла»

Родительское собрание

«Наши дети должны всё знать»

октябрь

Акция

«Книга в подарок».

День открытых дверей

Присутствие родителей на режимных моментах.

Информационный стенд

«Забота о здоровье круглый год»

Консультация

 «Контакты с животными»

Посещение семей

Создание условий для игровой деятельности детей

ноябрь

Групповая консультация

 «Как знакомить детей с символикой РФ»

Анкетирование родителей

 «Что мы знаем о родной стране»

Консультация

 «Опасные ситуации на дороге»

папка передвижка  

 «наши друзья и враги» (пожарная безопасность стр 12)

Папка передвижка

 «Учите с нами стихи о птицах»

Консультация

«Что рассказать детям о зимующих птицах»

Совместная продуктивная деятельность

«Игровая кукла. Делаем вместе»

декабрь

Папка передвижка

«Праздники и их последствия» (подарки)

Консультация

 «Воспитание экологической культуры»

Совместная продуктивная деятельность

Изготовление игрушек на елку во дворе детского сада родителями «Украсим дружно елочку

Информационный стенд

«Экология детского счастья»

январь

Консультация

«Здоровый образ жизни»

Папка  - передвижка

 «Слушай во все уши, смотри во все глаза»

Рекомендации для родителей

 «Ребёнок и взрослый на улице (Саулина три сигнала светофора стр 74)

Круглый стол

 «Дети и транспорт».

Посещение семей

Неблагополучные семьи

февраль

Консультации

 « Почему ребёнок ругается»

Фотовыставка

Фотовыставка «Лучше папы не найти».

Акция

 «Просто так».

Родительское собрание

«Детские дела – важные дела»

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях.

март

Оформление семейных газет

 « Мы – мамины помощники».

Папка передвижка

 «Русские пословицы и поговорки о Родине»

Информационный стенд

Материалы о главном городе Якутии – Нерюнгри

Развлечение для мам

 «Мама, так тебя люблю». (игры, эстафеты, конкурсы)

апрель

Консультация

«Как надо гулять с ребёнком на прогулке»

Акция

«Калейдоскоп добрых дел» (подклеить книги, отремонтировать и изготовить мебель).

Наглядная агитация

 «Здоровая семья»

фотовыставка

«Моя семья»

май

Создание  семейного альбома

 «Чтобы жизнь повторилась сначала - загляните в семейный альбом»

Просмотр видеоархива

 «Моменты из жизни группы». Обсуждение планов на будущий учебный год

Информационный стенд

Советы и рекомендации родителям на летний период

Родительское собрание

«Что мы знаем, что умеем»

поход

«Семёновский ручей»

III часть

Организационный раздел

Перечень  традиционных событий, праздников, мероприятий

День рождения детей  - ежемесячно

Праздники

Тематические развлечения

Спортивные развлечения

Концерты

Сентябрь

День знаний

«Здравствуй, осень золотая»

«Весёлые старты»

Октябрь

«Книжкина неделя»

«Концерт для бабушки и дедушки»

Ноябрь

День Народного единства

«День отца»

Конкурс стихов о России

Декабрь

Новый год

Январь

Рождественские посиделки»

февраль

День защитника Отечества

«Рядом с папой»

Март

8 марта

«масленица»

Соревнования по ОБЖ  

Апрель

Якутия моя

«День смеха»

май

9 мая

«Весна»

«Выступление музыкальной школы

Июнь

День защиты детей

«Поход»

Июль

«Лето, лето красное»

август

«Весёлые старты»

Режим дня в средней группе «Колокольчик»

Режимные моменты

Время

«Здравствуйте!» Мы рады видеть Вас!

Прием и осмотр  детей, игры, дежурство.

7.30 – 8.00

«На зарядку, как зайчатки, утром бегают ребятки!»

Утренняя гимнастика.

8.17 – 8.25

Приятного аппетита!

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, самостоятельная деятельность

8.25 – 9.10

Минутки познания

Организованная образовательная деятельность[1]

9.10 –10.00

«Пусть хоть ветер, снег с дождем.

 Все равно гулять пойдем!»

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

(игры, наблюдения, труд).

10.00 – 12.10

«Ра - ра - возвращайся детвора, в детский сад идти  пора!»

Возвращение с прогулки, игры

12.10– 12.30

«Это здорово! Ура! Нам обедать всем пора»

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

«Это время тишины, значит все, мы спать должны!»

Подготовка ко сну,  дневной сон

13.00 – 15.00

«Это время не для сна – закаляйся детвора!»

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00  - 15.25

«Полдника всегда я жду, очень булочку  люблю!»

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.50

Минутки познания

Организованная образовательная деятельность

15.50-16.10

«Учимся, играем, про труд не забываем»

Игры, труд

16.10 – 16.30

«Ну, а вечером опять, мы отправимся гулять!»

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30 – 17.45

«В это время – мы с тобой как всегда идем

 домой!»

Игры, уход детей домой

17.45 – 18.00

Организованная образовательная деятельность на 2014/15 учебный год

Средняя группа «Колокольчик»                                           

Дни недели/время

Образовательная область

Вид деятельности

Понедельник 

Вторник 

Среда 

Четверг 

 Пятница 

Развитие речи

940- 1000

 

Ознакомление с художественной литературой

«Познавательное развитие»

ФЭМП

940- 1000

Ознакомление

с окружающим социальным миром, расширение кругозора

 

910- 930

«Художественно - эстетическое развитие»

Познавательно-исследовательская (конструктивная) деятельность/ Аппликация

910- 930

Лепка

1550-1610

Рисование

940- 1000

Музыка

910- 930

940- 1000

«Физическое развитие»

Физическая культура

910- 930

910- 930

940- 1000




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)

Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"

Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по  ФГОС программа "Истоки"...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"

Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по  ФГОС программа "Истоки"...

Рабочая программа дошкольного образования для детей 4-5 лет средней группы общеразвивающей направленности

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  МБУ Лицей №6  городского округа Тольятти   Утверждено...

Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год

Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы –  образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе....

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 4-5 лет средней группы № 14 «Чебурашка» комбинированной направленности.

Рабочая программа деятельности педагогов  с детьми 4-5 лет средней группы № 14 «Чебурашка» комбинированной направленности....