Занятие "Традиции чаепития у народов разных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_chaepitiya_u_raznyh_narodov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Конспект образовательной деятельности

в старшей разновозрастной группе

Провела: воспитатель Яровая Е. Я.

Стригуны 2020 г.

Традиции чаепития у разных народов

Цели:

закреплять знания о названии страны, в которой они живут, и других стран;

— объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;

— воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;

— упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «Все о чае»; подготовка костюмов; беседа о традициях чаепития на Востоке и в России; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.

Оборудование: глобус, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; костюмы для детей (японский, китайский, узбекский, русский); макет самолета; иллюстрации с изображением чаепития.

Воспитатель вносит глобус.

Воспитатель: - Ребята, кто знает, что это такое?  

Дети отвечают.

Воспитатель: - Что такое глобус?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Ребята, на глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает на глобусе, где расположена та или иная страна.

Воспитатель: - А кто может показать, где располагается наша страна — Россия?

Дети показывают.

Воспитатель: - Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. На каком языке мы с вами разговариваем?

Д е т и. На русском.

Воспитатель. А какие языки вы еще знаете?         г ~,

Дети отвечают.

Воспитатель: - Теперь мы с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите.

 В Италии разговаривают на ... итальянском языке.

В Испании ... на испанском.    

В Японии ... на японском

В Германии ... на немецком.  

В Англии ... на английском.             

В Турции ... на турецком.  

В Узбекистане ... на узбекском.

Воспитатель: - Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово?

Дети объясняют.

Воспитатель: - Традиция — слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это кустарник. (Показывает фотографию.) Какую часть растения используют для приготовления чая? С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий напиток. Его любят пить путешественники, моряки и охотники. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?..

Дети. Земляничным.

Воспитатель. Если с листьями жасмина?  

Дети. Жасминовый.

Воспитатель. Малины?      

Д е т и. Малиновый.  

 Воспитатель: -  Клубники?

Дети. Клубничный.  

Воспитатель. Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай  будет?

Дети. Фруктовый.

Воспитатель. Как называется чай, если добавлять кусочки   яблок?..

Д е т и. Яблочный.  

Воспитатель. Ломтик лимона?      

Дети. Лимонный.

Воспитатель. Какой чай любят пить в вашей семье?

Дети отвечают.                                                   

Воспитатель: - С чем вы пьете чай?  

Дети отвечают.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети отвечают.

 Воспитатель: - На чем можно путешествовать?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами отправимся на самолете на Дальний Восток.

На экране проектора появляется фото девочки-японки и девочки китаянки в национальных костюмах Японии и Китая.

Воспитатель: - Дети это  нас встречают  девочки из Японии и Китая. Они хотят рассказать нам о традиции чаепития в их странах.

На экране – девочка японка.

Воспитатель: -  Дети, мы с вами не умеем говорить по-японски и поэтому рассказ девочки нам перевел переводчик и записал в письме. А я вам это письмо сейчас прочитаю.

  Здравствуйте, ребята! Привет вам из Страны восходящего солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

На экране появляется фото чайного домика. Дети рассматривают.

На экране появляется девочка-китаянка.

Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Фото чайника.

Воспитатель: - Ребята,  на Востоке прежде чем заваривать чай сначала принято омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? Есть угощения?

Девочка-японка. Нет.

Воспитатель. Верно, на Востоке, во время чайной церемонии принято общаться,  разговаривать, обмениваться мнениями.

Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие — в Узбекистан. Их встречают дети с пиалой чая. (картинка на проекторе)

  Воспитатель: - Эта девочка живет в Узбекистане.   У них в стране очень жарко. Они любят   пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду.

Воспитатель. Ребята, а из какой посуды пьют чай?

Дети отвечают.

Воспитатель: - На востоке принять пить чай  из пиалы. С фруктами, сухофруктами, сладостями.

Воспитатель. В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе — чайхана. (Фото чайханы)

 К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо — можно обидеть хозяев дома. Спасибо, ребята. А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию. И я приглашаю вас в гости в русскую горницу.

  Воспитатель: - Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы.  

Мы гостей встречаем...

Все. Чаем, чаем, чаем.

Воспитатель: - Первым делом угощаем...

Все. Чаем, чаем, чаем.

Воспитатель: - Приглашаем к самовару...

В с е. С чаем, с чаем, с чаем.

Воспитатель: - И внакладку, и вприкуску...

Все. Чай, чай, чай.

Воспитатель: - Пейте чай, друзья, по-русски...

Все. Чай, чай, чай.

Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

 Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Воспитатель: -

Сверху пар, снизу пар —

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,      

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!

Сухари лежат ... (в сухарнице).

Хлеб лежит... (в хлебнице).

Конфеты ... (в конфетнице).            

Варенье...

Масло ...      

Сахар...        

Чай ...                         .                                                        

Молоко налито  ...

 Воспитатель. Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется?

Дети. Самовар.

Воспитатель. А в каком городе придумали самовар?

Дети. В Туле.

Воспитатель. Что пекут в этом городе?

Дети. Пряники. (Фото тульского пряника)

Воспитатель. Пряник делается на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Отсюда и название «пряник». Пряники бывают с начинкой из варенья, пастилы, мармелада. Но главное — на них есть картинки или надписи и поэтому они называются печатными. Большие квадратные пряники называются коврижками. (Фото коврижки) Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб. На многих картинах художников можно увидеть людей, пьющих чай из самовара. (Показывает репродукции картин Б. Кустодиева.) Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.

Сейчас мы с вами поиграем. Вы подходите к чашке с чаем и определяете, какой чай налит в вашей чашке.

Если дети не отгадывают сорт чая, им загадывают загадку.

Четыре ноги, два уха.

Один нос да брюхо.        

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода.

 (Самовар.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

 (Чайник.)

Всем нужен, а не всякий сделает (испечет).

(Хлеб.)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.                                    

Я одна тебя не съем,  

Разделю ребятам всем.    

(Бублик.)

Белый камень в воде тает. (Сахар.)

Что на сковородку поливают,

Да вчетверо сгибают.

(Блин.)

Родом я из Тулы    

Самовару друг.

               (Пряник.)    

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,    

С вишней сладкою бывает...

В печь сперва его сажают,      

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.    

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

(Пирог.)        

Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство. Из каких слов оно состоит?

Дети отвечают.  

Это слово произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме, щедро накормить. Гостю всегда рады, в любой стране.

Многим отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть общее — мы все живем на планете Земля. Люди должны беречь Землю, украшать ее. Пока вы маленькие — дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных, заботьтесь о них.

Через много лет вы станете взрослыми и постараетесь сделать так, чтобы наша Земля стала еще краше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Куклы народов разных стран

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, то...

Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"

Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"...

Тема: Народы разные - страна одна!

Выставку можно условно разделить на две части. Первая рассказывает об истории праздника, народных костюмах, традициях, музыкальных инструментах, играх, орнаментах вышивки. А продолжают ее творческие м...

Презентация "Традиции чаепития у народов разных стран"

Данная презентация является приложением к занятию с детьми старшего дошкольного возраста....

«Народы разных стран» как средство формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патр...