Занятие "Традиции чаепития у народов разных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_chaepitiya_u_raznyh_narodov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»
Конспект образовательной деятельности
в старшей разновозрастной группе
Провела: воспитатель Яровая Е. Я.
Стригуны 2020 г.
Традиции чаепития у разных народов
Цели:
— закреплять знания о названии страны, в которой они живут, и других стран;
— объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;
— воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;
— упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «Все о чае»; подготовка костюмов; беседа о традициях чаепития на Востоке и в России; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.
Оборудование: глобус, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; костюмы для детей (японский, китайский, узбекский, русский); макет самолета; иллюстрации с изображением чаепития.
Воспитатель вносит глобус.
Воспитатель: - Ребята, кто знает, что это такое?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Что такое глобус?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Ребята, на глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?
Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает на глобусе, где расположена та или иная страна.
Воспитатель: - А кто может показать, где располагается наша страна — Россия?
Дети показывают.
Воспитатель: - Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. На каком языке мы с вами разговариваем?
Д е т и. На русском.
Воспитатель. А какие языки вы еще знаете? г ~,
Дети отвечают.
Воспитатель: - Теперь мы с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите.
В Италии разговаривают на ... итальянском языке.
В Испании ... на испанском.
В Японии ... на японском
В Германии ... на немецком.
В Англии ... на английском.
В Турции ... на турецком.
В Узбекистане ... на узбекском.
Воспитатель: - Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово?
Дети объясняют.
Воспитатель: - Традиция — слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.
Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это кустарник. (Показывает фотографию.) Какую часть растения используют для приготовления чая? С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий напиток. Его любят пить путешественники, моряки и охотники. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи».
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.
Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?..
Дети. Земляничным.
Воспитатель. Если с листьями жасмина?
Дети. Жасминовый.
Воспитатель. Малины?
Д е т и. Малиновый.
Воспитатель: - Клубники?
Дети. Клубничный.
Воспитатель. Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?
Дети. Фруктовый.
Воспитатель. Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?..
Д е т и. Яблочный.
Воспитатель. Ломтик лимона?
Дети. Лимонный.
Воспитатель. Какой чай любят пить в вашей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: - С чем вы пьете чай?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: - На чем можно путешествовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами отправимся на самолете на Дальний Восток.
На экране проектора появляется фото девочки-японки и девочки китаянки в национальных костюмах Японии и Китая.
Воспитатель: - Дети это нас встречают девочки из Японии и Китая. Они хотят рассказать нам о традиции чаепития в их странах.
На экране – девочка японка.
Воспитатель: - Дети, мы с вами не умеем говорить по-японски и поэтому рассказ девочки нам перевел переводчик и записал в письме. А я вам это письмо сейчас прочитаю.
Здравствуйте, ребята! Привет вам из Страны восходящего солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.
На экране появляется фото чайного домика. Дети рассматривают.
На экране появляется девочка-китаянка.
Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Фото чайника.
Воспитатель: - Ребята, на Востоке прежде чем заваривать чай сначала принято омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? Есть угощения?
Девочка-японка. Нет.
Воспитатель. Верно, на Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие — в Узбекистан. Их встречают дети с пиалой чая. (картинка на проекторе)
Воспитатель: - Эта девочка живет в Узбекистане. У них в стране очень жарко. Они любят пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду.
Воспитатель. Ребята, а из какой посуды пьют чай?
Дети отвечают.
Воспитатель: - На востоке принять пить чай из пиалы. С фруктами, сухофруктами, сладостями.
Воспитатель. В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе — чайхана. (Фото чайханы)
К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо — можно обидеть хозяев дома. Спасибо, ребята. А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию. И я приглашаю вас в гости в русскую горницу.
Воспитатель: - Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы.
Мы гостей встречаем...
Все. Чаем, чаем, чаем.
Воспитатель: - Первым делом угощаем...
Все. Чаем, чаем, чаем.
Воспитатель: - Приглашаем к самовару...
В с е. С чаем, с чаем, с чаем.
Воспитатель: - И внакладку, и вприкуску...
Все. Чай, чай, чай.
Воспитатель: - Пейте чай, друзья, по-русски...
Все. Чай, чай, чай.
Самовар шумит, баранки
На скатерке-самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости приходите.
Воспитатель: -
Сверху пар, снизу пар —
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!
Сухари лежат ... (в сухарнице).
Хлеб лежит... (в хлебнице).
Конфеты ... (в конфетнице).
Варенье...
Масло ...
Сахар...
Чай ... .
Молоко налито ...
Воспитатель. Из какой посуды пьют чай в России?
Дети отвечают.
На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется?
Дети. Самовар.
Воспитатель. А в каком городе придумали самовар?
Дети. В Туле.
Воспитатель. Что пекут в этом городе?
Дети. Пряники. (Фото тульского пряника)
Воспитатель. Пряник делается на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Отсюда и название «пряник». Пряники бывают с начинкой из варенья, пастилы, мармелада. Но главное — на них есть картинки или надписи и поэтому они называются печатными. Большие квадратные пряники называются коврижками. (Фото коврижки) Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб. На многих картинах художников можно увидеть людей, пьющих чай из самовара. (Показывает репродукции картин Б. Кустодиева.) Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.
Сейчас мы с вами поиграем. Вы подходите к чашке с чаем и определяете, какой чай налит в вашей чашке.
Если дети не отгадывают сорт чая, им загадывают загадку.
Четыре ноги, два уха.
Один нос да брюхо.
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине — огонь да вода.
(Самовар.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник.)
Всем нужен, а не всякий сделает (испечет).
(Хлеб.)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик.)
Белый камень в воде тает. (Сахар.)
Что на сковородку поливают,
Да вчетверо сгибают.
(Блин.)
Родом я из Тулы
Самовару друг.
(Пряник.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает...
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство. Из каких слов оно состоит?
Дети отвечают.
Это слово произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме, щедро накормить. Гостю всегда рады, в любой стране.
Многим отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть общее — мы все живем на планете Земля. Люди должны беречь Землю, украшать ее. Пока вы маленькие — дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных, заботьтесь о них.
Через много лет вы станете взрослыми и постараетесь сделать так, чтобы наша Земля стала еще краше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»
Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....
Куклы народов разных стран
Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, то...
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"...
Тема: Народы разные - страна одна!
Выставку можно условно разделить на две части. Первая рассказывает об истории праздника, народных костюмах, традициях, музыкальных инструментах, играх, орнаментах вышивки. А продолжают ее творческие м...
Презентация "Традиции чаепития у народов разных стран"
Данная презентация является приложением к занятию с детьми старшего дошкольного возраста....
«Народы разных стран» как средство формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патр...