Конспект занятия Откуда к нам бумага попала
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка»
Конспект познавательного занятия
в старшей группе «Звёздочка»
Составила: Шапкина Т.Ю. воспитатель
Козьмодемьянск 2012 г.
Программное содержание
- Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности, знакомить с профессиями (лесничий, лесоруб, промышленник).
- Развивать ретроспективный взгляд на временные понятия (что было - как стало сейчас).
- Закрепить названия пород деревьев, используемых для производства бумаги (хвойные породы) и умение применять разнообразные способы обследования предметов из бумаги.
- Активизировать речь детей словами «Береста», «пергамент», «целлюлоза».
- Воспитывать любовь в природе и бережному отношению к бумаге.
Предварительная работа
- Рассматривание разных пород деревьев, экскурсии в сад.
- Загадки о деревьях, стихи И.Токмаковой.
- Наблюдение за деревьями в разное время года.
- Экологические беседы «О пользе дерева».
Материал для занятия
- Предметы, изготовленные из бумаги (коробки, газеты, открытки, фотографии, книги).
- Иллюстрации деревьев, пейзажи с изображением леса, карта.
- Иллюстрации с изображением этапов изготовления бумаги.
- Респиратор - средство защиты органов дыхания.
- Увеличительные стекла - лупы.
- Различные виды бумаги (бархатная, фольга, калька, переводная).
Методические приемы
- Вводная беседа
Что я держу в руках?
А вы знаете, что раньше не было бумаги?
Что было вместо нее?
Откуда появилась бумага?
Что такое береста?
Что такое пергамент?
- Показ иллюстраций - этапов изготовления бумаги.
Для чего нужна бумага?
(Выставка изделий изготовленных из бумаги).
- Стихи о деревьях «Ели», «Дуб», «Осина», «Березка», «Сосны» И.Токмаковой
- Физкультминутка
Руки подняли, помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули-
Это ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем
Крылья сложим назад.
- Д\и «Найди по описанию» - учитывая определённые признаки находить предмет.
- Итог занятия.
Ход занятия
- Ребята, что я держу в руках? (лист бумаги)
- Да, это обыкновенный лист бумаги.
/загадки/
- Раньше не было чистой, белой бумаги. Может, кто-то знает, на чем писали и рисовали древние люди? (на камне, на листе папируса, на бересте, на коже молодых животных). Человечество хотело знать: на чем и как писали люди, поэтому археологи ~ ученые изучали древние рукописи, раскапывая целые подземные города
- Ребята, я получила необычное послание от древнего человека, и вам предлагают следующие задания:
Изобразить на бересте картинку с зимними рисунками, на глиняных дощечках летний рисунок.
- Как вы думаете, удобны такие варианты для написания сказок или красивых образных картин? (сравнивают с настоящими книжками - малышками). Этот способ неудобный. Поэтому много - много лет назад в Китае придумали рецепт создания настоящей бумаги, которой держали в строгом секрете.
- Со временем в России тоже открыли секрет изготовления бумаги. Не из камня, не из бересты, и не из кожи молодых животных, а из древесины определенных пород деревьев.
Дети читают стихи И. Токмаковой о деревьях «Ели», «Сосны», «Осинка», «Березка», «Дуб»,
- Эти породы следующих деревьев: ель, сосна, береза, осина.
- Сейчас я вам покажу секрет, как изготавливают бумагу и кто этим занимается, (показ сопровождается рассказом воспитателя).
- Работа лесорубов (вырубка крепких стволов).
- Перевозка брёвен до фабрики (водители).
- Пилорамы - измельчение бревен в мелкую щепку.
- Варка «деревянной каши».
- Конвейер переработки её и завязка в рулоны (рабочие мастера - промышленники).
- Дети, а для чего нужна бумага? (ответы детей: для рисования альбомы, для записи в тетради, обои, упаковки, блокноты, фотографии, салфетки, трубы).
- Люди и мы с вами ежедневно пользуемся бумагой, ее нужно очень много, соответственно её бережно надо использовать.
Вы знаете как?
не рвать, аккуратно и разумно рисовать, писать, сдавать макулатуру, сажать деревья, в питомниках и специально выращивать для изготовления бумаги (целлюлозы),
- А сейчас я хочу с вами поиграть, какие вы внимательные, какие ваши ручки чувствительные.
«Найди по описанию»,
- Прозрачная, тонкая, можно свести рисунок (калька).
- Шершавая, цветная, мягкая (бархатная).
- Яркая, красочная, можно увидеть свое зеркальное отражение (фольга).
- Белая, не тонкая, на ней можно рисовать (альбомная).
- Цветная, гофрированная, служит для оформления (гофрированная для оформления букетов).
- Сейчас я вам предлагаю следующие упражнения.
«переведи рисунок».
Этот фокус провела бумага копировальная. Получился рисунок, который вы сможете разукрасить или поменяться с другом.
Итог: сегодня мы с вами многое узнали о бумаге.
- Из чего изготавливают бумагу - целлюлозу? (из пород деревьев сосны, ели, березы, осины).
- Люди каких профессий участвуют в процессе заготовки и изготовления бумаги?
- Как нужно использовать бумагу и где её используют (бережно, аккуратно; в школе, в детском саду, в быту, в промышленности).
- На чем раньше писали древние люди (на камнях, бересте, на глиняных дощечках, на папирусе, на коже молодых животных, на пергаменте)
- Молодцы, вы справились с заданиями. На память я вам дарю маленькие блокноты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?" В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой. Расширяем кугозор, развиваем р...
Конспект занятия "Откуда в кране вода"
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром...
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект занятия "Откуда хлеб берется"
Комплексное занятие для детей старшей группы по формированию целостной картины мира. Данное занятие дает детям представление о хлебе, кто его выращивает...
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....
Конспект занятия "Откуда к нам хлеб пришёл"
Конспект занятия для детей подготовительной группы по экологии. На занятии дети закрепляют ранее полученные знания, обобщают полученный опыт. Занятие проводится в осенний период....
Конспект занятия по математике «Чиполлино попал в беду»
Оксана Вареник Конспект занятия по математике «Чиполлино попал в беду»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 400 г. о. СамараПлан открытого игрового занятия«Ч...