Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.
Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослаблены познавательные процессы, страдают физические качества: ориентировка в пространстве, координация движений, мелкая моторика.
Поэтому прогулки для таких детей имеют свою специфику: наряду с наблюдениями, экскурсиями, экспериментированием, организацией труда, должна проводиться и большая индивидуальная коррекционная работа.
Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, чтобы дети получали максимум информации необходимо правильно организовать деятельность детей.
В каждой части прогулки необходимо прописать коррекционную работу
Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:
- нахождение одинаковых объектов в окружающей природе (например: в игре «Найди такой же лист» детям предлагается найти листок такой же формы или цвета) – тренируется поисковая функция, также развивается ориентировка в пространстве)
- слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.) – развитие прослеживающей и поисковой функций
- рассматривание растений, насекомых вблизи (после чего предлагаем детям перевести взгляд на удаленный объект – облако, дерево, дом) – все это тренирует функцию резерва аккомодации, т.е. умение глаза перестраиваться смотреть вблизи и вдали!
- с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.
В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т.к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны. Кроме того, обязательна и работа по развитию речи, т.к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи. С детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, разучиваются скороговорки и чистоговорки.
При организации экспериментальной деятельности коррекционная работа включает в себя развитие сохранных анализаторов.
- Слух:
- учимся определять происхождение звука или шума (гудит самолет, машина, каркает ворона, жужжит пчела, пищит комар и т.д.)
- выявляем причину возникновения звука:
- Развивая обоняние, предлагаем определить по запаху различные живые и неживые объекты; сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).
- С целью развития осязания в ходе эксперимента сравниваем:
- горячий – холодный (песок на солнце и в тени);
- сухой – мокрый;
- легкий – тяжелый (листик, шишка);
- гладкий - шероховатый (металл, дерево) и т.д.
- с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности.
Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников.
Коррекционная работа:
- наблюдения за деятельностью взрослых;
- проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
- объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
- отображение увиденного в игре;
- использование предметов-заместителей;
- преодоление недостатков развития личности (скованности, замкнутости)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
Для детей с нарушениями зрения подвижная игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
Детям предлагаются игры, которые включают в себя:
- хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
- выполнение заданий по отношению к своему телу;
- ходьба и бег змейкой, между предметами «Ниточка за иголочкой»;
- перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель «Через ручеек».
Диплоптика – выработка стереоскопического видения.
- бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
- нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т.д. – развитие поисковой функции глаза «Раз, два, три – к березе (тополю) беги!», «Зайцы и волк»;
- бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции «Передай мяч»;
Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, городки, т.е. игры, которые способствуют развитию стереоскопического зрения.
Стереоптика – восприятие в трёхмерном пространстве.
Рекомендуемые игры:
- кольцебросы;
- «Шарик на удочке опусти в цилиндр»;
- «Надень кольцо на стержень»;
- «Поймай рыбку»;
- кегли, бадминтон.
С целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры «Что где?», «Прятки», «Лабиринт», экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
ТРУД В ПРИРОДЕ
Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе.
Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.
Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.
В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
- игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз. Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно – образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно – восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.
Примерный конспект прогулки:
РАННЯЯ ОСЕНЬ (экскурсия в парк)
Наблюдение. В парке обратить внимание детей на многообразие красок «золотой» осени. «Посмотрите кругом, наступила осень. Всю землю покрыли листья и на деревьях их еще много. Деревья стоят разноцветные: и желтые, и красные, и зеленые. Очень много желтого цвета. Поэтому осень называют «золотой».
Загадка. Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям. Наверное, как они медленно кружились в воздухе и ложились на землю, солнышко улыбалось и дети радовались падающим листьям. Посмотрите, подул ветерок и много листьев с тихим шуршанием полетело на землю. Это – листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят….
Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад …
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Предложить детям походить по осеннему ковру, послушать, как листья шуршат под ногами. Затем можно собрать букет осенних листьев, рассмотреть их, какой самый красивый. Предложить составить узор из листьев, чередуя красные и желтые листья.
Подойти с детьми к клумбе, медленно обойти вокруг , полюбоваться осенними цветами. Спросить, как они называются? Если цветы не известны детям, познакомить с ними детей. Предложить показать красный цветок, белый, оранжевый и т.д. Сорвать по одному цветку, понюхать, сравнить запахи. Провести дидактическое упражнение «Узнай цветок по запаху».
Подойти к рябине, загадать загадку:
Ягоды – не сладость,
Зато сердцу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(Рябина)
Полюбоваться красивыми кистями рябин, рассказать детям, что рябина – это пища для птиц зимой.
Загадка. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Примета. Если большой урожай рябины – зима будет длинная и холодная.
Пословица. С сентября и лист на дереве не держится.
Словарная работа: листопад, золотая осень, шорох, шуршат, кружатся, не скрыться.
Эксперимент. Предложить детям набрать охапку желтых листьев и одновременно бросить их вверх, что это получилось? Листопад.
Подвижная игра «Беги к тому, что назову» - закрепить названия деревьев, кустарников, развивать двигательную активность детей. «Раз, два, три – к рябине беги» и т.д.
Индивидуальная работа. Кто больше назовет осенних примет.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"
в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...
Статья "Организация прогулок для детей с нарушением зрения"
В статье раскрываются важные аспекты организации прогулок с детьми с нарушением зрения....
Рекомендации воспитателям по организации деятельности с детьми с нарушением зрения.
Методическая разработка по организации деятельности с воспитанникми с ОВЗ ( нарушение зрения), взаимодействие со специалистами, коррекционная деятельность с детьми с нарушением зрения....
Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»
В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...
Организация работы с детьми с нарушением зрения
Организация работы с детьми с нарушением зрения...
Консультация для воспитателей: «Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»
Организация прогулок имеет важное значение для всестороннего развития ребенка. В группах для детей с нарушениями зрения прогулка проводится с помощью специальных методов и приемов....
Организация прогулок с детьми с нарушением зрения
В материале даны рекомендации педагогам детского сада по организации коррекционной работы на прогулке....