Статья "Организация прогулок для детей с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье раскрываются важные аспекты организации прогулок с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulok_s_detmi_s_narusheniem_zreniya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулок с детьми с
нарушением зрения
Воспитатель:
Звягинцева А.Г
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития и коррекции, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения.
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка.
Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, педагог должен педагогически правильно руководить деятельностью детей.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.
Воспитатель осуществляет основную работу с детьми. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривает весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.
Для детей с нарушениями зрения прогулки имеют свою специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевых, подвижных игр и самостоятельной деятельности детей, проводится и индивидуальная коррекционная работа.
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.
Кроме того, основы экологической культуры нужно закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте большую роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов.
Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений. На прогулке ребята с удовольствием следят за птицами, игрой собак, кошек, за быстро двигающимися облаками и т.д. Причина привлекательности – динамичность, мгновенная смена образов.
Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные изменения (явления) природы, рост и развитие растений и животных.
Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:
- нахождение одинаковых объектов в окружающей природе;
- нахождение различий в растениях, животных, окружающих предметах;
- игры на классификацию (цвет, форма, величина);
- слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
- рассматривание растений, насекомых, птиц (после чего необходимо перевести взгляд в бесконечность наших просторов – небо, деревья, другие удаленные предметы).
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически, единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;
- поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Существует три взаимосвязанных направления работы.
- Живая природа
- Неживая природа.
- Человек.
Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.
1. Слух:
– учимся определять происхождение звука или шума;
– выявляем причину возникновения звука:
– передача звука на расстоянии, причины его ослабления и усиления.
2. Обоняние:
– определяем по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).
3. Осязание:
– горячий – холодный:
– сухой – мокрый:
– твердый – мягкий:
– тонкий – толстый и т.д.
Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.
Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости. В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.
Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда.
Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда.
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
1. ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
2. обучение простейшим трудовых умений и навыков;
3. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4. воспитание общественно направленных мотивов труда.
Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
1. коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слепого или слабовидящего ребенка;
2. формирование активной жизненной позиции;
3. коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда;
4. формирование навыков пространственной ориентировки;
5. воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять опираясь на потенциальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.
Исследованиями было установлено, что:
- двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для слепых детей и возникает значительно позднее, когда появляется умение анализировать свои действия с действиями того, кому подражает;
- у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста спонтанно не возникают правильные представления о назначении и целях труда людей;
- не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо.
Специфической особенностью трудового обучения явления:
- большая индивидуализация в процессе организации трудовой деятельности, которая предусматривает коррекцию пространственных представлений ребенка, развитие его сенсорных функций;
- формирование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений о качествах и свойствах предметов;
- организация трудовой деятельности направляется на предупреждение и искоренение тунеядских и иждивенческих привычек у детей с раннего возраста;
- ознакомление слепых и слабовидящих с приемами самообслуживания заключается в опоре действий ребенка на мышечную (осязательную) саморегуляцию движений;
- возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельн6ости.
Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.
В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. На ее основе развиваются остальные виды игр. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни страны.
В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка. При этом важно обеспечить благоприятные условия для комфортного ощущения ребенка в игре: достаточную эмоциональную насыщенность, активность, разнообразное двигательное содержание, чередование игр большой активности с играми более спокойными.
Коррекционная работа:
- наблюдения за деятельностью взрослых;
- проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
- объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
- преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры (предварительно проводятся специальные экскурсии и наблюдения);
- слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
- отображение увиденного в игре;
- использование предметов-заместителей;
- преодоление недостатков развития личности.
Красота природы, чистый свежий воздух, солнце – все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.
Подвижная игра одно из основных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Для детей с нарушениями зрения игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
выполнение заданий по отношению к своему телу;
ходьба и бег змейкой, между предметами;
перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель.
Диплоптика – выработка стереоскопического видения.
бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции.
Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки.
Стереоптика – восприятие в трехмерном пространстве.
Рекомендуемые игры:
- «Кольцебросы;
- “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
- “Надень кольцо на стержень”;
- “Поймай рыбку”;
- серсо, кегли, бадминтон.
Индивидуальная работа на прогулке включает в себя как коррекционную работу, так и работу по любому разделу программы:
- с целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
- с целью выработки резерва аккомодации рекомендуется игра “Далеко-близко”;
- с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.
- с целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
- с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
- с целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.
Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т.д.
Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.
Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.
Окружающая природа благотворно влияет на наше зрение:
вглядываясь в синеву неба, создается ощущение покоя, проясняется ум;
зеленый цвет снимает напряжение и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора;
солнце дает глазам живость, блеск, усиление зрительной функции;
игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
рассматривание солнца через разноцветное толстое стекло.
Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз.
Список использованной литературы
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.,1980.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
3. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.- М., 1983.
4. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.- М., Просвещение,1985.
5. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, де...
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"
Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...