Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЭКСПЕДИЦИЯ В АФРИКУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dlya_itogovoy_raboty.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»

                

 Тарановой И.В.,

 воспитателя МБДОУ№ 321

_________________________

                                                                                                     

   

         

Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

4

  1. РАЗРАБОТКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЭКСПЕДИЦИЯ В АФРИКУ»

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16

ПРИЛОЖЕНИЯ

17

Введение.     

 Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Цель:  разработать игровую деятельность дошкольников, направленную на решение задач нравственного воспитания..

Задачи:

  • Конкретизировать сущность процесса нравственного воспитания дошкольников.
  • Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по нравственному воспитанию дошкольников.

1 глава. Нравственное воспитание дошкольников в научно-методической литературе.

Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Божович Л.И.

А.М. Виноградова рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения.

По мнению Дыбина О.А.  нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Исследователи выделяют два плана взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре:

  • план сюжетно-ролевых отношений;
  • план отношений по поводу игры.

Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивают их.

Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.

В педагогике и психологии руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

  • формирование игры как деятельности;
  • использование игры как средства воспитания ребенка.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные и новые.

 В настоящее время мы обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном воспитании ребенка. А также из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию.

Для того, чтобы вернуть в дошкольное учреждение полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.

2 глава. Разработка сюжетно-ролевой игры «Экспедиция в Африку».

1. Подготовка к игре

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

октябрь

В группе с детьми:

- изготовить из бумаги бинокли, рупор, флажки.

- слепить из соленого теста продукты для питания команды

- сделать посуду из папье-маше

- начертить план-схему корабля

Дома с родителями:

- шапочки, спасательный круг, якорь

- пальмы из бросового материала

 - сбор коробок от  таблеток, конфет

- изготовление коллажа «Африка»

1.Чтение:

С.Я.Маршак «Детки в клетке», В.В. Маяковский «Что ни страница-то слон, то львица», энциклопедия «Животные жарких стран»

2.Заучивание наизусть стихов о слонах, об обезьянах, о тигре, о крокодиле

3.Загадывание загадок о животных

4.Рассматривание картин, слайдов о животных Африки

5.Расскрашивание их в раскрасках

6.Д/И, «Зоологическое лото», «Кто где живет?»

7.Просмотр мультфильмов «Король лев», «Доктор Айболит»

8.Выставка африканских животных

9.Рассматривание глобуса, карты Африки

10.Составление описательных рассказов

11. Этические беседы

12.Экскурсии с родителями в зоопарк.

1.Побуждать к созданию дополнительной игровой атрибутики для организации игрового замысла

2.Научить конструировать корабль из строительного материала

3.Обучать приемам складывания багажа каждым персонажем

4.Учить использовать в игре:

-доктор: фонендоскоп, градусник, горчичники

- капитан: бинокль

-кок: газовая плита

-рулевой: штурвал

-матрос: сигнальные флажки

  1. Перспективный план подготовки к игре «Экспедиция в Африку»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

1.Строительство корабля

Начальник постройки

-план-схема

-телефон

-ручка

-руководит постройкой корабля

-предлагает атрибуты, подходящие под строительство: стульчики, мачту, флажки, вёсла, якорь

-«Мы получили задание на постройку корабля»

-«Что нам для этого необходимо»

-«Как и из чего построить прочный корабль»

2.Отправление в путь

Капитан

-фуражка

-воротник

-бинокль

-рупор

-объявляет о начале путешествия

-дает команды участникам

-руководит путешествием

-«Право руля, лево руля»

-«Стоп машина»

-«Полный вперёд, полный назад»

-«Спустить якоря»

-«Отдать швартовы»

-«Курс на обратный путь»

Рулевой

-штурвал

-матросская форма

-осуществляет движение корабля с помощью штурвала

-выполняет команды капитана

-отвечает на команды капитана ( см. выше.)

Матросы

- матросская форма

-якорь

-вёсла

-спасательный круг

-шлюпки

- выполняет команды капитана

-отвечает на команды капитана ( см. выше.)

3.В море

Радист

-матросская форма

-рация

-азбука Морзе

-принимает информацию  от капитана

-поддерживает связь с сушей

-следит за сигналами других кораблей

-«Принимаю незнакомые позывные»

-«Слышу сигналы SOS»

Кок

-поварская форма

-колпак

-кастрюли

-сковородки

-продукты

-посуда

-кулинарная книга

-рецепты

-готовит обед

-накрывает на стол

-дает сигнал к обеду

-моет посуду

-«Завтрак готов»

-«Могу предложить борщ, суп…»

-«Советую выпить сок…»

Ветеринар

-халат

-шапочка

-сумка с крестом

-медикаменты

-шприцы – заместители

-ручка

-фонендоскоп

-градусник

-бинт

-вата

-витамины

-лангеты

-телефон

-горчичники

-проводит осмотр животных

-делает отметки в карточках

-назначает лечение

-ставит уколы

-дает витамины

-измеряет температуру

-накладывают гипс

-«Сейчас я тебя осмотрю»

-«Где у тебя болит?»

-«Тебе не больно?»

-«Сейчас станет лучше!»

-«Потерпи, пожалуйста!»

Сопутствующие сюжеты

1.На продуктовой базе

Кладовщик

-калькулятор

-ручка

-записная книжка

-упаковочный материал

-весы

-подготавливает необходимый  коку товар

-взвешивает

-выписывает накладные  

-упаковывает

-«Чтобы вы хотели взять?»

-«Сколько вам взвесить?»

-«Я бы вам посоветовал…»

Шофер

-машина

-руль

-перевозит груз с базы на корабль

-помогает загрузить, выгрузить

-«Желаю безопасного плавания»

-«В добрый путь»

-«Счастливого возвращения»

2.Аптечный склад

Провизор

-шапочка

-халат-ручка

-перечень лекарств

-стойка с лекарствами

-накладные

-подбирает необходимые лекарства

-упаковывает

-выписывает накладные

-советует что взять

-«Я бы вам предложила»

-«Думаю, что вам понадобится»

-«Не желаете ли взять…»

  1. Ход игры

В. - Ребята, пока вы спали, мне пришло сообщение на телефон. «У нас несчастье! Помогите! Спасите! Животные жарких стран»

- Как нам поступить?

Д. – Мы хотим помочь!

В. – Давайте, организуем экспедицию и отправимся им  на помощь. Так как мы ни разу не отправлялись в подобные экспедиции, то руководителем должен быть опытный много знающий взрослый человек, чтобы не заблудиться, не попасть в беду. Можете ли вы мне доверить быть руководителем?

Д. – Мы согласны.

В. – На чем мы можем отправиться в дальний путь?

Д. – На корабле.

В. – Тогда нам необходимо построить корабль и собрать команду. Как вы думаете, кто должен быть на корабле?

- Кого выберем капитаном?

- Кто будет рулевым?

- Кто хочет быть матросом, коком, ветеринаром, начальником постройки, радистом?

- Подумайте, что вам понадобится для такого дальнего пути, где вы все возьмете? (ответы детей)

- Кто будет кладовщиком, аптекарем, провизором?

- Я, как руководитель экспедиции, назначаю время отправки после того, как будут все готовы. Если возникнут трудности, то можно обратиться ко мне, называя: «Товарищ начальник экспедиции» (Подготовка  детей к игре)

-Все готовы? Нам пора, нас ждут!

Капитан отдает команды, члены команды занимают свои места.

В. – Мы на месте, перед нами – Африка! Предлагаю сойти всем на берег.

-Кто хочет почитать стихи об африканских животных?

(дети читают стихи)

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны

В. - А я вижу слона под деревом и, по-моему, с ним не все в порядке.

Доктор  - Осмотрите его, какое заключение дадите?

Доктор – Он болен, предлагаю его взять на корабль и лечить

(дети читают стихи)

Обезьян смешнее нет,

Что сидеть как статуя!

Человеческий портрет,

Даром, что хвостатая.

В. – Смотрите, на дереве обезьянка и вид у нее нездоровый.

Доктор - Она больна, предлагаю ее взять на корабль и лечить

(дети читают стихи)

Не подходите слишком близко:

Я тигренок, а не киска

В. – А вот и он.

- Кажется ,он потерялся, а еще совсем маленький ,и я боюсь, что без мамы он не выживет.

Д. – Давайте его возьмем с собой

  (дети читают стихи)

Крокодил – гроза детей,

Лучше не гневите.

Только он сидит в воде

И почти не виден.

Доктор – Это крокодил какой-то тихий, по-моему ,у него проблема с зубами, а без зубов он погибнет от голода. Забираем и его.

Сюрпризный момент (Вбегает Бармалей)

- Ха-ха, в Африке не только животные жарких стран, но я похитил еще кого-то. Если отгадаете загадки, я их освобожу

*Пыхтит как пышка

Наш пухлый… (мишка)

*Большая голова

На суку сидит, на нас глядит…(сова)

Бармалей - Будьте внимательны, загадка с секретом

*Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая… (белка)

Бармалей – Ага, все отгадали!

- Берите всех себе!

  1. Окончание игры

В. – Мы окажем всем животным первую помощь на корабле, но чтобы лечение прошло успешно, надо возвращаться обратно и поместить зверей в лечебницу.

  1. Оценка игры

В. – Я благодарю вас , ребята, за успешную экспедицию, за дружную работу, заботу о животных.

-  Все справились со своими обязанностями, вы молодцы, спасли больных и потерявшихся  животных, оказали им помощь.

- После выздоровления мы всех животных отправим в зоопарк и в следующий раз, если вы захотите, поиграем в игру «Зоопарк».

  1. Схема игры

1.

2.                                                           3.

 

4.                                                5.                                                      

  1. Корабль
  2. Аптечный склад
  3. Продуктовая база
  4. Атрибуты
  5. Африка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Программа дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

Дошкольный возраст это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих.

Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок старшего дошкольного возраста в игре “схватывает” общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узко семейного круга.

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Дети на протяжении дошкольного периода могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно меняется. Так, дошкольник переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений между людьми, смыслов их деятельности, реальным взаимоотношением между ними (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).
  2. Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения.
  3. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.
  4. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.
  5. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
  6. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Возникновение ролевой игры в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к дошкольному времени достигает высокого развития символическая функция, он умеет пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка возникает потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он уже умеет взаимодействовать с другими людьми - детьми и взрослыми - в игре.

В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.

Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

Под картиной мира понимается некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о себе, о природе, о других людях, которая опосредует через себя любое внешнее воздействие.

Картина мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью, которую он отражает в своем мозговом субстрате, и которая выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, то есть, служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка.

Список использованных источников

  1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
  2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.
  3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4. – 386с.
  4. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.
  5. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.

Интернет – ресурсы

  1. Средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL http://family-tale.ru/razvitie-vnimaniya/sredstva-korrekcii-vnimaniya/

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Диагностический лист по определению уровня развития игры детей № 1 

Показатели развития игры

Имена детей

Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого

б) самостоятельно

2. Разнообразие замыслов.

3. Количество игровых задач.

4. Разнообразие игровых задач.

5. Самостоятельность при постановке игровых задач:

а) ставит взрослый,

б) с помощью взрослого,

в) самостоятельно.

6. Разнообразие игровых действий с игрушками.

7.Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые,

б) обобщенные.

8. Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого,

б) самостоятельно.

9. Принимает роль.

10. Разнообразие ролевых действий.

11. Выразительность ролевых действий.

12. Наличие ролевых высказываний.

13. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого,

б) ребенка.

14. Ролевая беседа возникает:

а) с взрослым,

б) со сверстником.

15. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого,

б) ребенка.

16. Содержательность ролевой беседы.

Взаимодействия детей в игре.

17. Вступает во взаимодействие:

а) с взрослым,

б) со сверстниками.

18. Ставит игровые задачи:

а) взрослому,

б) сверстникам.

19. Принимает игровые задачи от:

а) взрослого,

б) сверстников,

в) тактично отказывается.

20. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное,

б) длительное.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Методика диагностирования игры детей

по диагностическому листу № 1 

1. Содержание игры 

Диагностические показатели приводятся по параметру, связанному с содержанием игры детей. Методика их оценки заключается в том, что цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется в диагностическом листе № 1.

1а. + Замысел игры появляется с помощью взрослого.

1а. - В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.

1б. + Ребенок сам придумал, как будет играть.

2. + Замыслы игр у ребенка разнообразные.

2. - Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.

3. Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ставит количество, то указывается от минимального до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то ее считают за одну.

4. + Игровые задачи разнообразные.

4. - Игровые задачи однообразные.

5а. + Игровые задачи взрослый ставит ребенку.

5б. - Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.

5в. + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи.

5в. - Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.

2. Способы решения детьми игровых задач. 

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: “Ты кто?” Если он не ответит, называет предполагаемую роль: “Ты шофер?” или “Ты мама?”.

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1. Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь попросить у куклы: “Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?”

2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: “спроси, может быть у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины”.

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры. В Приложении 2. приводится перечень диагностических показателей по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методика их оценки.

6. + Игровые действия с игрушками разнообразные.

6. - Игровые действия с игрушками однообразные.

7а. + Игровые действия с игрушками развернутые.

7а. - Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. + Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. - Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. Но обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 7б ставится “+”.

8а. + Игровые действия с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.

8а. - Предметы-заместители всегда используют без помощи взрослого, самостоятельно.

8б. + То же.

8б. - Самостоятельно не используют предметы-заместители, требуется помощь взрослого.

9а. + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.

9а. - Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.

9б. + То же.

9б. - Не использует самостоятельно воображаемые предметы.

10. + Ребенок принимает роль взрослого.

10. - Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится “-''.

11. + Ролевые действия разнообразные.

11. - Ролевые действия однообразные.

12. + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.

12. - С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.

13. + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, сверстнику.

13. - Ролевых высказываний нет.

14а.+ Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.

14.б+ Инициатором высказываний является ребенок.

14а, б. - Ролевых высказываний нет.

15а.+ Ребенок вступает в ролевую беседу с взрослым.

15а. - Не вступает в ролевую беседу с взрослым.

15б. + Вступает в ролевую беседу со сверстниками.

15б. - Не возникает ролевой беседы со сверстниками.

16а. + Инициатором ролевой беседы является взрослый.

16б. - То же.

17 + Ролевая беседа интересная.

17 - Ролевая беседа однообразная, то есть играющие обмениваются несколькими фразами, возможно стереотипными.

Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.

Ниже приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре и методику их оценки.

18а. + Ребенок вступает во взаимодействие с взрослым по инициативе взрослого или по собственному желанию.

18а. - Ребенок не вступает во взаимодействие с взрослым.

18б. + Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого, по желанию сверстника, по собственному желанию.

18б. - Не вступает во взаимодействие со сверстниками.

18а, б. - Игра ребенка индивидуальная, следовательно, во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится “-”.

19а. + Ребенок ставит взрослому игровые задачи.

19а. - Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.

19б. + Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.

19б. - Ребенок не ставит игровые задачи сверстникам.

20а. + Принимает поставленные взрослым игровые задачи.

20а. - Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

20б. + Принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20б. - Не принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20в. + Умеет тактично отказываться от неинтересной ребенку поставленной игровой задачи.

20в. - Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.

21а, б + или - Определяется длительность взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности

Консультация для воспитателей по нравственному воспитанию дошкольников в игровой деятельности...

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

«Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»

laquo;Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»...

Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игровую деятельность"

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательно-образовательной системы. За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это коснулось и нравстве...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в игровой деятельности», доклад

Муниципальный уровень, семинар «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 15.03.2018г....