«Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»
презентация к уроку (старшая группа) на тему
«Нравственное воспитание дошкольников
в игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка
«Нравственное воспитание дошкольников
в игровой деятельности»
Воспитатель. Васильева А.К.
Содержание
Введение | 3 |
Нравственное воспитание дошкольников в научно – методической литературе | 4 |
Разработка сюжетно – ролевой игры «Экспедиция в Африку» | 6 |
Заключение | 13 |
Список использованных источников | 16 |
приложения | 17 |
Задачи:
- Конкретизировать сущность процесса нравственного воспитания дошкольников.
- Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по нравственному воспитанию дошкольников.
1 глава. Нравственное воспитание дошкольников в научно-методической литературе.
Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Божович Л.И.
А.М. Виноградова рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения.
По мнению Дыбиной О.А. нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Исследователи выделяют два плана взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре:
- план сюжетно-ролевых отношений;
- план отношений по поводу игры.
Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивают их.
Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.
Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.
В педагогике и психологии руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства воспитания ребенка.
Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные и новые.
В настоящее время мы обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном воспитании ребенка. А также из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию.
Для того, чтобы вернуть в дошкольное учреждение полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.
2 глава. Разработка сюжетно-ролевой игры «Экспедиция в Африку».
1. Подготовка к игре
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
октябрь | В группе с детьми: - изготовить из бумаги бинокли, рупор, флажки. - слепить из соленого теста продукты для питания команды - сделать посуду из папье-маше - начертить план-схему корабля Дома с родителями: - шапочки, спасательный круг, якорь - пальмы из бросового материала - сбор коробок от таблеток, конфет - изготовление коллажа «Африка» | 1.Чтение: С.Я.Маршак «Детки в клетке», В.В. Маяковский «Что ни страница-то слон, то львица», энциклопедия «Животные жарких стран» «Самый главный на корабле» 2.Заучивание наизусть стихов о слонах, об обезьянах, о тигре, о крокодиле 3.Загадывание загадок о животных 4.Рассматривание картин, слайдов о животных Африки 5.Расскрашивание их в раскрасках 6.Д/И, «Зоологическое лото», «Кто где живет?» 7.Просмотр мультфильмов «Король лев», «Доктор Айболит» 8.Выставка африканских животных 9.Рассматривание глобуса, карты Африки 10.Составление описательных рассказов 11. Этические беседы 12.Экскурсии с родителями в зоопарк. | 1.Побуждать к созданию дополнительной игровой атрибутики для организации игрового замысла 2.Научить конструировать корабль из строительного материала 3.Обучать приемам складывания багажа каждым персонажем 4.Учить использовать в игре: -доктор: фонендоскоп, градусник, горчичники - капитан: бинокль -кок: газовая плита -рулевой: штурвал -матрос: сигнальные флажки |
- Перспективный план подготовки к игре «Экспедиция в Африку»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты | ||
Строительство корабля | Начальник постройки | -план-схема -телефон -ручка | -руководит постройкой корабля -предлагает атрибуты, подходящие под строительство: стульчики, мачту, флажки, вёсла, якорь | -«Мы получили задание на постройку корабля» -«Что нам для этого необходимо» -«Как и из чего построить прочный корабль» | ||
Отправление в путь | Капитан | -фуражка -воротник -бинокль -рупор | -объявляет о начале путешествия -дает команды участникам -руководит путешествием | -«Право руля, лево руля» -«Стоп машина» -«Полный вперёд, полный назад» -«Спустить якоря» -«Отдать швартовы» -«Курс на обратный путь» | ||
Рулевой | -штурвал -матросская форма | -осуществляет движение корабля с помощью штурвала -выполняет команды капитана | -отвечает на команды капитана ( см. выше.) | |||
Матросы | - матросская форма -якорь -вёсла -спасательный круг -шлюпки | - выполняет команды капитана | -отвечает на команды капитана ( см. выше.) | |||
В море | Радист | -матросская форма -рация -азбука Морзе | -принимает информацию от капитана -поддерживает связь с сушей -следит за сигналами других кораблей | -«Принимаю незнакомые позывные» -«Слышу сигналы SOS» | ||
Кок | -поварская форма -колпак -кастрюли -сковородки -продукты -посуда -кулинарная книга -рецепты | -готовит обед -накрывает на стол -дает сигнал к обеду -моет посуду | -«Завтрак готов» -«Могу предложить борщ, суп…» -«Советую выпить сок…» | |||
Ветеринар | -халат -шапочка -сумка с крестом -медикаменты -шприцы – заместители -ручка -фонендоскоп -градусник -бинт -вата -витамины -лангеты -телефон -горчичники | -проводит осмотр животных -делает отметки в карточках -назначает лечение -ставит уколы -дает витамины -измеряет температуру -накладывают гипс | -«Сейчас я тебя осмотрю» -«Где у тебя болит?» -«Тебе не больно?» -«Сейчас станет лучше!» -«Потерпи, пожалуйста!» | |||
Сопутствующие сюжеты | ||||||
На продуктовой базе | Кладовщик | -калькулятор -ручка -записная книжка -упаковочный материал -весы | -подготавливает необходимый коку товар -взвешивает -выписывает накладные -упаковывает | -«Чтобы вы хотели взять?» -«Сколько вам взвесить?» -«Я бы вам посоветовал…» | ||
Шофер | -машина -руль | -перевозит груз с базы на корабль -помогает загрузить, выгрузить | -«Желаю безопасного плавания» -«В добрый путь» -«Счастливого возвращения» | |||
Аптечный склад | Провизор | -шапочка -халат-ручка -перечень лекарств -стойка с лекарствами -накладные | -подбирает необходимые лекарства -упаковывает -выписывает накладные -советует что взять | -«Я бы вам предложила» -«Думаю, что вам понадобится» -«Не желаете ли взять…» |
- Ход игры
В. - Ребята, пока вы спали, мне пришла телефонограмма. «У нас несчастье! Помогите! Спасите! Животные жарких стран»
- Как нам поступить?
Д. – Мы хотим помочь!
В. – Давайте, организуем экспедицию и отправимся им на помощь. Так как мы ни разу не отправлялись в подобные экспедиции, то руководителем должен быть опытный, много знающий взрослый человек, чтобы не заблудиться, не попасть в беду. Можете ли вы мне доверить быть руководителем?
Д. – Мы согласны.
В. – На чем мы можем отправиться в дальний путь?
Д. – На корабле.
В. – Тогда нам необходимо построить корабль и собрать команду. Как вы думаете, кто должен быть на корабле?
- Кого выберем капитаном?
- Кто будет рулевым?
- Кто хочет быть матросом, коком, ветеринаром, начальником постройки, радистом?
- Подумайте, что вам понадобится для такого дальнего пути, где вы все возьмете? (ответы детей)
- Кто будет кладовщиком, аптекарем, провизором?
- Я, как руководитель экспедиции, назначаю время отправки после того, как будут все готовы. Если возникнут трудности, то можно обратиться ко мне, называя: «Товарищ начальник экспедиции» (Подготовка детей к игре)
-Все готовы? Нам пора, нас ждут!
Капитан отдает команды, члены команды занимают свои места.
В. – Мы на месте, перед нами – Африка! Предлагаю сойти всем на берег.
-Кто хочет почитать стихи об африканских животных?
(дети читают стихи)
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны
В.- А я вижу слона под деревом и, по-моему, с ним не все в порядке.
Доктор - Осмотрите его, какое заключение дадите?
Доктор – Он болен, предлагаю его взять на корабль и лечить
(дети читают стихи)
Обезьян смешнее нет,
Что сидеть как статуя!
Человеческий портрет,
Даром, что хвостатая.
В. – Смотрите, на дереве обезьянка и вид у нее нездоровый.
Доктор - Она больна, предлагаю ее взять на корабль и лечить
(дети читают стихи)
Не подходите слишком близко:
Я тигренок, а не киска
В. – А вот и он.
- Кажется ,он потерялся, а еще совсем маленький ,и я боюсь, что без мамы он не выживет.
Д. – Давайте его возьмем с собой
(дети читают стихи)
Крокодил – гроза детей,
Лучше не гневите.
Только он сидит в воде
И почти невиден.
Доктор – Это крокодил какой-то тихий, по-моему ,у него проблема с зубами, а без зубов он погибнет от голода. Забираем и его.
Сюрпризный момент (Вбегает Бармалей)
- Ха-ха, в Африке не только животные жарких стран, но я похитил еще кого-то. Если отгадаете загадки, я их освобожу
*Пыхтит как пышка
Наш пухлый… (мишка)
*Большая голова
На суку сидит, на нас глядит…(сова)
Бармалей - Будьте внимательны, загадка с секретом
*Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая… (белка)
Бармалей – Ага, все отгадали!
- Берите всех себе!
- Окончание игры
В. – Мы окажем всем животным первую помощь на корабле, но чтобы лечение прошло успешно, надо возвращаться обратно и поместить зверей в лечебницу.
- Оценка игры
В. – Я благодарю вас , ребята, за успешную экспедицию, за дружную работу, заботу о животных.
- Все справились со своими обязанностями, вы молодцы, спасли больных и потерявшихся животных, оказали им помощь.
- После выздоровления мы всех животных отправим в зоопарк и в следующий раз, если вы захотите, поиграем в игру «Зоопарк».
- Схема игры
1. 2. 3. 4. 5. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Программа дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
Дошкольный возраст это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих.
Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок старшего дошкольного возраста в игре “схватывает” общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узко семейного круга.
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Дети на протяжении дошкольного периода могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно меняется. Так, дошкольник переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений между людьми, смыслов их деятельности, реальным взаимоотношением между ними (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).
- Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения.
- Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.
- Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.
- Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
- В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.
Возникновение ролевой игры в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к дошкольному времени достигает высокого развития символическая функция, он умеет пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка возникает потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он уже умеет взаимодействовать с другими людьми - детьми и взрослыми - в игре.
В ролевой игре дошкольник копирует способы обращения с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях, тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение.
Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.
Под картиной мира понимается некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о себе, о природе, о других людях, которая опосредует через себя любое внешнее воздействие.
Картина мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью, которую он отражает в своем мозговом субстрате, и которая выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, то есть, служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка.
Список использованных источников
- Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4. – 386с.
- Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.
- Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно -нравственное воспитание через театральную деятельность
Духовно -нравственное воспитание...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию по театрализованной деятельности «Заюшкина избушка»
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию по театрализованной деятельности....
Консультация из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание через игровую деятельность!"
консультация из опыта работы...
Духовно-нравственное воспитание в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
Влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников изобразительной деятельности
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем......
Проект "Духовно-нравственное воспитание средствами театрализованной деятельности"
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализов...
Технология нравственного воспитания средствами театрализованной деятельности
Этот материал в помощь тем, кто считает, что нравственному воспитанию детей надо уделять большое внимание. А пословицы - отличные помощники в этой важной деятельности!...