Методическая разработка
2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский
3 слайд «Условия формирования личного вклада в развитие образования» представлены на слайде.
4 слайд Одно из направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
5 слайд В последние три года я для себя выбрала одно из приоритетных направлений своей работы – это духовно-нравственное и нравственно-патриотическое развитие детей через игру. Разработала следующий инструментарий:
- планирование
- картотека игр
- система активных занятий с детьми
- система активных занятий с родителями
- комплект серии книг «Чтение для души»
6 слайд Основная цель моей работы это формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и культурным ценностям России.
Отбор духовно-нравственных и культурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществляла с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Основывалась на культурно-исторической теории Л.С Выгодского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником.
Формы работы по данному направлению представлены на экране, это:
• Формы работы: НОД, игры; чтение художественной литературы; праздники, досуги, развлечения; выставки; театрализованная и проектная деятельность .
Методы и приёмы работы: организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная деятельность с воспитателем, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, игры -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО деятельности.
7 слайд Мне хотелось бы отметить существенную особенность.
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные традиционные ценности, поэтому в своей работе я применяю игры разной направленности:
- игры на сплочение коллектива ( Например,«Что я хочу получить от сегодняшнего дня»);
-игры на снятие напряжения , тревоги ,дискомфорта(Например, «Молекулы», «Приветливое слово»);
-игры, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы.
А так же провожу дидактические игры: «Я знаю вежливые слова» , «Ласковое прикосновение», «Дерево добра» , «Как друг другу помогаем» , «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т.д.. Проводятся систематически с целью углубления представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
8 слайд Через игру ребенок лучше понимает и принимает ценности родной культуры. На экране представлены формы работы в данном направлении.
НОД: проводится 1 раз в месяц с целью закрепления материала по развитию духовно- нравственных качеств.
Взаимодействие с родителями: организация «Недели открытых дверей», родительских собраний, проведение практикумов- семинаров, консультаций, бесед, оформление информационных стендов с целью создания партнерского взаимодействия (дети-родители-педагог).
Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с целью раскрытия перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности.
Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.
Проектная деятельность : «Зачем творить добро?», «Помоги птицам зимой» , проводиться неоднократно по инициативе детей и воспитателя, с целью налаживания атмосферы доброты, доброжелательных отношений в группе и доверительных отношений между детьми и родителями.
9 – 10 слайд Фрагменты разных форм работы.
11 слайд Самым эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностных чувств у детей является – проектная деятельность.
Работа с детьми:
-опрос детей «О доброте!»;
-чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев;
-заучивание пословиц и стихов о доброте;
-этюды, интерактивные беседы;
-оформление «Дерева Добра»,шкатулки «Добрых слов»;
-работа в парах, рисование на тему «Духовная доброта» .
Взаимодействие с семьей:
- Интервьюирование взрослых детьми «Что такое доброта? Что такое зло?»;
-анкетирование родителей «Добрый ли вы человек?»;
-оформление информационно- наглядной информации.
Распространение педагогического опыта:
-выступление на региональной конференции «Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности»;
-выступление на районном методическом объединение «Создание и развитие интерактивной образовательной среды в ДОУ»;
- Участие в региональный конкурс
«Лучшие инновационные практики» проводимый Учебно- методическим объединением по педагогическому образованию Нижегородской области
12 слайд Прогнозируемый результат:
В результате системной работы духовно- нравственной направленности были достигнуты следующие результаты:
• более доброжелательны ,заботливы и внимательны по отношению друг к другу;
• научились прощать нечаянно причиненную боль;
• научились извиняться, если виноваты;
• научились считаться с желаниями и интересами других;
• появилась способность следовать нравственным нормам и правилам;
• стали чувствовать эмоциональное состояние окружающих;
• научились навыкам познавательного и личностного общения.
• способность быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким людям;
• выстраивается целостный образ Семьи.
13 слайд
Мои практические достижения были представлены следующим образом:
Для педагогов ДОУ: Открытый просмотр НОД, консультативный материал, проведение практикумов- семинаров, круглого стола, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства.
Выступления на методических объединениях: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактические пособия по развитию речи», «Создание и развитие интерактивной среды в ДОУ», «Развитие речи детей дошкольного возраста в режиме дня».
Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam.ru, nsportal.ru, divmdou3.ucoz., netedu.ru, участие в конкурсах педагогического мастерства на
www.o-gonek.com, maam.ru.
14 слайд.
Литература.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. -М., 2002.
Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 1999.
Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.
Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. -М.: Сфера,20011.
Кокуева Л.В. «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа -М.: Аркти,2005.
Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.- М.: Линка Пресс,2009.
Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ- Воронеж: Учитель,2007.
Степаненко Э.Я. Методика проведения подвижных игр.- М,: Мозаика-Синтез, 2009.
Шуть Н. «Волшебные ключи игромастера»-М.: Образовательные проекты, 2008.
15 слайд. Спасибо за внимание!