Старшая группа. Конспект по экологии "Гриб-чудо природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Ознакомление детей с растительным миром природы. Расширять знания о грибах, о мерах предосторожности во время сбора грибов, о вреде и пользе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grib-chudo_prirody.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гриб – чудо природы»
Цели и задачи:
Учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки;
учить составлять описательные рассказы; познакомить со строением гриба.
Расширить кругозор, обогатить словарь по теме «Грибы», активизировать внимание, память и речь детей.
Поддерживать интерес к живой природе, к народному фольклору. Создать положительный эмоциональный настрой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: грибница, споры.
Предварительная работа:
Беседа об осени;
Чтение рассказов, стихотворений о грибах.
Загадки;
Заучивание считалок о грибах;
Рисование грибов в различной технике;
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Чудесные грибы», «Кто больше назовет действий», «Родственники», «Грибные блюда», «Что лишнее», «Умный словесник».
Материал: Предметные картинки из серии «Грибы», лукошко, грибы – муляжи, печенье – грибочки, аудиозапись Чайковский «Времена года», магнитофон.
Ход занятия.
Воспитатель: (читает на фоне музыки)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Ребята, о каком времени года говориться в этом стихотворении?
Дети: Осень.
Воспитатель: А кто может назвать приметы осени?
Дети: (называют приметы осени)
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Олеся
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
( К. Бальмонт )
Воспитатель: Как точно описывает поэт приметы осени в своем стихотворении.
Но с приходом осени и у людей много работы. Подумайте и скажите, какой трудовой деятельностью люди занимаются осенью?
Дети: убирают урожай овощей и фруктов, готовят к зиме почву, а грибники собирают грибы в лесу.
Воспитатель: Овощеводы собирают…овощи
Садоводы собирают…ягоды и фрукты.
Грибники собирают…грибы
Правильно. Вот мы и поговорим сегодня с вами о грибах и грибниках
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога.
(Гриб)
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим строение гриба и назовем его части.
Дети: У гриба есть корень, ножка, шляпка.
Воспитатель: Рассмотрите снизу шляпки разных грибов и сделайте вывод: одинаковые они?
Дети: У одних грибов снизу дырочки (белые, подберезовики, подосиновики); у других– пластинки (сыроежки).
Воспитатель: Верно, в пластинках, трубочках у грибов созревают очень меленькие, невидимые глазом споры- семена из которых вырастают грибы.
Грибы можно разделить на две группы, как вы думаете на какие?
Дети: Несъедобные (ядовитые) и съедобные.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, какие съедобные грибы вы знаете?
Дети: называют
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши гриб»
воспитатель показывает картинку, называет гриб, дети по картинке составляют описательный рассказ (по желанию)
БЕЛЫЙ ГРИБ
Ребенок: шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
ПОДБЕРЕЗОВИК
Ребенок: растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК
Ребенок: с красной шляпой, ножка высокая, растет под осинками
ЛИСИЧКИ
Ребенок: гриб желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
ОПЯТА
Ребенок: грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями»на пенечках
СЫРОЕЖКИ
Ребенок: шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
Воспитатель: Это все грибы съедобные, но мы – то знаем, что есть еще и ядовитые. А кто может объяснить, почему они так называются –
ЯДОВИТЫЕ
Дети самостоятельно делают выводы и объясняют
Отгадайте загадку.
Возле леса на опушке,
украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
ядовитый ... (мухомор)
Воспитатель показывает картинку с изображением мухомора.
МУХОМОР
Ребенок: самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Воспитатель: Когда грибники собирают грибы, они их ищут под деревьями, под кустиками на полянках под травой. А вот мухомор, он на виду растет и не прячется. Почему, как вы думаете??
Дети: Он предупреждает: я ядовит.
Воспитатель: а вот еще один распространенный ядовитый гриб
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
Ребенок: смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Воспитатель: вот она какая бледная, но если мы с вами не сделаем физ.минутку то тоже побледнеем
Предлагаю всем встать и за мной шагать
Физкультминутка
По дорожке шли, - Маршируют,
Боровик нашли - наклонились,
Боровик боровой - показали,
В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли - ходьба по кругу.
Хорошо, что тихо шли.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ о грибах, о том, как правильно надо их собирать.
Грибы надо срезать ножом, чтобы не повредить грибницу, у грибов так корешки называют – грибница. Как только грибочек срезали, листочками надо укрыть грибницу, чтобы она не высохла (если грибница высохнет, то грибов на этом месте уже не будет).
Когда мы с вами ведем разговор о природе, то я вам всегда говорю: « В природе ничего лишнего нет, все зависит друг от друга и мы – люди тоже полностью зависим от природы».
Вот и грибы – они помогают деревьям воду и питание добывать, так как корни дерева переплелись с грибницей нитями гриба.
Еще они помогают быстрее перегнить веткам, листьям, сухой траве, упавшим деревьям, превратиться в удобрение для земли, леса. Да они и сами за счет этого растут.
А как вы думаете
Кому грибы в лесу еще нужны?
Дети: Их едят лоси, белки на зиму сушат. Ими питаются слизни.
Воспитатель: Жабы и птицы тоже питаются грибами.
Воспитатель: Вот и получилась у нас пищевая цепочка. А еще зачем грибы нужны?
Дети: Собираешь грибы – радуешься. А еще от них в лесу красиво.
Воспитатель: ребята, я вас хочу познакомить с правилами, которые должны соблюдать грибники при сборе грибов
ПРАВИЛА ДЛЯ СБОРА ГРИБОВ
- не срывать старые и очень маленькие грибы;
- собирать только известные грибы;
- не собирать грибы у проезжей части;
- не раскапывать палкой грибницу- она может высохнуть, не прикрытая листвой.
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
Воспитатель: Игра « Отгадайте – кА, ребятки про грибы мои загадки»
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Я в красной шапочке расту
среди корней осинок.
Меня узнаешь за версту,
зовусь я... (Подосиновик)
У березок посмотри:
Здесь один, тут целых три. (подберезовик)
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас (маслята)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Игра «Соберем грибы»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о грибах и собрали целое лукошко грибов. Но кто к нам в группу заглядывает?
Старичок Боровичок: Я же давно знакомый – старичок – Боровичок. Я хочу вас, ребята, с народными пословицами и поговорками о грибах познакомить, а вы в свою очередь объясните мне смысл их.
Дети слушают пословицы и поговорки, объясняют, как они их понимают.
Пословицы и поговорки
Гриб — чудо природы.
Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
Весна красна цветами, а осень — грибами.
Тише идешь, больше наберешь.
Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро. Клади их в лукошко, пускай подышат немножко.
Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке. Выдранный с землей гриб — навек погиб.
Срезанный под корешок — даст приплода мешок.
Любишь пирог с грибами — помогай маме.
Опытного грибника грибы на опушке леса встречают.
Леса нет, и гриб не родится.
Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
У мухомора свое назначение, он для человека и зверя лечение.
Старичок Боровичок: Спасибо вам, ребята. Смышленые вы такие. За это я для вас вот гостинчик припас.
Угощает детей печеньем «Грибочки»
Дети благодарят Старичка – Боровичка, приглашают его пить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)
Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области "Познание". Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)Цель: развитие познавательных способностей детей ...
План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."
Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1 План-конспект занятия по э...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы».
Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы»....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...
Конспект в старшей группе по ознакомлению с миром природы "Берегите свою природу". "День Земли".
Цель: Расширение представлений детей о Земле как о планете.Задачи: -Познакомить детей с новым праздником – Днем Земли, -учить слушать рассказ воспитателя, -отгадыва...