Конспект занятия по экологии "Паук"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Формировать у детей представление о том, в природе нет неинтересных, ненужных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pauk.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чудо в паутинке».

Проблема: Как помочь паучку, попавшему в беду?

Игровая мотивация: Оказать помощь пауку, попавшему в беду.

Цель: Формировать у детей представление о том, в природе нет неинтересных, ненужных животных.

Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, животных. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; дать энциклопедические знания о пауках; воспитать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; воспитать интерес, желание узнать о них что-то новое. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации. Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина и составных частей. Учить создавать единую композицию.

Материалы и оборудование: письмо, картинки с изображением насекомых и паука, рисунок-паутина, музыкальная заставка, клубок пряжи, нагрудные знаки с изображением паука, солнца, растений, насекомых, воды, воздуха, почвы, модель паутинки, силуэты насекомых и паучков по числу детей; ватные палочки, крем; тонированная бумага, краски, пластилин.

Вид детской деятельности: экология, экспериментирование, изобразительная деятельность,

Предварительная работа: просмотр энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; беседы: «Нелюбимые животные», «Кто такие насекомые»; загадки о животных, насекомых.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо. Хотите узнать, кто его написал и что там написано? Слушайте.

«Нас называют мелкими тварями. Говорят, что мы отвратительны, безобразны. А ведь на самом деле мы приносим пользу: при помощи паутины мух, комаров ловим. Самое главное на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Но к нам в лес на прогулку пришел мальчик Петя. Он палкой сшибает наши паутины и убивает наших паучат. И поэтому в нашем лесу развелось множество вредных насекомых. Для мальчика это забава, а для леса – беда. Помогите мне, ребята! » Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо? Кто жалуется? (паук) .

– Что делать? Как спасти лес, от вредных насекомых?

(ответы детей).

Воспитатель: А мальчика можно научить, не обижать пауков? Как его научить? Но если мы не все знаем про пауков, где про них можно узнать? (прочитать в книгах, посмотреть по телевизору)

Посмотрите на картинки (на них изображены насекомые и паук). Кто на картинке лишний?

Дети: паук

Воспитатель: Паук - это

насекомое?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что у насекомых шесть ножек и три раздела тела: голова, грудь и брюшко. У паука восемь ног, восемь глаз, нет крыльев, плетет паутину) .

Воспитатель: Правильно. Пауков в природе существует множество видов. Они отличаются размерами, окраской, приспособленностью к среде обитания. Но всех их объединяет в эту группу, группу пауков, 2 основных условия, это - наличие восьми ног и восьми глаз, а также отсутствие усов.

Воспитатель: Давайте поиграем. Выберите себе любую картинку.

Игра «Паутина жизни»

Ребенок с нагрудным значком на котором изображен паучок берет клубок ниток. Что нужно паучку? Тот, у кого значок с изображением насекомых, говорит: «Насекомые» и клубок передается «насекомому» (конец нитки остается у паучка). Теперь уже «насекомые» спрашивают, что нужно им для жизни, и тут откликаются «растения». И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны «паутиной». Воспитатель комментирует происходящее, поясняя, что ниточки, которые соединили все со всеми, существуют в природе, только они невидимы, но связывают одни природные объекты с другими.

Что же будет, если мы уберем из нашей паутинки хотя бы одно звено, например, воду?

Дети: «Паутинка» начинает рассыпаться.

Воспитатель: какой можно сделать вывод?

Дети: в природе все взаимосвязано.

Воспитатель: Правильно. Так может случится, если погибнет хотя бы один вид: растения или животные.

Ребята, мы только что строили паутинку жизни паучка, а как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

Предположения детей.

Воспитатель: а настоящая паутина выглядит вот так (показ рисунка паутины). Она построена по определенным законам. Ее основу составляют продольные, диагональные нити, а также поперечные, куда обычно и попадают кто?

Дети: Насекомые

Воспитатель: А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?

Предположения детей.

Воспитатель: давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинка. (воспитатель приносит заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (дети прикладывают своих насекомых к паутинки из скотча) .

Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки?

Дети Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.

Воспитатель: А почему тогда паучок не прилипает?

Предположения детей.

Воспитатель. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось?

Дети. Нет.

Воспитатель: почему?

Дети. А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой.

Воспитатель: правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки смазаны смазкой, поэтому он и не прилипает.

А давай те с вами превратимся в паучков.

расслабляющая гимнастика. (дети ложатся на ковер и закрывают глаза, звучит спокойная, тихая музыка)

Воспитатель. У тебя 8 ножек, и ты, ловко перебирая ими, ползешь по травинкам и даже по ровной стене. А еще ты умеешь плести паутинку. Она у тебя такая воздушная, ажурная, легкая, как кружево. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становился еще красивее. Твоя паутинка расположена в тихом, уютном месте. Когда дует ветерок, ты любишь раскачиваться на ней.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что насекомые и пауки могут предсказывать погоду? Если внимательно понаблюдать за ними они многое нам расскажут. Какие приметы вы знаете?

- Паук неподвижно сидит посередине паутины или прячется в темный уголок – ожидается ненастье.

-Вечером стрекочут кузнечики – верный признак хорошей погоды на завтра.

- комары и мошки вьются столбом – будет хорошая погода.

- ночные бабочки стремятся влететь в дом – утром будет холодный ветер.

Вот какие насекомые барометры.

Мы поговорили с вами про пауков. Скажите: Что же мы с вами можем сделать, чтобы в лесу было меньше вредных насекомых? Как мы поможем паучку?

Предположения детей.

Можно нарисовать паутину и сделать паучков из пластилина.

Дети делятся на подгруппы. Одни рисуют паутину, другие лепят паучков. В завершении работы объединяются, к паутине прикрепляются паучки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас получилось паучков. Теперь они помогут нашему паучку и лесу победить вредных насекомых.

А в заключении я хочу сказать, если нам кто-то из людей не нравится, мы его не будем за это убивать? Так и животные и насекомые, бывают разные красивые и не красивые. Мне кажется, что каждый красив по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться. Да и нет на Земле бесполезных животных.

 «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков».

– Постановка новой проблемы.

- Наши работы готовы к отправлению. Как мы доставим их паучку в лес? Об этом надо подумать.

Дополнительная информация

ПАУКИ

    Пауки не относятся к насекомым, это паукообразные. Паука знают все и стоит только представить себе его, вспоминаются четыре пары паучьих ног. Такое число ходильных ног характерно для всех паукообразных – этим они отличаются от шестиногих насекомых. Принципиальное различие есть и во внешнем строении: тело насекомого разделено на три отдела (голова, грудь, брюшко), тело паукообразного разделено на два отдела (головогрудь и брюшко). Конечности паукообразных и насекомых подвижно соединяются с телом при помощи суставов и состоят из нескольких члеников. Конечности нужны для измельчения пищи, движения, дыхания.

    Пауки живут повсюду, где можно поймать, а потом полакомиться насекомыми. Они прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит, и мухи в этом меню преобладают. Так что польза человеку от пауков большая, хотя некоторые из них ядовиты.

Распространены они повсеместно от Антарктиды и высокогорий до глубоких пещер. Большинство обитает на суше, а некоторые виды вернулись в воду.

    Многие виды клещей – паразиты человека, животных и растений.

 

Бодрящая гимнастика.

Жук.

1. И.п. сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

 

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо пролетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево пролетел,

Каждый влево посмотрел.

 

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

 

4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.

Жук наш приземлился.

 

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок») и вставить.

Зажужжал и закружился

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

 

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук,вот левая ладошка,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

 

7. Поднять руки ввех, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

 

8. Подняться на носки, смотреть вверх.

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

 

9. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

 

10. Имитировать полёт жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...