Конспекты кружка "Юный эколог" (ноябрь).
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ильина Жанна Фёдоровна

Конспекты кружка разработаны для детей 5-6 лет могут быть использованы воспитателями в работе по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_kruzhka_noyabr.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь

Конспект №9 «Любите землю-матушку».

Цель: Знакомство детей с наиболее простыми приёмами земледелия.

Задачи:

Объяснить детям, что только любовь к земле и труду дают возможность людям выращивать  в достатке продукты питания;

Познакомить с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать её плодородие, чтобы урожай был качественным.

Содержание

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Ребята, кто из вас ездит к бабушке и дедушке в деревню или на дачу, есть ли там огород, что растёт на огороде.
  2. Наблюдали ли, как взрослые ухаживают за овощами?
  3. Что они делают с почвой? Знают ли они, что лучшее удобрение – это навоз?
  4. Что будет с растениями, если не возделывать почву?
  5. Что нужно делать, чтобы избавиться от вредителей без химических средств?

Воспитатель показывает детям куклу в русском костюме и рассказывает:

           Жила-была девочка Катя. Приехала Катя к бабушке с дедушкой  в деревню. Повели они внучку свой огород показать. А огород у них красивый – залюбуешься: грядки ровные зеленеют, почва  ухоженная.

        Бабушка и дедушка толк в земле понимали, «матушкой», «кормилицей» её ласково называли, навозом коровьим грядки удобряли, лучшие сорта для выращивания собирали, всё вовремя сеяли и сажали, сорняки с корнем вырывали, растения на грядках подкармливали, настой от  вредителей знали, никакой химии не применяли, зря в огороде не топтались, берегли почву, её плодородие.

      Чего только у бабушки с дедушкой в огороде не растёт! Вырастят они урожай и ребятишек угощают, но прежде спросят:

- Угадайте, ребятки, что росло у нас на грядке.

А загадок они знают – одна другой интересней.

Сидит дед, в семь шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.  (лук).

Кругла, желта, вкусна, коса зелена,

Приросла к земле крепко, называют её…. (репка).

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

Снаружи красна, внутри бела, на голове красный хохолок (редис).

Голова красна в землю вросла, косы зелены с красными лентами (свекла).

Лепесток на лепестке, зелёные заплатки.

Целый день на животе нежится на грядке (капуста).

На кусте, как фонари, растут красные шары (помидоры).

Между грядок лежит  зелен и сладок (огурец).

Бабушка и дедушка  просили передать детям свои наставления: лелеять и беречь землю-матушку, учиться огородничать, любить труд.

Затем дети становятся в круг и вместе с воспитателем говорят стихи и делают движения:

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки», отбрасывают их в сторону от себя).

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок.

(имитируют посев семян) 

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями и др. огородными инструментами)

Чтобы была репка

Сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой,  как чугунок.

                (делают широкий круг, растягивая руки)

Опыт:

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети видели пар. Доказываем, что пар – это тоже вода. Помещаем над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Конспект №10 «Труд людей  осенью ».

Цель: Расширение знаний детей о труде людей осенью.

Задачи:

Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда;

Обогащать словарь путём выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка;

Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Содержание

Воспитатель предлагает  детям вспомнить, какие работы приходилось выполнять людям в садах.

Летом люди ухаживают за посевами и посадками: борются с сорняками и животными – вредителями растений, проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом созревают вишня ,слива, ранние яблоки, различные ягоды. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка  урожая.

Что делают люди осенью в садах и на полях? Что делают с почвой после уборки урожая? (Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей: картофель, капусту, морковь, редьку, и т. д., фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.)

Как готовят люди своё жилище к зиме?

Ответы детей.

Какие заготовки делают люди осенью?

Ответы детей.

Воспитатель напоминает детям, что овощи и фрукты можно не только заготовить дома, но и купить в магазине. А магазин их привозят из овощехранилища.

                              Дидактическая игра «Овощи  как они хранятся»

Дети берут карточку с изображением, какого либо овоща называют его и определяют, как он может храниться: в свежем виде или пойдёт на засолку.

Овощи и фрукты можно ещё  сушить и использовать для приготовления разных блюд.

 

Конспект №11 «Пёстрый дятел ».

Цель: Расширение знаний детей о дятле.

Задачи:

Уточнить круг конкретных представлений у детей о дятле;

Обобщить полученные представления;

Раскрыть связь между внешним видом птицы и её питанием, движением и образом жизни.

Содержание

  1. Воспитатель показывает детям цветную иллюстрацию «Пёстрый дятел». И спрашивает, знают ли  дети, что это за птица?

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картину.

 

Рассказ воспитателя

             Дятел – лесная птица, живёт на деревьях в различных лесах. Большую часть своей жизни он проводит на деревьях – быстро короткими скачками поднимается по стволу, упираясь хвостом в поверхность шероховатой коры. Для лазанья по стволу у дятла хорошо приспособлены ноги (короткие с двумя обращёнными назад и двумя вперёд пальцами, с цепкими когтями) и хвост (заострённый, из крепких пружинистых перьев),  он служит опорой дятлу при лазании. На землю дятел редко спускается, движения по ней неуклюжи. Летает он мало, но быстро, перелетая с дерева на дерево в поисках питания.

             Летом и в начале осени, лазая по дереву, дятел своим острым и крепким долотообразным клювом стучит по стволу и, отыскав там ходы насекомых, долбит кору и вытаскивает из-под неё  своим длинным гибким и липким с острым кончиком языком спрятавшихся там насекомых и их личинок.

            Зимой дятел срывает с хвойных деревьев шишки и уносит их в свою «кузницу». Здесь он обрабатывает свою добычу – зажимает её в  выдолбленном отверстии и, сильными ударами клюва раскрывая чешуи, поедает семена. Весной дятлы кормятся насекомыми, изредка муравьями.

            Ранней весной, сидя на стволе дерева, дятел ударяет клювом по сухому сучку, производя звуки – барабанную дробь. Эта трель заменяет дятлу песню, которой он призывает самку.

           Когда она прилетит, устраивает гнездо, выдалбливая его в стволе с  мягкой или сгнившей древесиной. Насаживают яйца самец и самка поочерёдно, выкармливают птенцов насекомыми. Дятлы необщительны, не терпят на своём участке других птиц. Услышав их, кричат «кик» и прогоняют гостя. Дятел -  очень полезная птица. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых. При этом он долбит только поражённые насекомыми деревья. За это его называют санитаром леса. Дупла дятлы повторно не используют, их занимают другие птицы (скворцы, синицы).

Беседа по картине.

Вопросы:

  1. Почему этого дятла назвали пёстрым?
  2. Где он живёт?
  3. Почему может хорошо лазать по деревьям?
  4. Чем питается дятел весной, летом, осенью, зимой?
  5. Как он достаёт насекомых из-под коры?
  6. Как достаёт семена из шишек?
  7. Где устраивает дятел гнездо?
  8. Чем он выкармливает птенцов?
  9. Какую пользу приносит человеку?

Физкультминутка

В центре – птицелов с завязанными глазами. Птицы – дети – ходят вокруг птицелова со словами.

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке,

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идёт,

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы (любой). Птицелов угадывает название птицы и имя ребёнка.

Ребята, а кто и что летает, кроме птиц?

Давайте поиграем в игру «Летает, не летает».

Опыт.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой и с соком, предлагает попить воды (через соломинку). Спрашивает, есть ли у неё вкус?

Какой вкус у воды? Даёт им для сравнения попробовать сок. Ещё раз вместе с детьми пробует воду. Дети убеждаются, что у воды нет вкуса.

                                                 

                      Конспект №12 «Поздняя осень ».

Цель: Формирование обобщённого представления об осени.

Задачи:

Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды, о труде людей осенью;

Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами ;

Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Содержание

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени.

Сегодня мы поговорим с вами об осени и расскажем, о ней всё, что знаем.

Можно пользоваться календарём природы.

Вопросы:

  1. Какая погода была в сентябре (октябре, ноябре)? Как она менялась (по календарю природы)?
  2. Что происходило с деревьями и кустарниками за  три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменениями погоды?

А теперь обсудим состояние животного мира осенью.

Вопросы:

  1. Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему?
  2. Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Почему они улетели в тёплые края?
  3. Какие изменения наступили в жизни лесных зверей?
  4. Каким трудом занимаются осенью люди?

Воспитатель подводит итог беседы: осень – это такое время года, когда в природе всё меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днём, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и травы. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, так как холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке.

Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.

Физкультминутка

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая -                 (показ рук поочерёдно)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.         (имитация движений)

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая -                 (показ рук поочерёдно)

 Воду моря и реки

 Загребают, плавая.    

(выполняют плавательные движения)

 Воспитатель предлагает детям, разделится на две подгруппы: одной раздают листья («Ветки»), другой – овощи («детки»). По сигналу «детки», найдите свои «ветки» - каждый ищет пару, т.е. становится так, чтобы у него и товарища картинки совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

Стук в дверь. Воспитатель открывает. В гости прилетает Каркуша и рассказывает детям интересную историю, которую ей довелось услышать.

      Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.

    Бабочка крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть тёплая и уютная щель».

  «А я, - сказал муравей, -…». «А мы…»,- зажужжали пчёлы, жуки.

«А я, - зашуршала гусеница, -…».

Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (ответы детей).

Каркуше понравилось, что вы знаете всё о насекомых, и она хочет с вами поиграть.

«Молодцы, ребята- говорит Каркуша.- за это я вам открою один секрет о воде».

Предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой.   Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая.

Дети наливают воду в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет формы, она принимает форму того предмета, в котором находится.

Спасибо тебе, Каркуша, за секрет. Дети тоже говорят «спасибо» и приглашают её ещё в гости с интересными новостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Отчет по экологии (ноябрь).

Отчет по экологическому воспитанию....

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...