Конспект открытого занятия по ознакомлению детей 1-ой младшей группы с фруктами на тему "Мы любим фрукты"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
В конспекте представлены Технологии педагогической деятельности, Предшествующая работа (до завтрака) с использованием презентации на тему "Фрукты". Презентация к предшествующей работе открытого занятия также представлена на моем сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_oznakomlenie_detey_1-oy_mladshey_gruppy_s_fruktami.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция ОО: Физическая культура, Социализация, Безопасность, Познание, Коммуникация, Музыка.
Образовательные задачи:
-закрепить умение различать по внешнему виду фрукты (яблоко, груша, банан);
-помогать детям обследовать фрукты (яблоко, грушу, банан), выделяя их цвет, форму, степень твердости или мягкости, характер поверхности: гладкая или шершавая;
-закрепить знание основных цветов: красный, желтый;
-формировать умения определять и называть запах фруктов (вкусный, душистый, ароматный); вкусовые качества фруктов: сладкое (ая), (ий), сочное (ая), хрустящее (ая).
Развивающие задачи:
-развивать внимание, произвольную память, наглядно-действенное мышление;
-способствовать развитию речи, как средства общения;
-обогащать словарь детей:
существительными: форма, цвет, поверхность, запах, вкус, корзинка;
прилагательными: круглое, гладкое (-ая, -ий), шершавое (-ая, -ый), твердое (-ая, -ый), мягкое (-ая, -ий), душистое (-ая), ароматное (-ая), кислое (-ая, -ый), сладкое (-ая, -ий), сочное (-ая), вытянутая (-ый), длинный, разные;
глаголами: проведите, скользит, помните, не сминается, не мнется, понюхайте, пахнет, попробуем, хрустит, несла, собирать, не перепутайте, ошибалась, перепутала, научили;
наречиями: вкусно, не вкусно, ароматно.
-развивать связную речь детей: помогать детям отвечать на простейшие («что?») и более сложные вопросы («какого цвета?», «какое?» «какая?», «какой?» );
-развивать сенсорное восприятие, побуждать детей включать движения рук по фрукту (яблоко, груша, банан) в процесс знакомства с ним: обводить руками, гладить, мять;
-развивать физические качества детей;
-развивать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;
-приучать к совместным играм со сверстниками; учить детей выполнять игровые действия, правильно реагировать на команды; соблюдать правила игры;
-развивать интерес к музыке; развивать умение внимательно слушать бодрую музыку без слов.
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувства детей: доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь;
-воспитывать культурное поведение: умение здороваться (по напоминанию взрослого), говорить здравствуй; умение благодарить, говорить спасибо; умение прощаться, говорить до свидания;
-способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
-воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
-знакомить детей с правилами поведения во время еды.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, флешка с записью презентации на тему «Фрукты» созданная в программе Microsoft Power Point, стол, магнитофон, диск с записью музыки «Про следы» (без слов) из мультфильма «Маша и медведь», стулья по количеству детей, два стула (для меня и Машеньки), костюм Машеньки: белая блузка, сарафан два белых банта, корзинка, натуральные фрукты: яблоки (красные), груши (зеленые), банан, тарелка с заранее нарезанными фруктами, столы (2 или больше, в зависимости от количества детей), корзинка (3шт), игрушки – аналоги: яблоки (по количеству детей или более), груши (по количеству детей или более), бананы (по количеству детей или более).
Методы обучения и воспитания детей:
-словесные методы: вопросы к детям, ответы детей, объяснение, рассказ, беседа, разъяснение, контроль и оценка (прошу повторить правильный ответ, хвалю детей при правильном ответе);
-наглядные методы: наблюдение, демонстрация, использование презентации на тему «Фрукты» созданной в программе Microsoft Power Point, показ способов выполнения, образец, пример;
-практические методы: пример, сенсорное обследование фруктов, дидактическая игра.
Технологии педагогической деятельности: игровая технология, технология проблемного обучения и ИКТ.
Предшествующая работа (до завтрака) с использованием презентации на тему «Фрукты» созданной в программе Microsoft Power Point (Приложение 1), для создания мотивации у детей к занятию. Презентацию использую в качестве наглядного материала, чтобы осуществить наглядно-действенное мышление.
Дети сидят на стульях в игровой зоне.
Установлен проектор и экран. На экране слайд № 2 – изображение Машеньки. Звучит музыка «Про следы» (без слов) из мультфильма «Маша и медведь».
Музыка затихает. Раздается стук в дверь.
Говорю: «Ой, ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится в дверь? Кто же это к нам пришел? Давайте посмотрим!».
Дети подходят вместе со мной к двери.
Открываю дверь, а там Машенька из мультфильма «Маша и медведь». В роли Машеньки второй воспитатель 1-ой младшей группы № 1.
Машенька здоровается с детьми: «Здравствуйте, детки! Вы меня узнали? Я Машенька!»
-Ребята, поздоровайтесь с Машенькой. Здравствуй, Машенька! ( Здравствуй, Машенька!)
- Ребята, давайте пригласим Машеньку к нам в группу. Проходи, Машенька к нам!
Дети вместе с Машенькой и со мной проходят в игровую зону, дети садятся на стулья.
Машенька рассказывает детям свою историю: «Меня Миша попросил принести фрукты: яблоки, груши и бананы. Миша пригласил в гости животных. Хочет угостить их фруктами. Ежик любит яблоки, белочка любит груши, а сам Миша хочет попробовать бананы. А я не знаю, как они выглядят, все перепутала! Ребятки, помогите мне, пожалуйста, покажите мне яблоко, грушу и банан». Маша плачет.
Успокаиваю Машеньку: «Маша, не плачь, ребята помогут тебе, все покажут и расскажут!»
-Ребята, давайте поможем Машеньке, расскажем ей, что мы заем, научим ее!
Презентация на тему «Фрукты».
Дети сидят на стульях лицом к экрану. Я и Машенька сидим напротив детей к ним лицом, сбоку от экрана.
Во время просмотра презентации слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, не перебивать меня, Машеньку и друг друга, слушать внимательно мои вопросы.
На каждый вопрос спрашиваю 3-5 детей. После каждого ответа хвалю детей. Если никто из детей не может ответить, затрудняются с ответом или ответили не верно, я говорю правильный ответ сама, а затем прошу детей повторить за мной и проговариваю вместе с детьми правильный ответ еще раз.
Машенька внимательно слушает и повторяет вместе со мной и детьми правильные ответы.
На экране слайд № 3 – показ красного яблока.
Маша говорит: «Я думаю, что это груша!»
Спрашиваю детей: «Ребятки, что это?» (Яблоко).
-Как вы догадались, что это яблоко?
Выслушиваю ответы детей.
-Правильно! Молодцы! Это яблоко.
Повторяем вместе: «Это яблоко».
-Машенька, ты запомнила?
Маша: «Да! Это яблоко!»
На экране слайд № 4 – показ красного яблока.
Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета яблоко?» (Яблоко красное).
-Правильно! Молодцы! Яблоко красное.
Повторяем вместе: «Яблоко красное».
На экране слайд № 5 – показ желтой груши.
Маша говорит: «Я думаю, что это яблоко!»
Спрашиваю детей: «Ребятки, что это?» (Груша).
-Как вы догадались, что это груша?
Выслушиваю ответы детей.
-Правильно! Молодцы! Это груша.
Повторяем вместе: «Это груша».
-Машенька, ты запомнила?
Маша: «Да! Это груша!»
На экране слайд № 6 – показ желтой груши.
Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета груша?» (Груша желтая).
-Правильно! Молодцы! Груша желтая.
Повторяем вместе: «Груша желтая».
На экране слайд № 7– показ банана.
Маша говорит: «Я знаю, я знаю! Это палка!»
Спрашиваю детей: «Ребятки, что это?» (Банан).
-Как вы догадались, что это банан?
Выслушиваю ответы детей.
-Правильно! Молодцы! Это банан.
Повторяем вместе: «Это банан».
-Маша, ты поняла, что это не палка, а банан!
Маша: «Да, я поняла! Это банан!»
На экране слайд № 8 – показ банана.
Спрашиваю детей: «Ребята, какого цвета банан?» (Банан желтый).
-Правильно! Молодцы! Банан желтый.
-Вот Машенька, ребята тебе помогли узнать, как выглядит яблоко, как груша, а как банан. Теперь ты ничего не перепутаешь!
Машенька радуется и хвалит детей: «Молодцы, ребята, помогли мне! Спасибо вам большое!»
Ход занятия
Вводная часть
Маша говорит: «Миша попросил меня принести ему яблоки, груши и бананы, а я не знала, как они выглядят, путалась и ошибалась. А вы меня научили, и теперь я знаю, как выглядит яблоко, груша и банан. Вот я собрала фрукты в корзинку и отнесу их Мише».
Я: «Маша, ты молодец! Теперь знаешь, как выглядит яблоко, груша и банан. А ты все знаешь об этих фруктах? Какой они формы? Какая у фруктов поверхность? Твердые они или мягкие? Какой у фруктов запах и вкус?»
Маша расстроилась: «Нет, не знаю. Но очень хочу узнать! Ребята, расскажите мне, пожалуйста, все о фруктах!»
Я: «Ребята, давайте расскажем Машеньке все о яблоке, груше и банане, чтобы она не расстраивалась и все, все знала про фрукты!»
Основная часть
1 часть «Изучаем и пробуем фрукты на вкус».
Дети сидят на стульях вокруг столов. Я и Машенька сидим за столом вместе с детьми.
Во время проведения 1-ой части слежу за поведением детей. Напоминаю, что вести себя нужно спокойно, не мешать друг другу, не перебивать меня и друг друга, слушать внимательно мои вопросы.
На каждый вопрос спрашиваю 3-5 детей. После каждого ответа хвалю детей. Если никто из детей не может ответить, затрудняются с ответом или ответили не верно, я говорю правильный ответ сама, а затем прошу детей повторить за мной и проговариваю вместе с детьми правильный ответ еще раз.
Машенька внимательно слушает и повторяет вместе со мной и детьми правильные ответы.
Машенька ставит корзинку на стол.
Достаю из корзины яблоко.
-Ребята, что это? (Яблоко).
-Правильно! Это яблоко! Повторите вместе со мной: «Это яблоко».
Даю каждому ребенку подержать яблоко в руках, ознакомиться с ним, обследовать.
Затем спрашиваю: «Какой формы яблоко?»
Выслушиваю ответы детей, если среди них есть правильный, прошу ребенка, который правильно ответил на мой вопрос, повторить ответ: «Настя, скажи, пожалуйста, громко, чтобы все ребята и Машенька слышали! Какой формы яблоко?»
Настя: «Шар».
-Правильно! Молодец, Настя! Яблоко, как шар, оно круглое, поэтому оно имеет форму шара. Показываю руками, какое яблоко, как шар. Прошу детей вместе со мной показать.
-Проведите рукой по яблоку. Ребята, яблоко шершавое или гладкое? (Гладкое).
-Правильно! Яблоко гладкое. Рука скользит по яблоку, значит оно гладкое. Повторите вместе со мной: «Яблоко гладкое».
-Помните яблоко. Ребята, яблоко твердое или мягкое? (Твердое).
-Правильно! Яблоко твердое. Оно не сминается, не мнется, значит, яблоко твердое. Повторите вместе со мной: «Яблоко твердое».
-Ребята, понюхайте, пахнет ли яблоко? (Пахнет).
-Ребята, яблоко вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).
-Яблоко душистое, пахнет вкусно, ароматно, его так и хочется съесть!
-Давайте попробуем, какое яблоко на вкус.
Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки яблоками.
Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.
Дети и Маша пробуют яблоко. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили яблоко.
-Ребята, какое яблоко на вкус, кислое или сладкое? (Сладкое).
-Правильно! Яблоко сладкое, сочное, хрустит на зубах!
Достаю из корзинки грушу.
-Ребята, что это? (Груша).
-Правильно! Это груша! Повторите вместе со мной: «Это груша».
Даю каждому ребенку подержать грушу в руках, ознакомиться с ней, обследовать.
Затем спрашиваю: «Какой формы груша?»
Выслушиваю ответы детей, затем говорю: «Груша вытянутая». Повторите вместе со мной: «Груша вытянутая».
-Проведите рукой по груше. Ребята, груша шершавая или гладкая? (Гладкая).
-Правильно! Груша гладкая. Рука скользит по груше, значит она гладкая. Повторите вместе со мной: «Груша гладкая».
-Помните грушу. Ребята, груша твердая или мягкая? (Твердая).
-Правильно! Груша твердая. Она не сминается, не мнется, значит, груша твердая. Повторите вместе со мной: «Груша твердая».
-Ребята, понюхайте, пахнет ли груша? (Пахнет).
-Ребята, груша вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).
-Груша душистая, пахнет вкусно, ароматно.
-Давайте попробуем, какая груша на вкус.
Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки грушами.
Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.
Дети и Маша пробуют грушу. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили грушу.
-Ребята, какая груша на вкус, кислая или сладкая? (Сладкая).
-Правильно! Груша сладкая, сочная, хрустит на зубах!
Достаю из корзинки банан.
-Ребята, что это? (Банан).
Правильно! Это банан! Повторите вместе со мной: «Это банан».
Даю каждому ребенку подержать банан в руках, ознакомиться с ним, обследовать.
Затем спрашиваю: «Какой формы банан?»
Выслушиваю ответы детей, затем говорю: «Банан длинный, вытянутый, похож на огурчик».
Повторите вместе со мной: «Банан длинный, вытянутый, похож на огурчик».
-Проведите рукой по банану. Ребята, банан шершавый или гладкий? (Гладкий).
-Правильно! Банан гладкий. Рука скользит по банану, значит он гладкий. Повторите вместе со мной: «Банан гладкий».
-Помните банан. Ребята, банан твердый или мягкий? (Твердый).
-Правильно! Банан твердый. Он не сминается, не мнется, значит, банан твердый. Повторите вместе со мной: «Банан твердый».
-Ребята, понюхайте, пахнет ли банан? (Пахнет).
-Ребята, банан вкусно пахнет или не вкусно? (Вкусно).
-Банан пахнет вкусно, ароматно.
-Давайте попробуем, какой банан на вкус.
Помощник воспитателя выносит тарелку с нарезанными на кусочки бананами.
Напоминаю детям, что во время еды нельзя разговаривать, чтобы не подавиться, нужно тщательно пережевывать фрукты, а не глотать кусками.
Дети и Маша пробуют банан. Спрашиваю детей только после того, как они проглотили.
-Ребята, какой банан на вкус кислый или сладкий? (Сладкий).
-Правильно! Банан сладкий.
2 часть – динамическая пауза. Дидактическая игра на классификацию «Собери фрукты в корзинку».
Машенька плачет.
-Маша, что случилось?
-Я шла к медведю, несла фрукты в корзинке, а потом, случайно все
рассыпала и опять забыла, что здесь яблоко, что груша, а что банан. Помогите мне, пожалуйста, разложить яблоки, груши и бананы в разные корзинки, чтобы Миша меня не ругал!
-Ребята, давайте поможем Машеньке!
Рассказываю детям правила: «Машенька будет держать корзинку, а вы собирать в нее фрукты (игрушки – аналоги). Только яблоки, груши и бананы мы будем собирать в разные корзинки. Сначала мы соберем с вами яблоки. Будьте внимательны, когда будете собирать яблоки, ничего не перепутайте! Собирайте фрукты дружно, не толкайтесь и не отнимайте друг у друга фрукты».
Ход игры.
Количество фруктов рассчитано таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти и принести нужный фрукт. Я и Машенька стоим на одной стороне игровой зоны, в руках Машенька держит корзинку. Дети начинают собирать
фрукты после моей команды.
Например, я говорю: «Раз, два, три – все яблоки собери!» Дети ищут и собирают в корзинку только яблоки. После того, как все яблоки собраны, говорю: «Все яблоки вы собрали? Посмотрите внимательно!». Если дети уверенны, что все яблоки собрали, я вместе с ними и Машенькой начинаю проверять, что они собрали в корзинку, все ли верно. Если в корзинке вместе с яблоками лежит груша, спрашиваю: «Что это?» (Груша). Но груша это не яблоко, а я просила собрать в корзинку только яблоки. В следующий раз будьте внимательны, чтобы не ошибиться! Затем Машенька берет другую корзинку, а я даю новую команду: «Раз, два, три – все бананы собери!».
Я и Машенька хвалим детей после каждого сбора фруктов.
Заключительная часть.
-Ребята, вот мы с вами и рассказали Машеньке о фруктах. Маша ошибалась, все перепутала, а мы ее научили!
Машенька очень рада, что ребята ей подсказали. Она хвалит детей и благодарит. Теперь она знает, как выглядит яблоко, груша и банан, какие они по форме и цвету, какие на ощупь и на вкус.
-Спасибо, Машенька, тебе за угощения! Ребята, давайте все вместе скажем Машеньке спасибо.
Я и дети: «Спасибо Машенька!»
Машенька: «Спасибо Вам ребята! Мне пора идти к Мише. Он ждет меня. До свидания, дети!»
-Ребята давайте все вместе скажем Машеньке до свидания.
Я и дети: «До свидания, Машенька!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские пряники" конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира - 2 младшая группа.
Приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками....
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром:"Что за чай без самовара".
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром: « Что за чай без самовара».Цель: знакомство детей с самоваром, обычаем русского народа угощать чаем и караваем.Задачи:-...
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе тема: «Чудесные капельки»
Цель занятия: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,...
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с природой на тему "В гостях у Лесовичка" старшая группа
Данный материал я использовала в работе по проекту экологической направленности "Будь природе другом!"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Путешествие к диким животным»
Формировать знание детей о диких животных посредством двигательной активности....
Конспект открытого занятия по физической культуре во второй младшей группе "Мы любим спорт и физкультуру"
Физкультурные занятия развивают у детей ловкость,выносливость,улучшают координацию движений,спосоствуют сохранению здоровья....
Конспект открытого занятия с участием детей и родителей младшей группы №12 по художественно-эстетическому развитию (рисование) в нетрадиционной технике «Весенние цветы»
Конспект открытого занятия с участием детей и родителей младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) в нетрадиционной технике «Весенние цветы»...