Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»
по окружающему миру (младшая группа) по теме
Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_-_voda.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
- Закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
развивающая:
- Развивать речь, мышление и любознательность детей.
- Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
- Развивать наблюдательность.
- Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Рассказать о значении воды в нашей жизни.
Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материал и оборудование: картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.
Содержание:
Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.
-Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (вода)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
- А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?
-Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза:
-Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
-Вот какие мы чистые и красивые.
-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте - Мойдодыр.
Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.
"Полотенцем моют руки"
"Расчёской вытираются"
"Зубной щёткой намыливают тело"
"Мылом причёсываются".
-Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
-полотенцем (что делают?)...
-Расчёской................
-Зубной щёткой...............
-Мылом.................
-Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
-А ешё он вам даёт советы:
"Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею".
"Мойте руки и ноги перед сном каждый день".
"Мойте руки после игр, прогулки, туалета".
-Будете выполнять советы Мойдодыра?...Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!
-Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
-Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
- Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
- Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
- Какого цвета молоко? (белого).
- Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
-Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
Подвижная игра «Капельки»
Все дети - капельки. Воспитатель – солнышко.
Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт.
Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
В. - А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. - Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.
Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.
В. - Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Дети подходят к центру воды и песка.
В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д.- (ответы)
В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.
Беседы
Беседа № 1. Тема: «Вода и её превращения».
Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода! Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.
Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.
Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.
Беседа № 2. Тема: «Что случиться со снегом если пригреет солнышко?»
Зимой и ранней весной с солнечной стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает солнышко, сосульки тают, звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают вновь. Весной воздух становится теплее и снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается движение льда на реках и каналах. Большие льдины с треском ломаются и отправляются и плавание, талая вода заливает луга и низины.
Беседа № 3.Тема: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?
Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию! Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! » Так – то оно так, но ведь и людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди.
Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.
Праздник мыльных пузырей.
Программное содержание:
- создать праздничную атмосферу, доставить детям удовольствия в играх с воздушными шарами и мыльными пузырями;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Праздник начинается «Звучит музыка»
Ведущая: Добрый вечер, ребята, посмотрите, как украсили нашу группу яркие воздушные шары. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)
Правильно для радости и хорошего настроения, а еще они нужны для удовольствия путешествий, ведь на воздушных шарах можно летать! Давайте поиграем с ними.
«Игра с шарами» - все дети
Ведущая: Давайте мы с вами придумаем свое волшебное чудо – воздушное, круглое, разноцветное, веселое и отправимся на далекую планету «Мыльных пузырей». Отправимся на «летающей тарелке» - если вы не боитесь, конечно. (Нет!)
И так в путь!
Усаживайтесь на нашу «тарелку» поудобнее, пристегните ремни. Закройте глаза, во время полета глаза открывать нельзя. Слушайте команду и представляйте картину своего полета (Звучит музыка).
Пока дети слушают музыку, в группу вносят множество надувных шаров. В руках у ведущего волшебная палочка и воздушный шарик с нарисованной на нем забавной рожицей.
Ведущая: Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук
Непослушный, непослушный
К потолку взлетает вдруг
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать.
Шарик – Лошарик приглашает вас, ребята, на праздник «Мыльных Пузырей».
Но попасть на этот праздник не так – то просто. Сначала нужно выдержать испытание. Воздушные шары – старшие братья мыльных пузырей, загадают вам загадки, а вы попытайтесь их отгадать. Выбирайте, какого цвета воздушный шар загадает вам загадку.
Ведущая дотрагивается волшебной палочкой до выбранного ребятами шарика и загадывает загадку, написанную на карточке соответствующего цвета.
Загадки:
Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел -
Я побежал. (шарик)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (шарик)
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (шарик)
Ведущая: Молодцы! Вы отгадали все загадки. Шарик – Лошарик приглашает вас поиграть
Игра «Если весело живется, сделай так» (Воспитатель показывает нужное упражнение, дети по схеме выполняют его.)
Ведущая: Поиграли на славу, теперь можно и на праздник «Мыльных пузырей» отправиться. Сейчас Шарик – Лошарик дает каждому из вас стаканчик с мыльным раствором и палочку с отверстиями.
Произнесем мы с вами волшебное заклинание: «Буль, билль, буль» - и с помощью палочек выдуем яркие нарядные мыльные пузыри:
Осторожно, пузыри…
Ой, какие..!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
Звучит музыка, дети веселятся, пускают мыльные пузыри
Ведущая: Ребята вы подружились с мыльными пузырями, прекрасно провели время, но нам пора возвращаться на ЗЕМЛЮ.
На память о посещении планеты «Мыльных пузырей» у нас останутся маленькие мыльные пузырьки (конфеты).
Ведущая: Усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни, закройте глаза. Наша «Летающая тарелка» возвращается на Землю. До свидания, до новых встреч.
Список использованной литературы:
Н.В. Коломина Занятия по экологии в детском саду «ТЦ Сфера» Москва, 2008
С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве Новая школа 1995
Л.П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми I часть «Асар» 1996
Интернет источники
В.М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду «ТЦ Сфера» Москва 2009
Л.А. Каменева и др.; под ред. П.Г.Саморуковой Как знакомить дошкольников с природой «Просвещение», 1978
В.В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,
Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»,
Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей»,
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»,
А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Твоя первая лаборатория»,
А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка. Энциклопедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"
Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»
Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для средней группы "Волшебница-Вода"
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическое развитие. Цели: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навык...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для младшей группы — «Волшебница-Вода»
Эксперементирование с водой в игровой форме с элементами аппликации....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница-вода"
Свойства воды. Опыты с водой....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Волшебница - вода"
На занятии проводятся опыты с водой...
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебница-вода».
познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить детей играть с водой, добывать знания о предмете и иссле...