Проект«Дорог мне мой край родной»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект«Дорог мне мой край родной» способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление
с природой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Проект
«Дорог мне мой край родной»
Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление
с природой родного края.
- Авторы:
- Бышева Елена Вячеславовна
- Рагузина Наиля Растямовна
Лямбирь
2013-2014 учебный год
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить» Л.А. Владимирская.
Содержание:
Обоснование темы (проблематика и актуальность, новизна)
Цель, задачи проекта
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза
Пути и средства реализации
Условия реализации проекта
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемый результат
Мониторинг
Тип, вид проекта:
Долгосрочный, групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: октябрь-май 2013-2014г.
Актуальность: Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Практическая значимость состоит в том, что наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст, поэтому полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Новизна: создание системы формирования экологического сознания дошкольников.
Результативность: наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание формирования экологического сознания дошкольников – «…формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (из программы …С.Н. Николаева
Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе, дать детям знания о Республике Мордовия, как о крае, в котором мы живем, о природе родного края.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой Мордовия. Характерные особенности. Роль Республики Мордовии в жизни нашей страны России, всей планеты.
- Познакомить с реками и озерами Республики Мордовия и их достопримечательностями.
- Дать понять, что Республика Мордовия богата некоторыми полезными ископаемыми: подземные воды, рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые песок, глина и другие.
- Дать знания, что в Республике Мордовия уникальный климат для выращивания злаковых культур, овощей
- Дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей республики, их красоте и уникальности.
- Познакомить детей с климатом Мордовии.
- Уточнить знания детей об образе жизни животных.
- Познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Республики Мордовия.
- Познакомить детей с картой России, Мордовии, Лямбирского района.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.
- Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих
Объект исследования. Воспитание интереса и любви к природе малой Родины, на основе ознакомления с родным краем, привития любви к окружающей природе.
Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Гипотеза. Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, о родном крае, его природе, то это позволит значительно повысить их осведомленность в этой области, а так же будет более эффективно способствовать поликультурному воспитанию подрастающего поколения.
Пути и средства реализации:
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Занятия
Чтение художественной литературы
Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий
Дидактические игры и упражнения
Экскурсии
- Условия реализации проекта.
Для внедрения проекта необходимо:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
- Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Предполагаемый результат
Дети: сформированы элементарные представления о родном крае (наиболее значимые исторические события, символика республики, достопримечательности, природное окружение).
Умение на эмоциональном уровне испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Дети испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережно относятся к ней.
Родители: проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному краю; принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий; занимаются педагогическим самообразованием.
Воспитатели: обогащение развивающей среды:
Подбор краеведческого материала для работы с детьми
- иллюстрации растительного и животного мира Республики Мордовия», - альбомы «Птицы нашего края», «Животные», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т.д.
Оформлена «Красная книга»;
Для экологического уголка коллекции:
- плодов,
- семян,
- спилов деревьев и кустарников местных пород,
- изготовить гербарий.
Пособие «Богатство родного края» .
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно-накопительный.
(октябрь – ноябрь)
* Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта.
* Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
* Обращение к специалистам
2.Организационно-практический
(декабрь-май)
План работы над проектом
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Декабрь | Наблюдения, беседы с детьми | «Птицы зимой» «Деревья» «Где зимуют почки?» | Воспитатели, дети |
Экскурсия | «Лес зимой» | Воспитатели, дети, родители | |
Чтение художественной литературы | Т.Тимохина «Как зима Степку лечила» («Валдоня») А.Ежов «Моя Родина»(«Валдоня») | Воспитатели, дети | |
Художественно- Эстетическое развитие | Рисование «Герб Мордовии», Выставка рисунков «Природа зимой» | Воспитатели, дети, родители | |
Познание НОД | «Что такое природа?» | Воспитатели, дети | |
Музыка (музыкальные произведения, слушание, пение) | «Моя Мордовия» Н.Кошелева «Гимн Мордовии» | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | |
Культурно-досуговая деятельность | Театральное представление «Как ворона лисицу обманула» | Воспитатели, дети, родители |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Январь | Наблюдения, беседы с детьми | «Насекомые зимой» «Зачем нам зима?» | Воспитатели, дети |
Экскурсия | «В гости к елочке» (в центр) | Воспитатели, дети, родители | |
Чтение художественной литературы | Г.Тукай «Туган тел» («Родной язык») И.Суриков «Вот моя деревня» | Воспитатели, дети, родители | |
Познание НОД | «Во поле березка стояла…» | Воспитатели, дети | |
Художественно- эстетическое развитие | Выставка рисунков «Милый сердцу уголок…» | Дети, родители | |
Музыка (музыкальные произведения, слушание, пение) | «В солнечной Мордовии» Муз. Г. Сураева-Королева» («Валдоня») «Вот уж зимушка проходит» русская народная песня | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | |
Культурно-досуговая деятельность | «Где прячутся листья?» | Воспитатели, дети |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Февраль | Наблюдения, беседы с детьми | «Участок нашей группы» «Птицы наши друзья» | Воспитатели, дети |
Экскурсия | «По улицам нашего села» | Воспитатели, дети, родители | |
Чтение художественной литературы | Мордовский фольклор: «Солнышко, выйди, выйди…» «Подуй, ветерок» | Воспитатели, дети, родители | |
Познание НОД | «Путешествие по столице нашей республики – городу Саранску» | Воспитатели, дети | |
Художественно- Эстетическое развитие | Фотостенд «Уголки родного края» | Дети, родители | |
Музыка (музыкальные произведения, слушание, пение) | «Во поле березка стояла» русская народная песня «Ай, былбылыи» («Соловушка») татарская народная песня | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | |
Культурно-досуговая деятельность | Фестиваль подвижных игр (мордовских, русских, татарских) «Венок дружбы» | Воспитатели, дети, родители |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Март | Наблюдения, беседы с детьми | «Март весну начинает» (изменения в природе) | Воспитатели, дети |
Экскурсия | |||
Чтение художественной литературы | Г.Гребенцов «Родная сторонка» («Валдоня») С.Дрожжин «Привет тебе, родной мой край» («Валдоня» | Воспитатели, дети | |
Познание НОД | «Растительный мир нашего края», «Красная книга Мордовии» | Воспитатели, дети, родители | |
Художественно- Эстетическое развитие | Выставка рисунков «Растения нашего края» | Дети, родители | |
Музыка (музыкальные произведения, слушание, пение) | «А,сезяка, сезяка» эрзянская народная песня «Урмэкуч» татарская народная песня | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | |
Культурно-досуговая деятельность |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Апрель | Наблюдения, беседы с детьми | Наблюдение за перелетными птицами «Деревья и кусты» | Воспитатели, дети |
Чтение художественной литературы | А.Воронько «Лучше нет родного края» Л.Земскова «Кто нужнее» («Валдоня») Ф.Бобылев «Веселый ручеек» («Валдоня») | Воспитатели, дети | |
Познание НОД | «Животный мир нашего края» «Заповедники Мордовии» Знакомство детей с мордовской, татарской лексикой по теме «Дикие животные» (мордовская лексика: офта, връгаз, ракша, ур, келазь, сеель; татарская лексика: куян, ау, бюрэ, кэрпэ, тэлкэ) | Воспитатели, дети, родители | |
Художественно- Эстетическое развитие | Выставка рисунков «Животные нашего края» | Дети, родители | |
Культурно-досуговая деятельность | Мордовский фольклорный праздник «Встречаем весну» | Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Май | Наблюдения, беседы с детьми | «Животные весной» «Изменения в природе» | Воспитатели, дети |
Экскурсия | Воспитатели, дети, родители | ||
Чтение художественной литературы | Пословицы и поговорки о природе, о любви к родному краю | Воспитатели, дети, родители | |
Познание НОД | «Реки и озера Мордовии» «Полезные ископаемые нашего края» | Воспитатели, дети, родители | |
Художественно- Эстетическое развитие | |||
Музыка (музыкальные произведения, слушание, пение) | «Умарина» («Яблонька») «Луганяса келуня» («На лугу береза») мордовские песни | Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель | |
Культурно-досуговая деятельность | КВН «Знатоки родного края» | Воспитатели, дети, родители | |
Опытно-исследовательская деятельность | «Свойства глины и песка» | Воспитатели, дети |
3.Презентационно – завершающий
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Презентация проекта
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.
2. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы): Дис. . канд. пед.наук. М., 1998. 168 с.
3. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
4. . Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239
6. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
7. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3-10.
8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.
9. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.
10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI.M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990. 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....