Проект«Дорог мне мой край родной»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бышева Елена

Проект«Дорог мне мой край родной»  способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление

с природой родного края.

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Проект

«Дорог мне мой край родной»

Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление

с природой родного края.

  1.                        
  2.                                                                                                                                                                                                             Авторы:
  3. Бышева Елена Вячеславовна  
  4. Рагузина Наиля Растямовна                                                                                                      

                       

Лямбирь

2013-2014 учебный год

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
                 

                                                Е. Евтушенко

« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить» Л.А. Владимирская.

                                                                                                                                                                                 

Содержание:

Обоснование темы (проблематика и актуальность, новизна)

Цель, задачи проекта

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Пути и средства реализации

Условия реализации проекта

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемый результат

Мониторинг

 Тип, вид проекта:

Долгосрочный, групповой, информационно-практический.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Сроки реализации: октябрь-май 2013-2014г.

       

Актуальность: Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Практическая значимость состоит в том, что  наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст, поэтому полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Новизна: создание системы формирования экологического сознания дошкольников.

Результативность: наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание формирования экологического сознания дошкольников – «…формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (из программы …С.Н. Николаева

       

Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе, дать детям знания о Республике Мордовия, как о крае, в котором мы живем, о природе родного края.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой Мордовия. Характерные особенности. Роль Республики Мордовии в жизни нашей страны России, всей планеты.
  2. Познакомить с реками и озерами Республики Мордовия и их достопримечательностями.
  3. Дать понять, что Республика Мордовия богата некоторыми полезными ископаемыми: подземные воды, рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые песок, глина и другие.
  4. Дать знания, что в Республике Мордовия уникальный климат для выращивания злаковых культур, овощей
  5. Дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей республики, их красоте и уникальности.
  6. Познакомить детей с  климатом Мордовии.
  7. Уточнить знания детей об образе жизни животных.
  8. Познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Республики Мордовия.
  9. Познакомить детей с картой  России, Мордовии, Лямбирского района.
  10. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.
  11. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих

Объект исследования. Воспитание интереса и любви к  природе малой Родины, на основе ознакомления с родным краем, привития любви к окружающей природе.

Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края.

Гипотеза. Если  в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении,  о родном крае, его природе, то это позволит значительно повысить их осведомленность в этой области, а так же будет  более эффективно способствовать поликультурному  воспитанию подрастающего поколения.

Пути и средства реализации:

Беседы с детьми в совместной деятельности.

Занятия

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий

Дидактические игры и упражнения

Экскурсии

  1.  Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой  деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Предполагаемый результат

        Дети: сформированы элементарные представления  о родном крае (наиболее значимые исторические события, символика республики, достопримечательности, природное окружение).

Умение на эмоциональном уровне испытывать  любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Дети испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережно относятся к ней.

Родители: проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному краю; принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий; занимаются педагогическим самообразованием.

Воспитатели: обогащение  развивающей среды:

Подбор  краеведческого материала для работы с детьми

- иллюстрации растительного и животного мира Республики Мордовия»,                 - альбомы «Птицы нашего края», «Животные», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т.д.                

Оформлена «Красная книга»;                

Для экологического уголка коллекции:

 - плодов,

-  семян,

- спилов деревьев и кустарников местных пород,

- изготовить гербарий.

Пособие «Богатство родного края» .

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный.

(октябрь – ноябрь)

* Изучение  интереса детей для определения цели и задач проекта.

* Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

* Обращение к специалистам

2.Организационно-практический

(декабрь-май)

План работы над проектом

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Декабрь

Наблюдения, беседы с детьми

«Птицы зимой»

«Деревья»

«Где зимуют почки?»

Воспитатели,

дети

Экскурсия

«Лес зимой»

Воспитатели,

дети,

родители

Чтение художественной литературы

Т.Тимохина «Как зима Степку лечила» («Валдоня»)

А.Ежов

«Моя Родина»(«Валдоня»)

Воспитатели,

дети

Художественно-

Эстетическое развитие

Рисование «Герб Мордовии»,

Выставка рисунков «Природа зимой»

Воспитатели,

дети,

родители

Познание

НОД

«Что такое природа?»

Воспитатели,

дети

Музыка

(музыкальные произведения, слушание, пение)

«Моя Мордовия»

Н.Кошелева

«Гимн Мордовии»

Воспитатели,

дети,

музыкальный руководитель

Культурно-досуговая деятельность

Театральное представление

«Как ворона лисицу обманула»

Воспитатели,

дети,

родители

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Январь

Наблюдения, беседы с детьми

«Насекомые зимой»

«Зачем нам зима?»

Воспитатели,

дети

Экскурсия

«В гости к елочке»

(в центр)

Воспитатели,

дети,

родители

Чтение художественной литературы

Г.Тукай «Туган тел» («Родной язык»)

И.Суриков «Вот моя деревня»

Воспитатели,

дети,

родители

Познание

НОД

«Во поле березка стояла…»

Воспитатели,

дети

Художественно-

эстетическое развитие

Выставка рисунков

«Милый сердцу уголок…»

Дети,

родители

Музыка

(музыкальные произведения, слушание, пение)

«В солнечной Мордовии»

Муз. Г. Сураева-Королева» («Валдоня»)  

«Вот уж зимушка проходит»

русская  народная песня

Воспитатели,

дети,

музыкальный  руководитель

Культурно-досуговая деятельность

«Где прячутся листья?»

Воспитатели,

дети

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Февраль

Наблюдения, беседы с детьми

«Участок нашей группы»

«Птицы наши друзья»

Воспитатели,

дети

Экскурсия

«По улицам нашего села»

Воспитатели,

дети,

родители

Чтение художественной литературы

Мордовский фольклор:

«Солнышко, выйди, выйди…»

«Подуй, ветерок»

Воспитатели,

дети,

родители

Познание

НОД

«Путешествие по столице нашей республики – городу Саранску»

Воспитатели,

дети

Художественно-

Эстетическое развитие

Фотостенд

«Уголки родного края»

Дети,

родители

Музыка

(музыкальные произведения, слушание, пение)

«Во поле березка стояла» русская  народная песня

«Ай, былбылыи» («Соловушка»)

татарская  народная песня

Воспитатели,

дети,

музыкальный руководитель

Культурно-досуговая деятельность

Фестиваль подвижных игр

(мордовских, русских, татарских)

«Венок дружбы»

Воспитатели,

дети,

родители

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Март

Наблюдения, беседы с детьми

«Март весну начинает»

(изменения в природе)

Воспитатели,

дети

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Г.Гребенцов «Родная сторонка»

(«Валдоня»)

С.Дрожжин «Привет тебе, родной мой край»

(«Валдоня»

Воспитатели,

дети

Познание

НОД

«Растительный мир нашего края»,

«Красная книга Мордовии»

Воспитатели,

дети,

родители

Художественно-

Эстетическое развитие

Выставка рисунков

«Растения нашего края»

Дети,

родители

Музыка

(музыкальные произведения, слушание, пение)

«А,сезяка, сезяка»

эрзянская  народная песня

«Урмэкуч»

татарская  народная песня

Воспитатели,

дети,

музыкальный руководитель

Культурно-досуговая деятельность

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Апрель

Наблюдения, беседы с детьми

Наблюдение за перелетными птицами

«Деревья и кусты»

Воспитатели,

дети

Чтение художественной литературы

А.Воронько «Лучше нет родного края»

Л.Земскова «Кто нужнее» («Валдоня»)

Ф.Бобылев «Веселый ручеек»

(«Валдоня»)

Воспитатели,

дети

Познание

НОД

«Животный мир нашего края»

«Заповедники Мордовии»

Знакомство детей с мордовской, татарской лексикой по теме «Дикие животные»

(мордовская лексика:

офта, връгаз, ракша, ур, келазь, сеель;

татарская лексика:  куян, ау, бюрэ, кэрпэ, тэлкэ)

Воспитатели,

дети,

родители

Художественно-

Эстетическое развитие

Выставка рисунков

«Животные нашего края»

Дети,

родители

Культурно-досуговая деятельность

Мордовский фольклорный праздник «Встречаем весну»

Воспитатели,

дети,

родители,

музыкальный руководитель

Месяц

Направление деятельности

Содержание

работы

Участники

Май

Наблюдения, беседы с детьми

«Животные весной»

«Изменения в природе»

Воспитатели,

дети

Экскурсия

Воспитатели,

дети,

родители

Чтение художественной литературы

Пословицы и поговорки о природе, о любви к родному краю

Воспитатели,

дети,

родители

Познание

НОД

«Реки и озера Мордовии»

«Полезные ископаемые нашего края»

Воспитатели,

дети,

родители

Художественно-

Эстетическое развитие

Музыка

(музыкальные произведения, слушание, пение)

«Умарина» («Яблонька»)

«Луганяса келуня» («На лугу береза»)

мордовские песни

Воспитатели,

дети,

родители,

музыкальный руководитель

Культурно-досуговая деятельность

КВН «Знатоки родного края»

Воспитатели,

дети,

родители

Опытно-исследовательская деятельность

«Свойства глины и песка»

Воспитатели,

дети

3.Презентационно – завершающий

      Подведение итогов.

      Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

      Презентация проекта

Список литературы:

1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.

2. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы): Дис. . канд. пед.наук. М., 1998. 168 с.

3. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

4. . Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

5.  Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239

6. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

7. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3-10.

8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.

9. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI.M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990. 420 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....