Интегрированное занятие по окружающему миру с элементами аппликации "Символы России - Матрешка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в средней группе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  совместной  деятельности  воспитателя с детьми средней группы на тему:

« Государственные символы России», аппликация «Матрёшка».

Цель: Обучение детей  в нетрадиционной технике аппликации создавать символ

России – матрёшку.

 Задачи:

1. Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и народной,  формировать у детей представление о России как о родной стране,

 расширять кругозор.

2. Воспитывать уважительное отношение к символам Российской Федерации,

 чувство любви к своей родной стране, патриотизм и гражданственность.

3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5.  Развивать творческие способности у детей при  выполнении  аппликации

 «Матрёшка».

Материал к деятельности:

 Матрешка, трафареты матрешек, гуашь, кисточки,  сундучок с сюрпризом.

Предварительная  работа:

Проведение совместной деятельности воспитателя и детей по  ознакомлению  с

флагом России, значении  цветов флага, Государственным гербом России, гимном.

Прослушивание Гимна.

Чтение художественной литературы. Берестов, В. Д. Матрешкины потешки,

 Н. Виноградова «Моя страна Россия», Я. Акима «Моя Родина»,

Заучивание стихов о России, о Родине.

Рассматривание иллюстраций с изображением символов России.

Внесение нового материала  в  уголок  по патриотическому воспитанию.

Ход совместной деятельности.

В. –Вспомните, ребята, как называется страна, в которой мы живем. Правильно, Россия. Это наша Родина.

Как называют людей,  живущих в нашей стране?

   Д: Россияне.

В: А девочек? А мальчиков?

Д: Россиянка, россиянин.

 

В:  Ребята, посмотрите, что  стоит на столе?

Д: Флаг

В: Флаг какой страны?

Д: России.

В: Российский флаг - символ нашей страны.  

В -.Какого цвета государственный флаг России  Что обозначают цвета флага?  Где можно увидеть российский флаг?

               

(Демонстрация детям картинок, на которых изображен государственный флаг России: на здании правительства, на военном корабле, самолете и др.)

В: Сколько обязательных государственных  символов есть у каждой страны?

Перечислите их?

Д: Флаг, герб, гимн.

В: Все это государственные символы  России - нашей Родины.

Любой человек, находясь  далеко от дома, при слове Родина  вспоминает и

представляет что-то свое, очень-очень  родное.

Поэтому у нас есть ещё и родные,  негосударственные символы нашей Родины, страны России.  Это особенные предметы, которые есть только в нашей стране.

Посмотрите  и назовите их?

 «Народные  символы России».  Картинки:  лапти, самовар, берёзка, ромашка, валенки, матрёшка.

Сюрпризный момент – сундучок.  (В нём находится матрёшка).

В. – Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

 Я на ярмарке бывала,

 И игрушки выбирала

 Сундучок вам принесла

В нем игрушки не простые,

 А волшебно-расписные.

 Много кукол деревянных,

 Круглолицых и румяных.

 В разноцветных сарафанах.

 На столе они живут,

 Как, скажите,  их зовут?

В.- Конечно,  это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Продемонстрировать  детям матрешку).  Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

 Он увидел  деревянную пустотелую куклу, привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.

 Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец.

И назвали её старинным русским именем – Матрёной.  

А как назвать её ласково? А вас? (Словарная работа).

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

 Из чего сделана матрёшка?

Делают матрешек из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остается липа.

  Наиболее известны три вида матрёшек:

Загорская матрёшка, Семёновская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Их названия зависят от того места, где их расписывают.

 Давайте с вами внимательно рассмотрим всех  матрёшек.

 Загорская матрешка.  Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой».  Выполняются эти узоры приемом "тычка"

 Семеновская матрешка.  Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный,  жёлтый, красный,  розовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

В: Краски какого цвета использовали художники украшая наряд этой матрёшки?

Д: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый, красный.

 Полхов – Майданская матрешка. Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами.  Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

 Хоть они и разные, но все матрёшки красивы и неповторимы.

Сказка «Пришла Матрёшка в гости».

В: Пришла Матрёшка в гости к кукле Кате. «Здравствуй Матрёшка, как хорошо, что ты пришла. Давай пить чай!» – сказала Катя и пошла за чашкой.  Приходит  Катя, а за столом ещё одна матрёшка.   Сколько их стало?...(Ответы детей). Пошла Катя вновь за чашкой, приходит,  а за столом ещё одна матрёшка. Сколько их стало?..(Ответы детей). И т. д…

В: Сколько матрёшек за столом? Сосчитайте?  Какая  по счёту самая большая?  А какая по счёту самая маленькая?

Д: Ответы детей.

В:  Откуда появились остальные матрёшки?

Д: Прятались друг в дружке.

В:  Да, матрёшка  – кукла не простая,  кукла с секретом.  В большой матрёшке живут её дочки мал мала меньше. Матрёшка – символ семьи.  И как в любой семье они  живут вместе, любят и заботятся друг о дружке.

В:  Молодцы, ребята! А всё ли мы достали из моего сундучка? Нет! Здесь ещё матрёшки.  Но почему-то они грустные.  Как вы думаете, почему?

Д: Ответы детей.

В: Давайте им  поможем  сделать  нарядный фартук. Такой же, как у семёновской матрёшки.

В: Перед работой разомнём пальчики.

Физкультминутка:

Мастера, скорей за дело                  (Подражательные движения по тексту)

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Чтоб матрёшек украшать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Выполнять работу будем  из разноцветных  салфеток, аккуратно их  наклеивая на  заготовку - изображение.

 (Повторение с детьми последовательности действий для получения планируемого результата).

Рассматривание готовых работ, положительная оценка результатов.

В:  Матрёшки у вас получились  красивые,  им так хочется всем показать свои наряды.

Подведение итогов:

- Все справились  с заданием?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Чья матрёшка  вам понравилась  больше всего?

- Для России матрёшка - это государственный или народный символ?

Ответы детей.

В.- Русская матрешка – самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

В: Какие вы молодцы, ребята, какие замечательные, красивые  матрёшки у вас получились.  Как много вы теперь знаете о государственных символах России, и о народной русской матрёшке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России. Расширение знаний детей о РоссииЗакрепление у детей элементарных пре...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к матрешке»

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:Расширять знания детей о ру...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к матрешке»

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи во второй младшей группе по теме: «В гости к матрешке»...

Интегрированное занятие по окружающему миру "Кошки это кошки" ко Дню кошек в России 1 марта

Интегрированное занятие на котором дети вспомнят особенности внешнего вида и поведения кошек, нарисуют их, поиграют в веселые игры...

Конспект и технологическая карта интегрированного занятия по окружающему миру «Животные Тайги» с элементами конструирования

Интегрированное занятие нацелено на обогощение знаний детей о природной зоне Тайге и ее обитателей. Так же в ходе учебной деятельности дети смогут создать робота «Заяц» для подробного...