Методическая разработка по ознакомлению с природой детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ознакомлению с природой детей средней группы
Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира)
Автор: Шакирова Жанна Ивановна ГБДОУ № 38 г. Санкт-Петербург
ТЕМА: Знакомство с почвой
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для растений
Программное содержание:
-закрепить элементарные знания детей о составе почвы и ее структуре;
-формировать навык опытнической деятельности, умения размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов;
-показать на основе опытов, что такое плодородие почвы, прийти к выводу,
что она необходима живой природе, и как важно беречь и охранять ее;
-познакомить с подземными жителями (дождевыми червями) и их ролью в плодородии почвы;
-учить видеть взаимосвязи в природе, делать выводы;
-воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;
-воспитывать дружеские отношения между детьми, любовь к природе и желание трудиться.
ОБОРУДОВАНИЕ: самодельный макет – «Почва», мнемокартинки; для опытов: 3 емкости с водой, песок, глина, плодородная почва, сухие листья и веточки, палочки для перемешивания, прозрачные емкости , лопатки (ложечки), дождевые черви( в емкости с влажной почвой), веревки (скакалки).
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», сказки Н.Павловой «Большое чудо», рассматривание земли (почвы) в горшках в процессе труда.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво кругом: такая яркая зелень и трава, красивые цветы и растения. А где это выросло?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на земле. Вот поэтому нашу землю и называют волшебной.
Я согласна с вами, растениям для роста нужна земля, но правильно сказать - почва, т.е. верхний слой земли. Растения растут только там, где есть почва. Это целое подземное царство, которое мы не видим. Хотите с ним познакомиться и узнать, что такое почва и из чего она состоит.
( ответы детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу «научную лабораторию», где мы с вами узнаем много нового и интересного. (дети вместе с воспитателем проходят и располагаются в беседке за столами)
Воспитатель: Ребята, если в земле выкопать ямку, то мы увидим, что почва, т.е. верхний слой земли внутри похожа на слоеный торт. (макет структуры земли - в прозрачной емкости ) Рассмотрите внимательно и скажите, что вы увидели?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, слои разные по цвету. А где они темнее?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чем выше к поверхности земли, тем почва темнее. Так значит она состоит из одного вещества или из разных веществ?
(ответы детей)
Воспитатель: А чтобы узнать из чего состоит почва, мы проведем с вами опыт. Ребята, вот в этих двух коробках находятся вещества, которые вам уже хорошо знакомы. Подойдите поближе, посмотрите, потрогайте и назовите эти вещества
( дети исследуют содержимое коробок )
Воспитатель: Молодцы, в первой коробке – песок, а во второй глина. Давайте высыпем часть песок в воду и понаблюдаем, что произойдет.
( один из детей с помощью воспитателя высыпает песок в банку с водой)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, где оказался песок?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, песок оказался на дне. ( показать мнемокартинку)
( второй ребенок высыпает в банку с водой глину)
Воспитатель: Что произошло? Глина осела на дно или происходит что-то другое?
( ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода стала мутная, а это значит, что глина плавает в воде. ( показать мнемокартинку)
Воспитатель: Ребята, а в этой коробке лежит почва, т. е. верхний слой земли, которую я привезла с дачи. Набирала я почву на огороде, брала сверху, не копала глубоко, потому что почва…( дети должны закончить – верхний слой земли) Подходите поближе, внимательно рассмотрите, потрогайте ее. Какая она?
(дети исследуют почву и высказывают свои предположения –темная, сырая, холодная, рассыпчатая…)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте часть этой почвы высыпем в банку с водой и понаблюдаем, что будет происходить.
(один из детей с помощью воспитателя высыпает почву в емкость с водой и немного перемешивает)
Воспитатель: Что произошло с почвой?
( ответы детей)
Воспитатель: Вы увидели и сказали, что часть почвы осела на дно. Хорошо, значит в составе почвы что есть? Посмотрите на первую банку, что там осело на дно?
(ответы детей) (песок)
Воспитатель: Что еще вы видите?
(ответы детей)
Воспитатель: Также вы увидели, что вода мутная, как во второй банке. Значит, что мы можем сказать?
( в почве есть глина)
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас посмотрите внимательно, что же такое плавает сверху? Чего нет ни в первой, ни во второй банке?
(дети исследуют и высказывают свои предположения ( остатки листьев, веточек, корешки)
Воспитатель: Осенью с деревьев и кустов на землю падают много листьев, трава и цветы тоже осенью вянут. А что с ними происходит потом?
( ответы детей)
Воспитатель: Да в земле все эти листья, сухие ветки, гнилые пни перегнивают и превращаются в почву. На это чудесное превращение уходит много времени и чем больше листьев, веточек, корешков попадают в почву и перегнивают там, тем почва становится плодороднее, и весной новые растения начинают лучше расти.
Ребята, а как вы думаете, перегнившие листья, ветки и корешки делают почву светлее или темнее?
( ответы детей)
Воспитатель: Чем больше листьев перегнивают в почве, тем она темнее, а значит плодороднее, тем лучше для растений.
Давайте мы с вами попробуем сделать почву. Как вы думаете, какие вещества мы возьмем? (песок). Хорошо, насыпаем песок. А затем? (глина) А что еще нужно? (листья, веточки)
А для чего они нужны? (ответы детей)
Правильно, чтобы почва была плодородной. Вот я сделала почву, а сейчас вы постарайтесь.
( Распределить обязанности между детьми: одни высыпают песок, другие глину, третьи листья и веточки. Воспитатель следит за выполнением задания, параллельно задавая вопросы при необходимости).
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сделали. Но для того, чтобы листья и веточки в нашей почве быстрее перегнили нам нужны помощники.
Ребята, в этой коробке находится тот, кто поможет быстрее превратить опавшие листья, корешки в плодородную почву. Отгадаете загадку и узнаете, кто там находится. Слушаете внимательно.
Нету ножек, нету ручек,
Нету шерсти и колючек.
Он в земле живёт чудак…
Как зовут его? ... (Червяк)
Дождевые черви едят и измельчают опавшие листья, корешки и сухие веточки; рыхлят и перемешивают почву, т.е. приносят пользу. И чем их больше, тем быстрее они справляются со своей работой: делают почву более плодородной, а значит - растения лучше растут. Мы так много говорим о них, их пользе, давайте же на них посмотрим, на наших помощников и тружеников.
( дети рассматривают в стеклянной банке с небольшим количеством сырой почвы дождевых червей)
Воспитатель: Какие они?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, они длинные и скользкие. А почему они такие?
(ответы детей)
Воспитатель: Черви подземные жители и они долго не могут находиться без почвы, тело их высохнет и они погибнут. Между прочим, вы наверно замечали, что после сильного дождя, на поверхности земли ползают много дождевых червей. Это происходит потому, что вода заливает все их ходы и червям по неволи приходится выползать на поверхность. Вот теперь вы знаете и запомните, какую пользу приносят дождевые черви, и никогда не будите их обижать.
Ребята, на образование почвы нужно много времени. Поэтому давайте сделанную нами почву отнесем под дерево (куст, клумба), поместим туда же червячков и будем потом на прогулках наблюдать, что будет происходить.
( дети относят емкость с «сделанной почвой» и высыпают ее под дерево)
Под землей червяк ползет
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось.
Чтоб в наземном царстве
Лучше всем рослось.
А еще он любит копать много- много ходов для себя и своих родственников.
А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Я превращаю вас в червячков. Вам надо «проползти» по лабиринту ( заранее выложить из скакалок) и принести для червячков листики и сухие веточки к дереву куда мы высыпали почву.
( подвижная игра)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Сегодня вы хорошо потрудились, узнали много нового и поиграли. Вам понравилось? Давайте мы все вместе еще раз вспомним, что нового мы узнали ?
(вопросы на закрепление сопровождаются мнемокартинками)
Самый верхний слой земельный,
В нем растут трава, деревья.
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (почва)
-Что такое почва?
-Что на ней растет?
-Из каких веществ она состоит?
-Какую пользу приносят дождевые черви?
-А дождевых червей надо оберегать?
-Что нужно делать, чтобы сберечь почву?
Ребята, если вы будете выполнять все эти правила, то станете настоящими хозяевами земли.
Ребенок читает стихотворение:
Весною буйно все растет,
Деревья расцвели.
Когда придешь на огород
Возьми комок земли.
Смотри – он теплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют
В нем влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной!
Воспитатель: Ребята я хочу подарить вам коробку с цветными мелками. Давайте пойдем сейчас, и вы нарисуете на асфальте, что вам сегодня понравилось и запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы
Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и за...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА".
Методическая разработка на данную тему предназначена для детей младшей группы с целью сформировать у детей первые представления о родах войск, о защитниках Отечества; умением побеждать свой...
Методическая разработка по развитию речи у детей средней группы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.Тема: «Игрушки»....
Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.
. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...
Методическая разработка сценария осеннего утренника для детей средней группы "Как дождик не пригласили на праздник".
Сценарий осеннего утренника для детей средней группы детского сада....
Методическая разработка конспекта по экологии для детей средней группы «Воздухоискатели»
Конспект НОД по экологии для средней группы...
Методическая разработка по ознакомлению с природой в младшей группе
Конспект НОД по ознакомлению с природой в младшей группе "Овощи на грядке"...