Комплексное занятие:"Пройдёт зима холодная..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Разработка комплексного занятия по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие: «Пройдёт зима холодная…»
(экологическое воспитание дошкольников)
Цели: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимого фактора (тепла, воды, света).
Показать красоту природы через стихотворные произведения.
Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.
Активизировать словарь детей по теме «Зима». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, составлять предложения.
Демонстрационный материал: слайды картин А.А.Пластов «Первый снег», К.Ф.Юон «Русская зима», К.Ф.Юон «Конец зимы», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.И.Левитан «Март».
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Сыплет, сыплет белый снег,
Тихо-тихо, как во сне,
Белый-белый и густой.
Скажем мы ему: «Постой,
Всё уже бело кругом –
Белый лес и белый дом,
Поле белое, река.
Слепим мы снеговика,
В санках скатимся с горы».
Выпал снег для детворы.
* * *
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит…
Дети, о каком времени года идёт речь?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Расскажите о признаках зимы. Я буду называть слова, а вы составлять предложения. И так, снег.
Ребёнок: Зимой земля покрыта снегом.
Воспитатель: Мороз.
Ребёнок: На улице трескучий мороз.
Воспитатель: Лёд.
Ребёнок: Реки и озёра покрыты льдом.
Воспитатель: Деревья.
Ребёнок: Деревья стоят голые, только ёлочки зеленеют.
Воспитатель: Снегирь.
Ребенок: С севера прилетели снегири.
Воспитатель: Кормушка.
Ребенок: На участке дети развесили кормушки.
Воспитатель: Снеговик.
Ребенок: Зимой дети лепят снеговиков.
Воспитатель: Шуба, шапка.
Ребенок: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки.
Воспитатель: Зимнее время года нередко воспринимается как хмурое и безрадостное. В декабре солнце показывается редко. Почти не греет, низко стоит над горизонтом. Небо серое, с тучами, сыплющими снегом. Замерзают водоёмы. Декабрь – месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни в году – 21 и 22 декабря (дни зимнего солнцестояния). С 23 декабря начинается «коренная» зима. Солнце светло-жёлтого цвета поднимается всё выше над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Небо светлеет. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными и вьюжными днями.
В начале февраля наступает «перелом» зимы. Синеет небо. Солнце поднимается всё выше и начинает слегка греть. Снег становится тусклым и рыхлым. Февраль самый снежный и метельный месяц.
Зимой деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий: тепла, воды, света.
Зимующие птицы (синицы, воробьи, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости
( снегири, свиристели, клёсты) собираются в стаи. Слетаются поближе к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зёрнышками, семенами деревьев.
Зайцы днём прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живёт в гнезде, день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек; помогают и запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки тоже приближаются к человеческому жилью. Рыбы зимуют подо льдом.
Зима – трудное и тяжёлое время года для растений и животных. В то же время зима – необыкновенно красивое, чудесное, сказочное время. Своей красотой вдохновила поэтов писать стихи, композиторов сочинять музыку, художников писать картины.
Дети, послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.
(Рассказывают дети).
И.Никитин «Встреча зимы»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит!
И.Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Разминка «Ой, мороз!»
Ой, мороз, мороз, мороз,
Снегом ветки он занёс.
(Покачивают кистями рук над головой).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Он хватает нас за нос.
(Прикладывают палец к носу).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет щёки он до слёз.
(Прикладывают ладоши к щекам).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Лыжи с санками возьмём
И кататься в лес пойдём.
(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
2 часть.
Воспитатель: А сейчас мы совершим с вами путешествие в Третьяковскую Галерею и посетим «выставку» зимнего пейзажа.
1 картина. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».
«Двое малышей на крылечке деревенского дома встречают приход зимы, радуясь первому снегу. Снег покрыл землю, лёг на крыши домов, осыпал ветки старой берёзы в палисаднике перед бревенчатым домом. Всё вокруг вдруг сказочно преобразилось».
2 картина. Константин Фёдорович Юон «Русская зима».
«Серебристо-серый снег пушисто устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. Снег лежит на крышах деревенских домов. Ощущением торжественного величия русской природы в зимнюю пору, когда всё становится необыкновенным, почти сказочным, наполнил художник своё произведение».
3 картина. Константин Фёдорович Юон «Конец зимы».
«Радостным, бодрым ощущением жизни отмечена картина «Конец зимы. Полдень». Она с большой теплотой и непосредственностью воссоздаёт типичную окраину русской деревни, зимние забавы ребят и те неповторимо радостные дни, когда яркий свет солнца, голубые тени, живые и звучные краски природы – всё говорит о приближении весны.
Но природа для Юона – это, прежде всего среда, в которой живёт человек. Поэтому с такой любовью изображает художник сельский дом и забор, ярко-жёлтую поленницу дров, кур, роющих в снегу, мальчиков, собирающихся на лыжную прогулку».
4 картина. К.Ф.Юон «Мартовское солнце».
«Большое полотно. Пронзительная, какая-то звенящая синева неба, на снегу, покрытом коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат длинные сине-сиреневые тени. Деревья как будто тянут свои ветви к весеннему небу; трепетны тоненькие веточки берёзы. Мальчишки скачут на конях, собака бежит следом за ярко-рыжей в белых пятнах лошадью».
5 картина. Исаак Ильич Левитан «Март».
«Проста и непритязательна природа, изображённая на картине. Ранняя весна, тает снег – образ русской весны. В картине «Март» красота природы проявилась в яркой красочности. В звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. В интенсивности жёлтого цвета в изображении стены дома и дорожки. В сложно разработанной теплотой по тону зелени сосен и елей, в нежной желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряжённые рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и ещё как будто покачивается, поскрипывает на петлях. С крыши над крыльцом вот-вот упадёт подтаявший снег».
Художники очень любили русскую природу, в пейзажах они отражали своё настроение, чувства.
С.Д.Дрожжин
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
3 часть.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей на тему зимы под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "Белоснежная зима"
Это игровое обучающее занятие по театральзованной деятельности в младшей группе....
Конспект комплексного занятия "Птицы зимой".Первая младшая группа.
Программные задачи: расширять знания детей о зимующих птицах; учить называть и различать птиц по внешним признакам; учить рассматривать картину, отвечать на вопросы полными предложениями; развивать ре...
ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ "ЗИМУШКА ЗИМА"
Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; упражнять в счёте, назывании последующих и предыдущих чисел, в сравнении рядом стоящих чисел; закрепить названия геометрических фигу...
Комплексное занятие "ГДЕ ЗИМУЮТ ЛЯГУШКИ"
Цели: углублять и расширять знания о земноводных; познакомить с некоторыми факторами их защиты; учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях, изображать характерные особенн...
Комплексное занятие «Зимушка-зима, зима снежная была»
Комплексное занятие на зимнюю тематику...
Конспект занятия Пришла зима холодная
Конспект занятия Пришла зима холодная...
Комплексное занятие " Зимушка-зима"
Цель: Закрепить представления детей о зиме....