Конспект занятия "Потерянная вода" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия "Потерянная вода" (подготовительная группа) - изучаем свойства воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
города Кирово-Чепецка Кировской области
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»
«ПОТЕРЯННАЯ ВОДА»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Составила воспитатель
МБДОУ детский сад № 9
Кузьминых Марина Анатольевна
г.Кирово-Чепецк
2012 г.
Цель: систематизировать и углубить знания у детей о воде; дать детям представление об ограниченности запасов питьевой воды на планете; развивать экологическое мировоззрение у детей; продолжать развивать наглядно- схематическое мышление через использование условных символов и схем; расширять словарный запас.
Оборудование: «Компьютер» и программа по теме, глобус, Капитошка, 2 таза, бутылки с водой, мыло, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: На прошлом занятии к нам в гости приходил Капитошка. Вот и сегодня он ответил на наше приглашение и заглянул к нам.
Капитошка- Здравствуйте, Почемучки! Мне так нравится у вас. С вашей помощью я нашел свою маму- воду.
Воспит. – Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воде. В этом нам поможет компьютер. Находим первую страницу. Какими свойствами обладает вода? Что означает этот значок?
Находим вторую страницу. Кто помнит, в каких состояниях может находиться вода в природе?
Находим третью страницу. Что означает эта схема? Как путешествует вода?
Ребята, посмотрите на глобус. Кто догадается, почему нашу планету ещё называют голубой? ( Воспит. Обобщает ответы. На Земле больше всего воды, она покрывает 2/3 поверхности планеты.)
Воспитатель предлагает поиграть в игру: « Я начну, а ты продолжи».
В море вода морская, а в рек -… (речная), в ключе -… (ключевая), в озере -… (озёрная), в колодце -… (колодезная ), в роднике -… (родниковая). Но если морская вода в море, то речная - в … (реке), ключевая вода -… (в ключе), озёрная - в … (озере), колодезная-… , родниковая-… .
Звучит сигнал «компьютера».
Воспит.,- Минутку поступил сигнал компьютера. Заглянем в него. (картинка с густой Капелькой.) Капитошка, для тебя поступило сообщение.
Воспитатель читает познавательную сказку.
«Милый Капитошка.» Я знаю, что ты сейчас находишься в д/с у ребят. Мне и другим Капелькам срочно нужна ваша помощь: надо разгадать одну страшную тайну.
Однажды выпала я дождиком над маленькой речушкой и вместе с другими Капельками отправились в путешествие. Долго ли, коротко ли стала наша речка широкой, полноводной рекой. Как- то раз плыли мы мимо города. Вот у берега крутого несколько Капель решили снами проститься. Отправились они в город на работу и нырнули в широкую трубу на насосной станции. Вместе с оставшимися Капельками поплыли мы дальше мимо города. Вдруг речка изменилась « похудела», её течение замедлилось. Пожаловалась нам речка, что кто- то похитил её воду и нет больше сил у неё бежать дальше. Вода стала загнивать, рыба пропадать. Потихоньку гибнет река, убывает её живая сила, постоянно становится « мёртвой».
Капитошка, узнай, пожалуйста, как помочь речке.
Твоя подружка. Капелька.
Капитошка- Ребята, что- то я не понял. Если на планете воды так много, почему же речка стала мелеть?
Воспит.- Мы с ребятами поможем. Сначала надо узнать: кто и зачем взял воду из реки, а потом ответить на вопрос, как помочь реке.
Обратимся к нашему компьютеру. Посмотрите на этот рисунок. Мы видим, что воды на Земле много, но основные запасы воды находятся в морях и океанах. А морская вода не пригодна для жизни людей. Кто знает почему? (воспитатель обобщает ответы). Дети - солёная, пить, есть не возможно, стирать очень трудно в ней.
Посмотрите, сколько на земле всего пресной питьевой воды. Это речная, озёрная, родниковая вода, а так же снег на вершине гор, в Арктике и Антарктике, т. Е. на Северном и Южном полюсах. Давайте выясним, кому и зачем нужна вода. Нужна ли вода животным и растениям и для чего?
А для чего нужна вода человеку? (воспитатель дополняет ответы детей-« Фабрики, заводы, отопление»).
Физкультминутка. (Бегу я с кручи ( 2 ладошки вместе) на землю гряну (присесть) летаю в туче (руки вверх, покачивая) КАК КАМЕНЬ СТАНУ ( СОБРАТЬСЯ В КАМЕНЬ).
Ребята, ответьте на вопрос: может ли растение или животное выпить воды больше, чем ему нужно? А человек, может ли израсходовать воды больше, чем надо? Чтоб ответить на последний вопрос, проведём эксперимент.
Воспитатель вызывает двух детей и ставит задачу: вымыть руки с мылом ( тов. набл.) . Полива из бутылок, воспитатель отвлекает одного из детей вопросами, игрой с пузырями и пр. В конце эксперимента дети отвечают на вопросы: 1. Сколько воды израсходовал каждый ребёнок?
2. Почему один израсходовал воды больше, чем другой?
Делает выводы: человек может израсходовать воды больше, чем нужно.
Что сделать, чтобы таких расходов было меньше? ( Кран закрывать, вовремя ремонтировать кран и трубы; когда умываешься_ не отвлекаться; для игры наливать воду в тазик и т. д.) .
Воспитатель делает знаки на схеме и обобщает ответы: кто расходует много воды; что делать, чтобы речка была полноводной.
Капитошка благодарит за помощь и посылает сообщение Капельке. На экране появляется Капелька с довольным видом.
Итог занятия. Сегодня мы узнали, что хотя воды на нашей планете много, запасы питьевой воды ограничены, их надо беречь. Давайте и мы с сегодняшнего дня будем беречь воду: Что для этого мы сможем сделать? (ответы детей).
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 города Кирово - Чепецка Кировской области (МКДОУ д/с № 9).
Познавательное занятие в старшей группе по ознакомлению со свойствами воды.
Тайны Капитошки.
Составила: воспитатель МКДОУ д/с № 9
Кузьминых М. А.2011 г.
ЦЕЛЬ 1. Закрепить знания детей о живой и неживой природе. О значении воды в природе для Земли.
2. Знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, форма, цвет, запах, вкус, отражаемость);
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов;
4. Развивать умение делать выводы на основе полученных результатов.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ. Капитошка; на каждого ребёнка – стакан с кипячёной водой, стакан с водой, геометрические формочки из под конфет, 2-3 мелких тонущих предмета; для воспитателя – стакан кипячёной водой, стакан с водой, геометрические формы ( овальная, квадратная, прямоугольная, круглая). 2-3 предмета выполненные из твёрдого материала, стакан с молоком ( или подкрашенной в белый цвет воды), тонущие предметы, таз с водой. Условные значки, обозначающие свойства воды.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 часть. Здравствуйте, почемучки! Как настроение? Покажите, что вы больше всего любите делать?
- Д/и « Слово на ладошке» (хлопнуть если объект неживой природы, не хлопать – если объект живой природы).
-Загадки :
- Я и в супе, я и в чае, я и в луже, я и в кране, в роднике и в океане, и в слезинке , и в дождинке, и в росинке. Встретишь ты меня всегда! Кто ответит? Я … (вода).
- Без неё не будет моря, океана и реки, даже лужицы, в которой бултыхаются щенки. Бегу я с кручи, летаю в туче, на землю гляну – как камень стану. ( Вода) .
- Много ли воды на Земле ? (2/3 на Земле – вода, 1/3 – суша). (в 2 раза больше воды, чем суши).
- Как вы понимаете слова « Вода – это жизнь?» (Рассказ детей о пустыне и тропическом лесе) .
2 ЧАСТЬ. Правильно ребята. Вода – это жизнь для растений , для животных, для людей. Потому мы так бываем рады дождику.
Но однажды, во время дождика. Произошла необычная история. Дело было так.
Давно ли – недавно ли, близко ли – далеко ли выпал дождик . Тысячи капелек весело прыгали по кочкам, листочкам, по цветам и травинкам, ныряли в лужи. Прыгнул с тучки вниз и малыш – Капитошка. Очутился он на большом листе лопуха. Все его друзья и подружки – капельки отправились в путешествие быстрым ручейком. Заскучал малыш, оставшись один. Захотелось ему вернуться к друзьям и маме – воде. А какая она вода, не помнит, ведь он малыш. Совсем нос опустил Капитошка, но тут я мимо проходила. Пригласила его к нам в гости и пообещала помочь ему – рассказать о его маме - воде.
Давайте, почемучки, поможем Капитошке, разгадать тайны его мамы воды. Для этого я вас приглашаю в лабораторию, сегодня мы будем « учёными».
3 ЧАСТЬ. ОПЫТ 1. «ЗАПАХ И ВКУС».
ЦЕЛЬ: Показать детям, что вода не имеет запаха и вкуса.
ОБОРУДОВАНИЕ: На каждого ребёнка стакан с кипячёной водой.
ПРОВЕДЕНИЕ, Имеет ли вода запах? Попробуйте воду на вкус. Имеет ли вода вкус? Обычно вывод, что вода не имеет запаха., делают дети быстро. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Уточните детям: вкус бывает «сладким» , « солёным», « горьким», « кислым».
А можно ли про воду сказать, что она сладкая, солёная, горькая или кислая ?
ВЫВОД: Чистая вода не имеет запаха и вкуса. Условный значок вносим в « компьютер».
ОПЫТ 2. « ФОРМА, ТЕКУЧЕСТЬ».
ЦЕЛЬ : Показать детям, что у воды нет формы, что вода жидкая.
ОБОРУДОВАНИЕ : На каждого ребёнка – стакан с водой, геометрические формы из под конфет; у воспитателя – стакан с водой , геометрические формы, 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала.
ПРОВЕДЕНИЕ: Как вы думаете: если воду наливать не в форму, что произойдёт? (потечёт, разольётся) .
Имеет ли вода форму? Почему не имеет? (жидкая).
Воспитатель переливает одну и ту же воду в различные геометрические формы, обращает внимание детей на то, что вода не принимает форму предметов, в которую её налили. Затем дети самостоятельно переливают воду в разные формы.
ВЫВОД: У воды нет формы, она её меняет и принимает форму того предмета, в который её наливают. Вода жидкая. Условный значок – в « компьютер».
ОПЫТ 3: « ЦВЕТ И ПРОЗРАЧНОСТЬ».
ЦЕЛЬ: Показать детям, что вода бесцветная и прозрачная.
ОБОРУДОВАНИЕ : Стакан с водой и молоком (лист белой бумаги ). На каждого ребёнка – стакан с водой и набор мелких тонущих предметов.
ПРОВЕДЕНИЕ: Какого цвета вода? Если дети ошибочно считают, что вода белого цвета, попросите вспомнить предметы, имеющие белый цвет. С помощью наглядности дети убеждаются: вода бесцветная. ( вывод).
Задание детям: опустить в воду предметы. Видим ли мы предметы в воде? Почему? ВЫВОД: вода прозрачная.
Найти прозрачные предметы в групповой комнате (аквариум, стёкла в окнах, дверях, стакан, графин, ваза и пр.)
Всегда ли вода в аквариуме прозрачная? Почему она становится мутной? Прозрачная ли вода в реке, море, озере, луже?
ВЫВОД: Вода бывает бесцветная, так как она прозрачная; чистая вода – прозрачная, мутная и грязная – не прозрачная. Условный значок в « компьютере».
ОПЫТ 4. « ОТРАЖАЕМОСТЬ».
ЦЕЛЬ. Показать детям, что вода отражает предметы.
ОБОРУДОВАНИЕ. Таз с водой, кубик, ложка.
ПРОВЕДЕНИЕ. Эту тайну воды, использовали ещё в старину и придумали загадку: « Не зеркало, а смотреться можно».
Вызвать одного ребёнка и предложить ему посмотреть на воду в тазу. Затем, над головой его, подержать по очереди разные предметы. При этом спрашивая, что я держу? Почему ты догадался?
ВЫВОД: Поверхность воды может отражать окружающие предметы.
Сообщить, что в старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над речкой, бочкой с водой. Условный значок в « компьютер».
4 ЧАСТЬ. Ребята кто напомнит Капитошке ещё раз, все тайны воды, которые мы сегодня узнали?
Прощаемся с Капитошкой и приглашаем его в гости в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....