Значение продуктивной деятельности в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
статья на тему
знакомя дошкольников с окружающим миром в детском саду, воспитатели используют продуктивную деятельность. Этот вид детской деятельности позволяет влиять на всестороннее развитие дошкольников, создавать предпосылки для обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение продуктивной деятельности в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Влияние окружающего мира на ребенка огромно и знакомство с постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Наблюдая за явлениями и объектами окружающего мира, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А получить он их может не только через наблюдения, опыты, эксперименты с объектами живой и неживой природы, но и через продуктивные виды деятельности.
Ребенку-дошкольнику по природе присуще изучение, познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, проверить в деятельности, в движении.
Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Все организованные воспитателем виды детской деятельности, будь то рисование, аппликация, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, так или иначе, несут элементы ознакомления с окружающим миром.
Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира.
Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.
По мнению современных педагогов и психологов в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Продуктивная деятельность доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.
Продуктивная деятельность стоит на позициях развивающего обучения, являясь одним из средств эстетического развития, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных, нравственных качеств. Например, создавая работы из природного материала, можно прививать детям уважение к живой и неживой природе. Главная задача педагога - заинтересовать, увлечь ребенка, показать, что он и сам заинтересован в деятельности. Поэтому, поиск путей эффективного процесса развития детей дошкольного возраста, средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Продуктивная деятельность в детском саду - это вид практики, в процессе которого воспитанники развивают свои умственные и творческие способности, а также сенсорное восприятие, мелкую моторику. К продуктивной деятельности относят рисование, конструирование, лепку, аппликацию и др. Знакомясь с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, у ребенка развивается мышление, воображение, представление продукта своей деятельности, усидчивость и аккуратность, дошкольник учится планировать свои действия, которые должны привести его к желаемому результату.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.
Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.
Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода. Таким образом, можно сказать о том, что продуктивная деятельность многогранна, затрагивает различные стороны процесса обучения и воспитания дошкольников, а также создает предпосылки к школьному обучению
Продуктивная деятельность в детском саду - это вид практики, в процессе которого воспитанники развивают свои умственные и творческие способности, а также сенсорное восприятие, мелкую моторику. К продуктивной деятельности относят рисование, конструирование, лепку, аппликацию и др. Стоит отметить, что продуктивная деятельность оказывает положительное влияние на ребенка, а именно: развивает мышление, воображение, усидчивость и аккуратность. Занимаясь различными видами продуктивной деятельности, ребенок учится планировать свои действия, которые должны привести его к желаемому результату. Продуктивная деятельность предполагает использование различных изобразительных средств. И чем интереснее они окажутся для ребенка, тем эффективнее будет процесс продуктивной деятельности. Также посредством продуктивной деятельности, например, конструирования, ребенок учится видеть реальные предметы более полно, гармонично. Важно упомянуть о том, что если в занятия продуктивной деятельностью включить элементы речевой работы, то само занятие окажется наиболее значимым, а также будут созданы предпосылки для развития речи. Помимо того, в процессе продуктивной деятельности у детей формируется эмоциональное восприятие, ведь у ребенка проявляется чувственное отношение к созданному им предмету самостоятельно или при помощи взрослого. Действительно, ребенку хочется рассказать о своем рисунке, поделке, аппликации воспитателю, сверстникам и, конечно, родителям. Ребятам приятно рассуждать о своем творении, размышлять о том, что еще можно было бы сделать из данного материала. Хочется сказать еще и о том, что в рамках продуктивной деятельности можно затронуть и аспекты нравственного воспитания, что совсем немаловажно. Например, создавая работы из природного материала, можно прививать детям уважение к живой и неживой природе. Здесь главная задача педагога - заинтересовать, увлечь ребенка, показать, что он и сам заинтересован в деятельности. Таким образом, можно сказать о том, что продуктивная деятельность многогранна, затрагивает различные стороны процесса обучения и воспитания дошкольника, а также создает предпосылки к школьному обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе игры».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний....
Консультация: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе игры».
С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Задача нас взрослых - помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться п...
Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.
В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с...
Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром
Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....