НОД "Первоцветы" для детей средней группы. Познавательное развитие. Раздел "Ребенок и окружающий мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шамкина Надежда Евгеньевна

Расширение и углубление представления детей о первоцветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Первоцветы"26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 32

Кировского района Санкт – Петербурга

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(РАЗДЕЛ «РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

«ПЕРВОЦВЕТЫ»

для детей средней группы

 Воспитатель:

Шамкина

                                                                                                                      Надежда Евгеньевна

                                                                                                                     1 кв. категория

Санкт – Петербург

2018 год

Цель:расширять и углублять представления детей о первоцветах.

Задачи:

1. формировать экологические представления детей об окружающем мире;

2.развивать познавательную активность, любознательность;

3. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

4.воспитывать позитивное отношение к окружающему миру (к природе, лесу, растениям).

Предварительная работа:

Чтение стихов о первоцветах, разучивание физкультминутки и пальчиковых гимнастик по теме, проведение дидактических игр по теме, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сезонные изменения в природе», «Сберегите первоцветы», «Что нужно растениям для роста?», «Садовые и луговые первоцветы» и т.д.

Оборудование:

Две распечатанные картины с изображением весеннего  леса и сада, карточки с загадками и изображением первоцветов и полным описанием, два картонных солнышка (радостное и грустное) на двустороннем скотче, аудиозапись с музыкой А.Гречанинова «Первоцветы», картонные цветы-первоцветы на двустороннем скотче (мать-и-мачеха, ландыш, подснежник, тюльпан) в количестве по 2 штуки.

ХОД НОД:

Дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку.

До чего ж хорош денёк

Веет лёгкий ветерок,

Солнца тёплого лучи

Так приятно горячи!

Светит солнышко в окошко,

И капелям не до сна,

Снег растаял на дорожках.

Значит, к нам идёт… (весна)

Дети:- Весна.

Воспитатель: - Весна-замечательное время года, природа просыпается от зимнего сна, что же ещё происходит весной в природе?

Дети: - Солнышко светит ярче, тает снег, текут ручьи, из тёплых стран возвращаются птицы, распускаются листья на деревьях и расцветают цветы.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста, мелодию и ответьте, чего же не хватает на наших полянках?

(Дети слушают музыку А.Гречанинова «Первоцвет»)

Воспитатель: - Скажите, как вы думаете, о чём эта мелодия?

Дети: - О весне! О цветах!

Воспитатель: - Верно, полянки выглядят уныло и скучно без цветов. Это зима не хотела уходить и уступать место весне и поэтому заколдовала все весенние цветы.

 Я предлагаю для начала развеселить наше солнышко, давайте сделаем весеннюю гимнастику, и солнышко обязательно улыбнётся нам в ответ:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В лес весенний мы шагаем

(шагаем на месте)

Ноги выше поднимаем.

(стараемся ноги поднять ещё выше)

Топают ножки по прямой дорожке

(топаем быстро-быстро на месте)

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки

(шагаем тихо, аккуратно)

Друг за дружкой побежим

(бежим на носочках по кругу)

В лес весенний прибежим.

(бежим на носочках на свои места)

Воспитатель: - Ну вот, смотрите, солнышко засияло ярче, и весь снег тут же растаял, побежали весенние ручейки, появилась из-под снега земля, первая травка и начали зацветать первые цветочки. Какие вы знаете первоцветы?

Дети: - Тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха, ландыши, медуница, подснежники и т.д.

Воспитатель:- Давайте вместе с солнышком будем расколдовывать наши цветочки-первоцветы, которые зима заколдовала. Послушайте первую загадку:

Ручьями очищаются и хвоя, и валежник

  И первым появляется в проталине …

(подснежник)

Дети: - Подснежник!

Воспитатель: - Правильно, подснежник. А почему же он так называется?

Дети: - Потому, что он растёт из-под снега.

Воспитатель: - Да, совершенно верно! Подснежник удивительный цветок, который вначале весны появляется из-под снега в лесу и является лесным первоцветом. Не страшна подснежнику стужа. Он может выдержать даже мороз в 10 градусов. У подснежника имеется два узких листочка возле короткого стебелька и цветочки либо голубого, либо белого цвета, плавно свисающих к земле, напоминая молочную капельку.

 Подснежник занесён в Красную Книгу, т.к. часто люди рвут их большими букетами, не жалея. Выдёргивают их вместе с луковичками, что ни в коем случае делать нельзя! Поэтому подснежники начинают исчезать, и мы не должны это допустить.

(приклеивает подснежники на лесную полянку)

Воспитатель: - Следующая загадка:

                                                      Смотрит солнышко-росток.

                                                      Не травинка, не листок:

                                                      Появился самый первый

Жёлтый, маленький цветок.  

(мать-и-мачеха)

Дети: - Мать-и-мачеха.

Воспитатель: - Мать-и-мачеху на самом деле узнать довольно легко. Это растение тоже является первоцветом. Появляются они на проталинках, около дорог, по берегам рек, а так же на обрывах и лугах. Если ожидаются морозы и холода, цветки немедленно прячутся внутрь пушистого воротника, который может сохранить нежнейшие лепестки от стужи. Поэтому, в народе, благодаря такому свойству, по мать-и-мачехе можно предсказывать погоду.

 Удивительно, что цветки этого растения появляются раньше листочков. Только после того, как лепестки разлетятся «парашютиками», т.е. превратятся в одуванчик, мать-и-мачеха покрывается листвой.

 Ещё основной особенностью мать-и-мачехи является строение ее листочков. Их нижняя часть покрыта нежными, тёплыми волосками, а верхняя часть-более жёсткими и холодными на ощупь. Именно поэтому мать-и-мачеха получила своё название. Ведь нежные волоски похожи на прикосновение мамы, а жёсткие сравнимы с руками мачехи.

 Мать-и-мачеха является лесным, полевым растением и имеет массу лекарственных свойств. Лечит от кашля, недуг сердца, почки и устраняет воспалительные процессы.

(приклеивает мать-и-мачеху на лесную полянку)

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

Под забором, у калитки,

                                                         Полюбуйся, не дыши:

   Словно бусинки на нитке,

                                                         Беленькие…

(ландыши)

Дети: - Правильно! Молодцы! Ландыши.

Воспитатель: - Ландыш растёт на полянках и опушках, но чаще встречается в садах, как декоративный первоцвет. Очень любят ландыши влагу. Корень у него мелкий, но его настолько много, что растения произрастают кустом. Стебель у ландыша практически без листьев, Листья произрастают как бы отдельно от одного до трёх. Листья широкие, а цветки маленькие белые, собраны в одностороннюю кисть, издающие приятный запах. Цветут они в конце мая. И они так же, как и подснежники занесены в Красную Книгу. Ландыш используют в парфюмерии и медицине.

(приклеиваю ландыши на садовую полянку)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня осталась последняя загадка. Послушайте её:

 Тот цветок давно в Россию

Завезён из дальних стран.

      Алый, стройный и красивый,

                                                        Называется…

                              (тюльпан)

Дети: - Тюльпан!

Воспитатель: - Правильно, тюльпан.

 Родиной тюльпана является Голландия. В нашей стране  их тоже очень много. Тюльпан тоже является садовым первоцветом и выглядит очень скромно. На его стебле всегда находится всего лишь одинбутон. Один цветок состоит из шести лепестков и может иметь различный цвет. От середины стебля отходят от двух до шести удлинённых лепестков. Тюльпан в солнечную погоду распускает лепестки своего цветка, а после захода солнца-закрывает. Сажают тюльпаны луковицами, которые могут радовать нас своим цветением минимум шесть лет.

 Тюльпаны используют в косметологии и медицине. Масло тюльпанов лечит высыпания, сердечно-сосудистые заболевания. А лепестки, листья и луковицы цветка считаются съедобными и широко используются в кулинарии.

(приклеиваю тюльпан на садовую полянку)

Воспитатель: - Ну вот, ребята, все цветочки мы с вами успешно расколдовали и наши полянки зацвели. Давайте с вами подведём итог и вспомним все, о чем я вам сегодня рассказала.

ИТОГ НОД:

Воспитатель: - О каких первоцветах вы сегодня услышали?

Дети:- Подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, тюльпан.

Воспитатель:- Какие первоцветы вы ещё знаете?

Дети:- Медуница, крокусы, мимоза, нарцисс и т.д.

Воспитатель:- Где растут подснежник и мать-и-мачеха?

Дети:- В лесу, в оврагах, на полянах, на берегах рек и т.д.

Воспитатель: - Значит они какие?

Дети: - Лесные.

Воспитатель: - А где растут ландыш и тюльпан?

Дети: - В саду.

Воспитатель: - Значит они какие?

Дети: - Садовые.

Воспитатель: - Какие первоцветы занесены в Красную Книгу?

Дети: - Подснежник и ландыш.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Потому, что этих цветов становится всё меньше и меньше.

Воспитатель: - А из-за чего их становится мало?

Дети: - Из-за того, что люди их не берегут и рвут в большом количестве вместе с корнями.

Воспитатель: - Всё верно! Молодцы! Я, надеюсь, что наше занятие сегодня не прошло даром, и вы в будущем будете беречь цветы, и помните, чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем  тоньше будет становиться Красная Книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Конспект занятья во второй младшей группе. Познавательное развитие, знакомство с окружающим миром. Тема: домашние животные

Конспект  занятья во второй младшей группе. Познавательное развитие, знакомство с окружающим миром.Тема: домашние животныеЦель: познакомить детей с домашними животными и их детенышами.Задачи:учит...

Конспект ООД в средней группе Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Конспект ООД в средней группеПознавательное развитие(ознакомление с окружающим миром)на тему:  «Как дикие животные готовятся к зиме»...

Организованная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие Ознакомление с окружающим и предметным миром Тема: «Мир комнатных растений»

Цель: Расширить знания детей о комнатном растении (фиалке) и уходе за ней.Задачи:• Рассказать о строении цветка (корень, листья, бутон).• Закрепить знания о способах ухода за...

Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"

Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....