НОД "Первоцветы" для детей средней группы. Познавательное развитие. Раздел "Ребенок и окружающий мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Расширение и углубление представления детей о первоцветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Первоцветы" | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32
Кировского района Санкт – Петербурга
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(РАЗДЕЛ «РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
«ПЕРВОЦВЕТЫ»
для детей средней группы
Воспитатель:
Шамкина
Надежда Евгеньевна
1 кв. категория
Санкт – Петербург
2018 год
Цель:расширять и углублять представления детей о первоцветах.
Задачи:
1. формировать экологические представления детей об окружающем мире;
2.развивать познавательную активность, любознательность;
3. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;
4.воспитывать позитивное отношение к окружающему миру (к природе, лесу, растениям).
Предварительная работа:
Чтение стихов о первоцветах, разучивание физкультминутки и пальчиковых гимнастик по теме, проведение дидактических игр по теме, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сезонные изменения в природе», «Сберегите первоцветы», «Что нужно растениям для роста?», «Садовые и луговые первоцветы» и т.д.
Оборудование:
Две распечатанные картины с изображением весеннего леса и сада, карточки с загадками и изображением первоцветов и полным описанием, два картонных солнышка (радостное и грустное) на двустороннем скотче, аудиозапись с музыкой А.Гречанинова «Первоцветы», картонные цветы-первоцветы на двустороннем скотче (мать-и-мачеха, ландыш, подснежник, тюльпан) в количестве по 2 штуки.
ХОД НОД:
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку.
До чего ж хорош денёк
Веет лёгкий ветерок,
Солнца тёплого лучи
Так приятно горячи!
Светит солнышко в окошко,
И капелям не до сна,
Снег растаял на дорожках.
Значит, к нам идёт… (весна)
Дети:- Весна.
Воспитатель: - Весна-замечательное время года, природа просыпается от зимнего сна, что же ещё происходит весной в природе?
Дети: - Солнышко светит ярче, тает снег, текут ручьи, из тёплых стран возвращаются птицы, распускаются листья на деревьях и расцветают цветы.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста, мелодию и ответьте, чего же не хватает на наших полянках?
(Дети слушают музыку А.Гречанинова «Первоцвет»)
Воспитатель: - Скажите, как вы думаете, о чём эта мелодия?
Дети: - О весне! О цветах!
Воспитатель: - Верно, полянки выглядят уныло и скучно без цветов. Это зима не хотела уходить и уступать место весне и поэтому заколдовала все весенние цветы.
Я предлагаю для начала развеселить наше солнышко, давайте сделаем весеннюю гимнастику, и солнышко обязательно улыбнётся нам в ответ:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В лес весенний мы шагаем
(шагаем на месте)
Ноги выше поднимаем.
(стараемся ноги поднять ещё выше)
Топают ножки по прямой дорожке
(топаем быстро-быстро на месте)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки
(шагаем тихо, аккуратно)
Друг за дружкой побежим
(бежим на носочках по кругу)
В лес весенний прибежим.
(бежим на носочках на свои места)
Воспитатель: - Ну вот, смотрите, солнышко засияло ярче, и весь снег тут же растаял, побежали весенние ручейки, появилась из-под снега земля, первая травка и начали зацветать первые цветочки. Какие вы знаете первоцветы?
Дети: - Тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха, ландыши, медуница, подснежники и т.д.
Воспитатель:- Давайте вместе с солнышком будем расколдовывать наши цветочки-первоцветы, которые зима заколдовала. Послушайте первую загадку:
Ручьями очищаются и хвоя, и валежник
И первым появляется в проталине …
(подснежник)
Дети: - Подснежник!
Воспитатель: - Правильно, подснежник. А почему же он так называется?
Дети: - Потому, что он растёт из-под снега.
Воспитатель: - Да, совершенно верно! Подснежник удивительный цветок, который вначале весны появляется из-под снега в лесу и является лесным первоцветом. Не страшна подснежнику стужа. Он может выдержать даже мороз в 10 градусов. У подснежника имеется два узких листочка возле короткого стебелька и цветочки либо голубого, либо белого цвета, плавно свисающих к земле, напоминая молочную капельку.
Подснежник занесён в Красную Книгу, т.к. часто люди рвут их большими букетами, не жалея. Выдёргивают их вместе с луковичками, что ни в коем случае делать нельзя! Поэтому подснежники начинают исчезать, и мы не должны это допустить.
(приклеивает подснежники на лесную полянку)
Воспитатель: - Следующая загадка:
Смотрит солнышко-росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый
Жёлтый, маленький цветок.
(мать-и-мачеха)
Дети: - Мать-и-мачеха.
Воспитатель: - Мать-и-мачеху на самом деле узнать довольно легко. Это растение тоже является первоцветом. Появляются они на проталинках, около дорог, по берегам рек, а так же на обрывах и лугах. Если ожидаются морозы и холода, цветки немедленно прячутся внутрь пушистого воротника, который может сохранить нежнейшие лепестки от стужи. Поэтому, в народе, благодаря такому свойству, по мать-и-мачехе можно предсказывать погоду.
Удивительно, что цветки этого растения появляются раньше листочков. Только после того, как лепестки разлетятся «парашютиками», т.е. превратятся в одуванчик, мать-и-мачеха покрывается листвой.
Ещё основной особенностью мать-и-мачехи является строение ее листочков. Их нижняя часть покрыта нежными, тёплыми волосками, а верхняя часть-более жёсткими и холодными на ощупь. Именно поэтому мать-и-мачеха получила своё название. Ведь нежные волоски похожи на прикосновение мамы, а жёсткие сравнимы с руками мачехи.
Мать-и-мачеха является лесным, полевым растением и имеет массу лекарственных свойств. Лечит от кашля, недуг сердца, почки и устраняет воспалительные процессы.
(приклеивает мать-и-мачеху на лесную полянку)
Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:
Под забором, у калитки,
Полюбуйся, не дыши:
Словно бусинки на нитке,
Беленькие…
(ландыши)
Дети: - Правильно! Молодцы! Ландыши.
Воспитатель: - Ландыш растёт на полянках и опушках, но чаще встречается в садах, как декоративный первоцвет. Очень любят ландыши влагу. Корень у него мелкий, но его настолько много, что растения произрастают кустом. Стебель у ландыша практически без листьев, Листья произрастают как бы отдельно от одного до трёх. Листья широкие, а цветки маленькие белые, собраны в одностороннюю кисть, издающие приятный запах. Цветут они в конце мая. И они так же, как и подснежники занесены в Красную Книгу. Ландыш используют в парфюмерии и медицине.
(приклеиваю ландыши на садовую полянку)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня осталась последняя загадка. Послушайте её:
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется…
(тюльпан)
Дети: - Тюльпан!
Воспитатель: - Правильно, тюльпан.
Родиной тюльпана является Голландия. В нашей стране их тоже очень много. Тюльпан тоже является садовым первоцветом и выглядит очень скромно. На его стебле всегда находится всего лишь одинбутон. Один цветок состоит из шести лепестков и может иметь различный цвет. От середины стебля отходят от двух до шести удлинённых лепестков. Тюльпан в солнечную погоду распускает лепестки своего цветка, а после захода солнца-закрывает. Сажают тюльпаны луковицами, которые могут радовать нас своим цветением минимум шесть лет.
Тюльпаны используют в косметологии и медицине. Масло тюльпанов лечит высыпания, сердечно-сосудистые заболевания. А лепестки, листья и луковицы цветка считаются съедобными и широко используются в кулинарии.
(приклеиваю тюльпан на садовую полянку)
Воспитатель: - Ну вот, ребята, все цветочки мы с вами успешно расколдовали и наши полянки зацвели. Давайте с вами подведём итог и вспомним все, о чем я вам сегодня рассказала.
ИТОГ НОД:
Воспитатель: - О каких первоцветах вы сегодня услышали?
Дети:- Подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, тюльпан.
Воспитатель:- Какие первоцветы вы ещё знаете?
Дети:- Медуница, крокусы, мимоза, нарцисс и т.д.
Воспитатель:- Где растут подснежник и мать-и-мачеха?
Дети:- В лесу, в оврагах, на полянах, на берегах рек и т.д.
Воспитатель: - Значит они какие?
Дети: - Лесные.
Воспитатель: - А где растут ландыш и тюльпан?
Дети: - В саду.
Воспитатель: - Значит они какие?
Дети: - Садовые.
Воспитатель: - Какие первоцветы занесены в Красную Книгу?
Дети: - Подснежник и ландыш.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому, что этих цветов становится всё меньше и меньше.
Воспитатель: - А из-за чего их становится мало?
Дети: - Из-за того, что люди их не берегут и рвут в большом количестве вместе с корнями.
Воспитатель: - Всё верно! Молодцы! Я, надеюсь, что наше занятие сегодня не прошло даром, и вы в будущем будете беречь цветы, и помните, чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем тоньше будет становиться Красная Книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Конспект занятья во второй младшей группе. Познавательное развитие, знакомство с окружающим миром. Тема: домашние животные
Конспект занятья во второй младшей группе. Познавательное развитие, знакомство с окружающим миром.Тема: домашние животныеЦель: познакомить детей с домашними животными и их детенышами.Задачи:учит...
Конспект ООД в средней группе Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»
Развитие у дошкольников интереса к объектам природы....
Перспективное планирование во 2 младшей группе Познавательное развитие ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ...
Конспект ООД в средней группе Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»
Конспект ООД в средней группеПознавательное развитие(ознакомление с окружающим миром)на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»...
Организованная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие Ознакомление с окружающим и предметным миром Тема: «Мир комнатных растений»
Цель: Расширить знания детей о комнатном растении (фиалке) и уходе за ней.Задачи:• Рассказать о строении цветка (корень, листья, бутон).• Закрепить знания о способах ухода за...
Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"
Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....