"Организация центров познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
консультация по окружающему миру на тему

Дети дошкольного возраста - маленькие исследователи, любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

 2) место для приборов;

 3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

 3) место для проведения опытов;

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени).

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

 - семена бобов, фасоли, гороха.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделенные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

        

        

        

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

 2) место для приборов;

 3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

 3) место для проведения опытов;

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

 - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - семена бобов, фасоли, гороха;

 - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделенные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 - карточки-схемы проведения экспериментов (зарисовка опыта).

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

 2) место для приборов;

 3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

 3) место для проведения опытов;

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 - серии картин с изображением природных сообществ;

 - книги познавательного характера, атласы;

 - тематические альбомы;

 - коллекции;

 - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные",  "Изделия из камня").

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";

 - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

 - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

 - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

 - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

 - сито, воронки;

 - половинки мыльниц, формы для льда;

 -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

 - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

 - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

 - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

 -  персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Оценочный лист экологических уголков

Параметры оценки

1 младшая

2 младшая

средняя

подготовит.

книги познавательного характера, атласы

*

*

*

тематические альбомы

*

*

*

*

наборы игрушек для игр с водой

*

*

*

коллекции

*

*

*

мини-музей

*

*

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

*

*

серии картин с изображением природных сообществ

*

природный материал

*

*

*

*

бросовый материал

*

*

*

*

технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора…)

*

разные виды бумаги

*

красители: пищевые и непищевые

*

*

*

*

приборы и приспособления (пипетки, мерные ложки, «ящик ощущений», зеркала, формы для льда, «киндер-сюрпризы» с различным наполнением…)

*

*

*

*

приборы-помощники (песочные часы, лупы, воронки…)

*

некоторые пищевые продукты (соль, мука, сахар…)

*

*

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

*

*

*

*

правила работы с материалами

*

*

*

карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

*

персонаж «Почемучка»

*

*

*

Оценка от 0 до 5

ИТОГО (средний балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объек...

Презентация "Центр познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация по познавательно-исследовательской деятельности. В презентации представлена работа с детьми подготовительной группы, цели и задачи, оснащение центра, опытно-экспериментальная деятельность ...

Организация самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в познавательном центре группы дошкольного учреждения

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической де...

Модель центра познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Примерный перечень центра познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах...

Материалы для оформления центра познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования). Подготовительная группа

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этих материалах вы найдете подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручн...

Организация и содержание центров познавательно-исследовательской деятельности

Презентация по теме "Организация и содержание центров познавательно-исследовательской деятельности"...

Памятка для воспитателей. «Организация центра познавательно-исследовательской деятельности» для детей 4-5 лет среднего возраста.

Памятка для воспитателей. "Организация центра познавательно-исследовательской деятельности" для детей 4-5 лет среднего возраста...