"Организация центров познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
консультация по окружающему миру на тему
Дети дошкольного возраста - маленькие исследователи, любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательские центры в ДОУ | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени). | - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами; - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки; - семена бобов, фасоли, гороха. | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) | - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - семена бобов, фасоли, гороха; - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука); - простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами; - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (зарисовка опыта). |
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции; - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня"). | - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; - сито, воронки; - половинки мыльниц, формы для льда; -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. | - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
Оценочный лист экологических уголков
Параметры оценки | 1 младшая | 2 младшая | средняя | подготовит. |
книги познавательного характера, атласы | * | * | * | |
тематические альбомы | * | * | * | * |
наборы игрушек для игр с водой | * | * | * | |
коллекции | * | * | * | |
мини-музей | * | * | ||
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов | * | * | ||
серии картин с изображением природных сообществ | * | |||
природный материал | * | * | * | * |
бросовый материал | * | * | * | * |
технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора…) | * | |||
разные виды бумаги | * | |||
красители: пищевые и непищевые | * | * | * | * |
приборы и приспособления (пипетки, мерные ложки, «ящик ощущений», зеркала, формы для льда, «киндер-сюрпризы» с различным наполнением…) | * | * | * | * |
приборы-помощники (песочные часы, лупы, воронки…) | * | |||
некоторые пищевые продукты (соль, мука, сахар…) | * | * | ||
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки | * | * | * | * |
правила работы с материалами | * | * | * | |
карточки-подсказки «Что можно, что нельзя» | * | |||
персонаж «Почемучка» | * | * | * | |
Оценка от 0 до 5 | ||||
ИТОГО (средний балл) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центр познавательно-исследовательской деятельности
Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объек...
Презентация "Центр познавательно-исследовательской деятельности"
Презентация по познавательно-исследовательской деятельности. В презентации представлена работа с детьми подготовительной группы, цели и задачи, оснащение центра, опытно-экспериментальная деятельность ...
Организация самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в познавательном центре группы дошкольного учреждения
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической де...
Модель центра познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Примерный перечень центра познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах...
Материалы для оформления центра познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования). Подготовительная группа
Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этих материалах вы найдете подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручн...
Организация и содержание центров познавательно-исследовательской деятельности
Презентация по теме "Организация и содержание центров познавательно-исследовательской деятельности"...
Памятка для воспитателей. «Организация центра познавательно-исследовательской деятельности» для детей 4-5 лет среднего возраста.
Памятка для воспитателей. "Организация центра познавательно-исследовательской деятельности" для детей 4-5 лет среднего возраста...