Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД
По ознакомлению с окружающей средой
(образовательная область «Познание»)
в подготовительной к школе группе
Тема: «Наши друзья - птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад №83 «Фея ».
Конспект НОД
По ознакомлению с окружающей средой
(образовательная область «Познание»)
в подготовительной к школе группе № 11.
Тема: «Наши друзья - птицы».
Подготовила воспитатель:
Симонова Полина Дмитриевна.
Г. Набережные Челны
2013
Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщить знания о птицах.
Программные задачи:
1)Развивать умение сравнивать водоплавающих птиц, особенности внешнего вида и поведения.
2)Объяснить, как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь птиц.
3)Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, желание помочь птицам выжить.
Предварительная работа: Рассматривание Красной книги. Чтение «Серая Шейка» автор: Мамин-Сибиряк. Чтение сказки «Гадкий утенок» автор: Г. Х. Андерсен.
Словарная работа: оседлые, перелетные и водоплавающие птицы, ласты, копчиковая железа, ученые – орнитологи.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением птиц и их образа жизни, схематичные рисунки, таз.
Раздаточный материал: Пуховые птичьи перья, вазочки с жидким маслом.
Ход НОД:
Педагог: «Дорогие друзья! Сегодняшнее наше занятие посвящено природе. Ведь природа – это богатство человечества. Ее необходимо беречь, как жизнь человека.
Разве мы можем представить жизнь без лесов, полей, лугов, без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку! Люди издавна наблюдали за полетом птиц и мечтали подняться в воздух. Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, любимых зовут ласково журавушка, лебедушка, детей нежно называют чижиками, воробушками. Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.
Ребята давайте поиграем в игру. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто, то другой, - хлопните в ладоши.
1)Прилетели птицы
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Дети: Мухи – это не птицы, а насекомые.
2) Прилетели птицы
Голуби, куницы…
(дети хлопают)
Дети: куница - это животное.
3) Прилетели птицы
Голуби, синицы
Чибисы, чижи
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают)
Дети: комары - это насекомые.
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Чибисы, чижи
Галки и стрижи
Комары, кукушки
Даже сплюшки
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Педагог: Вот мы и вспомнили некоторые виды птиц, а каких птиц знаете?»
Дети: «воробей, галка, ворона и т.д.»
Педагог: Правильно, это оседлые птицы. Как вы думаете почему этих птиц называют оседлыми?
Дети высказывают предположения, педагог отмечает наиболее правильные ответы.
Педагог: Оседлые - это те птицы, которые зимуют рядом с людьми. А перелетные птицы в ноябре улетели в теплые края.… А вот снегири, синицы, щеглы наоборот прилетают в город, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «Синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает.
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки про птиц, а вы будьте внимательны и постарайтесь угадать:
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: синица
Педагог: Пусть я птичка — невеличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Дети: снегирь
Педагог:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится -
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!»
Дети: воробей
Педагог:
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее…
Дети: ворона
Педагог:
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?
Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет?
Дети: дятел
Педагог:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку
Спотыкалочку.
Дети: утка
Педагог: Ребята, а вы знаете, что птицы не только летают, но также некоторые из них умеют плавать. Как называют таких птиц?
Дети: водоплавающие.
Педагог: Правильно, таких птиц называют водоплавающими. А знаете ли вы чем отличаются водоплавающие птицы от обычных?
Дети: Они добывают пищу и живут рядом с водой.
Педагог: Верно, водоплавающие ведут водный образ жизни. К водным относятся лишь те птицы, которые умеют держаться на поверхности воды. Живя в воде, они приспособились, и у них появились отличительные черты. Прежде всего это «ласты»: кожная перепонка, натянутая между пальцами. Далее — весьма плотное оперение. Так как одно только перо не защищает от воды, у водоплавающих птиц развита копчиковая железа. Она есть у большинства птиц и выделяемый ей жир служит для ухода за перьями. Для водоплавающих птиц этот орган имеет особое значение, благодаря нему птицы держатся на воде.
На воде.
Цель эксперимента: помочь детям понять, для чего водоплавающим птицам нужны ласты.
Для проведения эксперимента понадобится: таз с водой.
Педагог: Ребята, давайте мы убедимся, почему у водоплавающих птиц именно ласты, а не лапки.
Педагог предлагает детям, по очереди подходить к тазу и провести по воде рукой сначала растопырив пальцы, а потом крепко сжав их. Спрашивает как им было удобнее отталкиваться, объясняет, что именно для того чтобы быстро плавать птицам и нужны ласты.
Педагог: Ребята вы наверное устали, давайте проведем физминутку.»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Педагог: Замечательно, размялись, отдохнули. Ребята я приготовила схемы, с их помощью вы вспомните особенности водоплавающих птиц. Кто хочет ответить? Вова нам сейчас покажет эти особенности».
Вова подходит к доске и показывает схемы: «У водоплавающих птиц ласты, с их помощью они плавают, птицы высиживают яйца, на них оперенье, они живут на воде».
Педагог: Хорошо, но у тебя осталась еще одна схема. Ты считаешь, что она не подходит к водоплавающей птице?
Вова: На схеме изображены лапки птицы, если у водоплавающей птицы будут такие лапки, она не сможет плыть.
Педагог: Кто считает по-другому? Все согласны с Вовой? (дети соглашаются с Вовой). Правильно, Вова, молодец! Садись на место.
Педагог: Ребята, посмотрите на эту схему (показываю схему с изображением стаи птиц)как вы думаете, чем еще похожи водоплавающие птицы?»
Дети: Зимой они собираются в стаи и улетают в теплые края. Это перелетные птицы.
Педагог: А как вы думаете, что заставляет перелетных птиц улетать в теплые края?
Дети: Им нечего есть.
Педагог: Но ведь мы знаем, что они питаются мелкой рыбкой, а ведь рыба зимой продолжает плавать в водоемах. Почему же птицы улетают?
Дети: Реки, озера замерзают, покрываются толстым льдом. И птицы не могут нырнуть и поймать рыбку. Им нечего есть, и поэтому они улетают в теплые края.
Педагог: Значит, сейчас, в ноябре, когда уже все реки и озера замерзли, мы не увидим водоплавающих птиц? Тогда объясните мне такую ситуацию. Я вчера гуляла в парке, где есть маленький пруд. Иду и вдруг вижу: по льду и даже по дорожкам расхаживают утки. Увидели меня, подошли поближе, как будто чего - то ждут. Как вы думаете, чего они ждали?
Дети: Они ждали, что вы их покормите.
Педагог: Значит, не все водоплавающие птицы улетают на юг. Утки, которые живут в городе рядом с людьми, остаются зимовать. Они надеются на то, что люди не дадут умереть им с голоду. А какие еще птицы живут с нами по соседству зимой?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, снегири.
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами проведем эксперимент и увидим, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц.
Птицы и нефть.
Цель эксперимента – помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Для проведения эксперимента понадобится: пуховые птичьи перья и жидкое масло (растительное).
Педагог: Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх.
Педагог обращает внимание детей на то, как перо быстро, «камнем» падает вниз. Объясняет детям, что перья позволяют птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гага) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становиться легкой добычей хищника.
Педагог: Ребята вот как много интересного мы узнали о птицах. Изучают жизнь птиц ученые – орнитологи.
Итак, ребята подведем итог, что же мы сегодня узнали нового о птицах?
Женя: Мы узнали, что водоплавающие птицы держаться на воде благодаря копчиковой железе, чем они похожи и чем отличаются от других птиц.
Алина: Я узнала, что птиц зимующих вместе с нами называют оседлыми.
Оля: Птицы нуждаются в нашей помощи, я теперь обязательно буду их подкармливать!
Педагог: Молодец, ты послужишь примером для других детей.
Петя: И то, как именно загрязнение водоемов влияет на птиц.
Педагог: Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы и показали сегодня свои знания. Я очень рада что вы так много знаете о птицах, а сегодня узнали еще больше! Наша с вами задача – помочь птицам пережить зиму, чтобы весной они могли снова свить свои гнездышки и вывести птенцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».
Программное содержание. Образовательные задачи:• обобщать знания детей об электричестве;• рас...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группеЕлена Данилова Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготови...
Непосредственно-образовательная деятельность образовательная область «Познание» для подготовительной к школе группе Тема: «Часы мира и добра».
Тема: «Часы мира и добра».Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств детей подготовительной к школе группе, развитие интереса к истории и культуре России, помнить героя войны свое...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область "Речевое развитие" Подготовительная к школе группа Тема НОД: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»» Тема недели: «Наши защитники»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»» Тема недели: «Наши защитники»...
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»...
Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России
Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России. Расширение знаний детей о РоссииЗакрепление у детей элементарных пре...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».
Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...