Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Конспект НОД

По ознакомлению с окружающей средой

(образовательная область «Познание»)

в подготовительной к школе группе 

Тема: «Наши друзья - птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №83 «Фея ».

Конспект НОД

По ознакомлению с окружающей средой

(образовательная область «Познание»)

в подготовительной к школе группе № 11.

Тема: «Наши друзья - птицы».

Подготовила воспитатель:

Симонова Полина Дмитриевна.

Г. Набережные Челны

2013

Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщить знания о птицах. 

Программные задачи:

1)Развивать умение сравнивать водоплавающих птиц, особенности внешнего вида и поведения.

2)Объяснить, как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь птиц.

3)Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, желание помочь птицам выжить.

Предварительная работа: Рассматривание Красной книги. Чтение «Серая Шейка» автор: Мамин-Сибиряк. Чтение сказки «Гадкий утенок» автор: Г. Х. Андерсен.

Словарная работа: оседлые, перелетные и водоплавающие птицы, ласты, копчиковая железа, ученые – орнитологи.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением птиц и их образа жизни, схематичные рисунки, таз.

Раздаточный материал: Пуховые птичьи перья, вазочки с жидким маслом.

Ход НОД:

Педагог: «Дорогие друзья! Сегодняшнее наше занятие посвящено природе. Ведь природа – это богатство человечества. Ее необходимо беречь, как жизнь человека.

Разве мы можем представить жизнь без лесов, полей, лугов, без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку! Люди издавна наблюдали за полетом птиц и мечтали подняться в воздух. Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, любимых зовут ласково журавушка, лебедушка, детей нежно называют чижиками, воробушками. Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.

Ребята давайте поиграем в игру. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто, то другой, - хлопните в ладоши.

1)Прилетели птицы

Голуби, синицы

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Дети: Мухи – это не птицы, а насекомые.

2) Прилетели птицы

Голуби, куницы…

(дети хлопают)

Дети: куница - это животное.

3) Прилетели птицы

Голуби, синицы

Чибисы, чижи

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают)

Дети: комары - это насекомые.

Прилетели птицы

Голуби, синицы

Чибисы, чижи

Галки и стрижи

Комары, кукушки

Даже сплюшки

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Педагог: Вот мы и вспомнили некоторые виды птиц, а каких птиц знаете?»

Дети: «воробей, галка, ворона и т.д.»

Педагог: Правильно, это оседлые птицы. Как вы думаете почему этих птиц называют оседлыми?

Дети высказывают предположения, педагог отмечает наиболее правильные ответы.

Педагог: Оседлые - это те птицы, которые зимуют рядом с людьми. А перелетные птицы в ноябре улетели в теплые края.… А вот снегири, синицы, щеглы наоборот прилетают в город, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «Синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки про птиц, а вы будьте внимательны и постарайтесь угадать:

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: синица

Педагог: Пусть я птичка — невеличка,

У меня, друзья, привычка —

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Дети: снегирь

Педагог:

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится -

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!»

Дети: воробей

Педагог:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее…

Дети: ворона

Педагог:

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

Дети: дятел

Педагог:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит в вразвалочку

Спотыкалочку.

Дети: утка

Педагог: Ребята, а вы знаете, что птицы не только летают, но также некоторые из них умеют плавать. Как называют таких птиц?

Дети: водоплавающие.

Педагог: Правильно, таких птиц называют водоплавающими. А знаете ли вы чем отличаются водоплавающие птицы от обычных?

Дети: Они добывают пищу и живут рядом с водой.

Педагог: Верно, водоплавающие ведут водный образ жизни. К водным относятся лишь те птицы, которые умеют держаться на поверхности воды. Живя в воде, они приспособились, и у них появились отличительные черты. Прежде всего это «ласты»: кожная перепонка, натянутая между пальцами. Далее — весьма плотное оперение. Так как одно только перо не защищает от воды, у водоплавающих птиц развита копчиковая железа. Она есть у большинства птиц и выделяемый ей жир служит для ухода за перьями. Для водоплавающих птиц этот орган имеет особое значение, благодаря нему птицы держатся на воде.

На воде.

Цель эксперимента: помочь детям понять, для чего водоплавающим птицам нужны ласты.

Для проведения эксперимента понадобится: таз с водой.

Педагог: Ребята, давайте мы убедимся, почему у водоплавающих птиц именно ласты, а не лапки.

Педагог предлагает детям, по очереди подходить к тазу и провести по воде рукой сначала растопырив пальцы, а потом крепко сжав их. Спрашивает как им было удобнее отталкиваться, объясняет, что именно для того чтобы быстро плавать птицам и нужны ласты.

Педагог: Ребята вы наверное устали, давайте проведем физминутку

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Педагог: Замечательно, размялись, отдохнули. Ребята я приготовила схемы, с их помощью вы вспомните особенности водоплавающих птиц. Кто хочет ответить? Вова нам сейчас покажет эти особенности».

Вова подходит к доске и показывает схемы: «У водоплавающих птиц ласты, с их помощью они плавают, птицы высиживают яйца, на них оперенье, они живут на воде».

Педагог: Хорошо, но у тебя осталась еще одна схема. Ты считаешь, что она не подходит к водоплавающей птице?

Вова: На схеме изображены лапки птицы, если у водоплавающей птицы будут такие лапки, она не сможет плыть.

Педагог: Кто считает по-другому? Все согласны с Вовой? (дети соглашаются с Вовой). Правильно, Вова, молодец! Садись на место.

Педагог: Ребята, посмотрите на эту схему (показываю схему с изображением стаи птиц)как вы думаете, чем еще похожи водоплавающие птицы?»

Дети: Зимой они собираются в стаи и улетают в теплые края. Это перелетные птицы.

Педагог: А как вы думаете, что заставляет перелетных птиц улетать в теплые края?

Дети: Им нечего есть.

Педагог: Но ведь мы знаем, что они питаются мелкой рыбкой, а ведь рыба зимой продолжает плавать в водоемах. Почему же птицы улетают?

Дети: Реки, озера замерзают, покрываются толстым льдом. И птицы не могут нырнуть и поймать рыбку. Им нечего есть, и поэтому они улетают в теплые края.

Педагог: Значит, сейчас, в ноябре, когда уже все реки и озера замерзли, мы не увидим водоплавающих птиц? Тогда объясните мне такую ситуацию. Я вчера гуляла в парке, где есть маленький пруд. Иду и вдруг вижу: по льду и даже по дорожкам расхаживают утки. Увидели меня, подошли поближе, как будто чего - то ждут. Как вы думаете, чего они ждали?

Дети: Они ждали, что вы их покормите.

Педагог: Значит, не все водоплавающие птицы улетают на юг. Утки, которые живут в городе рядом с людьми, остаются зимовать. Они надеются на то, что люди не дадут умереть им с голоду. А какие еще птицы живут с нами по соседству зимой?

Дети: Воробьи, синицы, вороны, снегири.

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами проведем эксперимент и увидим, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц.

Птицы и нефть.

Цель эксперимента – помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Для проведения эксперимента понадобится: пуховые птичьи перья и жидкое масло (растительное).

Педагог: Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх.

Педагог обращает внимание детей на то, как перо быстро, «камнем» падает вниз. Объясняет детям, что перья позволяют птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гага) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становиться легкой добычей хищника.

Педагог: Ребята вот как много интересного мы узнали о птицах. Изучают жизнь птиц ученые – орнитологи.

Итак, ребята подведем итог, что же мы сегодня узнали нового о птицах?

Женя: Мы узнали, что водоплавающие птицы держаться на воде благодаря копчиковой железе, чем они похожи и чем отличаются от других птиц.

Алина: Я узнала, что птиц зимующих вместе с нами называют оседлыми.

Оля: Птицы нуждаются в нашей помощи, я теперь обязательно буду их подкармливать!

Педагог: Молодец, ты послужишь примером для других детей.

Петя: И то, как именно загрязнение водоемов влияет на птиц.

Педагог: Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы и показали сегодня свои знания. Я очень рада что вы так много знаете о птицах, а сегодня узнали еще больше! Наша с вами задача – помочь птицам пережить зиму, чтобы весной они могли снова свить свои гнездышки и вывести птенцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».

Программное содержание. Образовательные задачи:•         обобщать знания детей об  электричестве;•         рас...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группеЕлена Данилова Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготови...

Непосредственно-образовательная деятельность образовательная область «Познание» для подготовительной к школе группе Тема: «Часы мира и добра».

Тема: «Часы мира и добра».Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств детей подготовительной к школе группе, развитие интереса к истории и культуре России, помнить героя войны свое...

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»

План-конспект  НОД  по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание»)  в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»...

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России. Расширение знаний детей о РоссииЗакрепление у детей элементарных пре...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...