Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любознательности, умения наблюдать за окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozdukh_i_ego_svoystva.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по природе в старшей логопедической группе.
Тема: «Знакомство с воздухом и его свойствами»
Цель: Дать детям понятие о том, что нас окружает воздух, он везде и во всем. Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, прозрачен, без запаха, плохо проводит тепло, воздух упруг, его можно сжимать, он двигается.
Формировать мыслительную активность, познавательный интерес, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать любознательность, умение наблюдать за окружающим миром.
Методические приёмы: эксперименты с элементами беседы, опыты, объяснения, уточнения, поисковые действия.
Оборудование: глобус или карта, белые халаты, веера, пакеты, кубики, трубочки, стаканы с водой, кусочки кирпича, кусочки земли, поролон, графин с водой, аквариум с водой, сухой стакан, салфетка, пластилин, резиновая перчатка, воздушные шарики по количеству детей, музыка для игры, трубка, картофель, мяч, ватные шарики, вертушки, яркий цветок.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Дети входят в зал. На стене висит карта.
- Как вы думаете, что это такое?
- Чего здесь больше: воды или суши?
- Назовите мне 4 океана? ( Атлантический, Тихий, Индийский, Северный ледовитый)
Кроме 4 – ёх океанов на Земле есть ещё один океан, самый большой из всех океанов и все мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби весь день и ночь «купаются» в этом океане.
Догадались, что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. 4 водяных океана широко – широко разлились по Земле, а 5 – ый – воздушный.
- Над Землей?
- Как вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы он жил?
- Всё верно вы сказали. Многое нужно человеку: пища, вода.
- Как вы думаете, может ли человек обходиться какое – то время без воды и пищи?
- Подумайте, без чего человек не может прожить даже короткое время?
- Сделайте вдох. Задержите дыхание. Что вы чувствуете?
- Правильно, вам трудно дышать. Человек должен дышать постоянно и равномерно, а для этого ему нужен … (воздух)
- Каким воздухом легче дышать: чистым или загрязнённым? Что значит чистый воздух? Загрязненный?
II. Основная часть.
Чтобы узнать о свойствах воздуха, мы отправимся с вами в лабораторию.
- Кто – ни будь из вас, знает, что такое лаборатория?
- Как называют людей, которые работают в лаборатории?
Мы с вами сегодня будем лаборантами. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками. Но прежде чем войти в лабораторию, давайте вспомним правила поведения в ней: без разрешения руками ничего не трогать, быть внимательными и наблюдательными, выполнять добросовестно все опыты.
- Во что одеты люди в лабораториях? (в чистые белые халаты) Почему?
Давайте оденем халаты и пройдем в лабораторию.
Влетает ветерок с загадкой.
Здравствуйте, ребята, Вы догадались, кто я?
Я летаю везде: на улице, в комнате, в лесу, в поле. Для чего вы тут собрались?
- Мы собрались в лаборатории, чтобы провести опыты.
Итак, опыт №1
Для того, чтобы он получился нужно взять веер и помахать им.
- Как вы думаете, что мы почувствуем?
- Давайте проверим?
- Что вы чувствуете? (ветерок)
Это воздух движется.
- Мы его видим? (нет)
- Значит воздух какой? (невидимый, прозрачный)
Чтобы убедиться, что воздух прозрачный мы проделаем с вами опыт №2.
Возьмите пустые пакеты и положите в них кубики.
- Что мы можем сказать о пакетах? (они полные, выпуклые)
- А теперь выложите кубики из пакетов, стряхните их и закрутите концы. Что вы видите?
- Почему пакеты опять выпуклые и полные? (в них воздух)
- Почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый)
Опыт №3.
У меня в руках что? (резиновая перчатка)
Что произойдет если я зажму её? Давайте проверим.
Зажимаю резиновую перчатку. Пальцы наполняются воздухом.
- Как вы думаете, а в воде есть воздух?
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами проделаем опыт №4.
Опустите один конец трубочки в стаканчик, другой возьмите в рот и тихонько подуйте. Что вы видите?
Что это? (воздух)
- Как вы думаете, есть ли воздух в других предметах и вещах?
Чтобы убедиться в этом проделаем опыт №5.
Возьмите кусочек кирпича и бросьте его в воду.
- Что вы видите?
- Откуда взялись пузырьки? (воздух накопился в кирпиче)
Опыт №6.
Возьмите комочек земли и бросьте его в воду. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод?
Опыт №7.
Рассмотрите поролон. Что у него есть? (дырочки)
- Как вы думаете, если мы опустим поролон в воду, что мы увидим?
- Опустите поролон в воду. Что вы видите? (идут пузырьки). О чем это говорит? (из поролона выходит воздух)
Опыт №8.
- Что налито в графин? Как вы думаете, в воде есть воздух? Давайте проверим.
Льем воду из графина в тазик. По краям тазика идут пузырьки. О чем это говорит? (в воде есть воздух)
А сейчас у нас в лаборатории перерыв. Мы с вами можем поиграть. Как вы думаете, с воздухом можно играть? (показываю детям два шарика один – пустой, второй – надутый). Как вы думаете, что в надутом шарике? С помощью чего можно надуть шары?
Сейчас мы поиграем в игру «Кто скорее доведет шарик до стола» (под музыку)
(показываю мяч)
- Как вы думаете, что находится внутри мяча? Его можно сжимать и отпускать. О чем это говорит? (что воздух можно сжимать)
Игра «Кто скорее доведёт мяч до стены» (отбивая мяч от пола)
А теперь, ребята, давайте вернёмся в лабораторию. Так как я главный лаборант, то этот опыт я сделаю сама.
Опыт №9.
- Скажите, если в воду что – нибудь опустить, каким оно становится? (мокрым)
- У меня есть стакан. Какой он? (сухой). Ко дну я прикреплю цветок, какой он? (сухой). Переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Он идёт с трудом. Теперь стакан вытаскиваю. Как вы думаете, Какой стакан внутри? А цветок? Давайте проверим? Почему они остались сухими? Что помешало воде войти в стакан?
- А теперь давайте убедимся, что в стакане воздух. Я его опущу ещё раз и боком вытащу. Что вы видите? Откуда пузырьки?
Мы с вами убедились, что воздух окружает нас везде. Он невидимка, потому что мы его не видим.
Ветерок: А можно опыт №10 я проведу сам?
Я летал, шалил, и загнал в эту трубочку кусочек картофеля. Как вы думаете, его можно достать?
- Каким образом?
Ветерок сильно дует, и картофель выскакивает из трубочки.
- О чем говорит этот опыт? (воздух обладает упругостью)
- Как вы думаете, почему мы легко одеты? (нас окружает тёплый воздух)
- Сейчас я открою окно, что вы почувствуете? Давайте проверим.
Открываю окно, входит холодный воздух. Холодный воздух тяжелее тёплого, он движется быстрее.
Зимой воздух какой? А летом? Почему? (воздух может нагреваться)
- Ребята, почему занавеска начала двигаться? Кто её двигает? (ветерок).
Как вы думаете, что такое ветер?
Ветерок: Я знаю, я знаю, можно я расскажу, как образовывается ветер? (рассказ)
Опыт №11. Проводит ветерок.
Что произойдёт с ватными шариками, если мы на них подуем? Давайте проверим.
Возьмите ватные шарики за верёвочки и тихонько подуйте на них. Что случилось с шариками? А теперь подуйте сильнее. Что произошло с шариками? Когда они сильнее отскакивали: когда дули слабо или сильнее?
Опыт №12. Ветряная мельница.
А теперь посмотрите на эту игрушку. Как она называется? Если на неё дуть, что с ней произойдёт? Проверяем.
Ветерок: Я могу двигать и другие предметы. Вспомните, что может двигать ветер? (качаются деревья, волны на море, пыль на дороге, бумажный змей летит, и т.д.)
Послушайте, как красиво о ветре сказал А. С. Пушкин.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Ты гуляешь на просторе…»
Итог: Вам понравилось в лаборатории? Что нового вы узнали о воздухе? Какой опыт вам больше всего понравился? О чём бы вы хотели рассказать дома?
Наш рабочий день закончился. Спасибо за работу. Можно вместе с ветерком выйти на улицу и поиграть с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития
«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу и закрепить правило светофора....
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды во второй младшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности ...
Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.
Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.
Цель: вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Задачи:1. Дать элементарные представления:- о качествах предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;- о свойствах пре...
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»Цель: ознакомление детей со свойствами воды;Задачи:• Обучающие: формировать у детей...
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды "Мы - волшебники"
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды "Мы - волшебники"...