"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Яковлева Жанна Владимировна

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева Ж.В.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: экспериментирование.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА : подготовительная.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:    « Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое,

газообразное). Как сохранить воду чистой.»

ОБРЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Формирование у детей элементарных знаний о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное. На опытах доказать свойства воды.
  2. Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Развитие наблюдательности за преобразованием воды в пар.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Формирование позитивного контакта друг с другом, со взрослым, с природой.
  2. Формирование   у   детей   осознанно-правильного   отношения   к объектам неживой природы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :

Словесные: беседа, рассказ, вопросы проблемно-поискового характера Наглядные: модель «Круговорот воды в природе» Практические: экспериментирование, опыт.

МАТЕРИ АЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

  • Халаты
  • Глобус
  • Две емкости для воды (на каждого ребенка)
  • Ложки
  • Баночки с солью (5 штук)
  • Воронка (на каждого ребенка)
  • Вата    
  • Спички
  • Блюдце металлическое
  • Оргстекло
  • Картина «Кругооборот воды в природе»
  • Детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки
  • Картины «Сбережем воду»
  • Лист бумаги А4)
  • Цветные карандаши.
  • Контейнер для мусора.
  • Салфетки     для фильтров
  • Песок речной (5 баночек)
  • Спиртовка

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Беседы о воде (вода бывает пресная и соленая)
  • Как беречь водоемы, не загрязнять их.
  • Опыты в группе: имеет ли вода цвет, запах, форму; испарение воды.
  • Домашнее задание - провести в домашних условиях вместе с родителями опыты: переход воды в газообразное состояние, в твердое состояние.

  1. Намочить два носовых платка. Один повесить в теплое место, другой в холодное. Где быстрее высохнет платок?
  2. Налить воды в емкость и заморозить.

-        Каждый опыт должен быть зарисован. В группе ребенок рассказывает последовательность проведения опыта и делает выводы.


Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

Предлагаем детям рассмотреть глобус:

  • Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)
  • Зеленый? (леса, равнины)
  • Белый? (снега и ледники)
  • Голубой и синий? (моря и озера)
  • Большая часть на глобусе помечена синим цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.

Предлагаем послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка). Прослушивание сказки «Вода и жизнь» (см. приложение).

  • Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам...)
  • Каждому живому организму нужна вода.
  • Что такое вода? (жидкость)
  • Чтобы доказать, что вода действительно жидкость, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем исследовать воду, проводить эксперименты и делать выводы (надеваем халаты и идем в лабораторию).

2. Экспериментирование:

-        Итак, вы сказали, что вода - это жидкость. Как можно это доказать?

Опыт №1:

Переливаем воду из одной емкости в другую.

Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.

  • В каком еще состоянии вода может находиться ? (в твердом и газообразном)
  • Как превратить воду в твердое состояние?
  • Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.
  • Как вода превращается в газообразное состояние?
  • Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам, (обобщить ответы детей и сделать вывод)
  • А сейчас я вам предлагаю проделать вот какой опыт.

Опыт №2:

Насыплем в один стакан немного соли.

-Что происходит? (соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли.

  • Что происходит? (вода стала мутной, но песок не растворился).
  • Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.

  • Какую воду человек может употреблять в пищу? (чистую)
  • Откуда к нам в кран поступает вода? (из рек, морей)
  • Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (через фильтры)
  • Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы, которые идут по разным квартирам, где живут люди.
  • Мы может провести третий опыт в нашей лаборатории по очистке мутной воды.

Опыт №3:

Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.

  • Что происходит? (вода очищается)
  • Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)

Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.

  • Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
  • Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
  • Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.
  • Я вам покажу, как происходит кипение воды.

Опыт №4:

Кипение воды под спиртовкой.

-        Что происходит?

Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит)

  • Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)
  • Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.
  • Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет)
  • Почему? (ответы детей)

Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы-картинки.

-        Это происходит в природе. Чтобы вам было понятнее, я попробую показать кругооборот воды прямо здесь.

Опыт №5:

Спиртовка, тарелочка с водой (металлическая), оргстекло.

3.Динамическая пауза:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Собрать круговорот воды. На ковре: гимнастика с маленькими человечками в воде.

4. Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?»

  • Не смотря на то, что вода на Земле много, все-таки ее надо беречь.
  • Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе (картинки перевернуты). Постарайтесь по картине рассказать об охране воды в природе.

5.Подведение итогов:

-        Вернемся в лабораторию и, как настоящие лаборанты и исследователи, зафиксируем (зарисуем) те опыты, которые мы сегодня проделали.

Вспомним их:

  1. Вода - жидкость. (Что такое вода?)
  2. Вода растворяет вещества, но не все.
  3. Мутную воду можно очистить.
  4. Воду можно довести до кипения.
  5. Круговорот воды.

-        Каждый из вас зарисовывает опыты по желанию.


 

ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:

1.Продолжать проводить эксперименты с водой:

  • Вода расширяется при нагревании.
  • Вода сжимается при охлаждении.

2. Проведение опытов: воздух, почва, камни.

ВОДА

Рассказ  «ВОДА И ЖИЗНЬ»

Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.

Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.

И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.

И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.

На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.

Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.

(По Ю. Аракчееву.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Сценарий экологической игры для старшей группы детского сада "Сохраним воду чистой"

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей -- это огромный потенциал их всесто...

Беседа с детьми: "Как сохранить воду чистой".

Беседа с детьми                   «Как сохранить воду чистой».-Не загрязняйте воду и берега ручьев и  рек...

Консультация для родителей « Как сохранить воду чистой»

Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или ...

как сохранить воду чистой

стихи и обращение как сохранить воду чистой...

Конструкт "Сохраним воду чистой на планете".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструкт) организации совместной непосрерывной образовательной деятельности с детьми(седьмого года жизни)...

"Как сохранить воду чистой"

       Чем больше мы загрязняем воду, тем менее качественной получаем ее обратно, поскольку очистные сооружения городов не справляются с растущим объемом потребления. Между ...