"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Ж.В.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: экспериментирование.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА : подготовительная.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: « Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое,
газообразное). Как сохранить воду чистой.»
ОБРЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формирование у детей элементарных знаний о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное. На опытах доказать свойства воды.
- Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие наблюдательности за преобразованием воды в пар.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формирование позитивного контакта друг с другом, со взрослым, с природой.
- Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам неживой природы.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :
Словесные: беседа, рассказ, вопросы проблемно-поискового характера Наглядные: модель «Круговорот воды в природе» Практические: экспериментирование, опыт.
МАТЕРИ АЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- Халаты
- Глобус
- Две емкости для воды (на каждого ребенка)
- Ложки
- Баночки с солью (5 штук)
- Воронка (на каждого ребенка)
- Вата
- Спички
- Блюдце металлическое
- Оргстекло
- Картина «Кругооборот воды в природе»
- Детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки
- Картины «Сбережем воду»
- Лист бумаги (Ч А4)
- Цветные карандаши.
- Контейнер для мусора.
- Салфетки для фильтров
- Песок речной (5 баночек)
- Спиртовка
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Беседы о воде (вода бывает пресная и соленая)
- Как беречь водоемы, не загрязнять их.
- Опыты в группе: имеет ли вода цвет, запах, форму; испарение воды.
- Домашнее задание - провести в домашних условиях вместе с родителями опыты: переход воды в газообразное состояние, в твердое состояние.
- Намочить два носовых платка. Один повесить в теплое место, другой в холодное. Где быстрее высохнет платок?
- Налить воды в емкость и заморозить.
- Каждый опыт должен быть зарисован. В группе ребенок рассказывает последовательность проведения опыта и делает выводы.
Ход занятия:
- Вводная беседа.
Предлагаем детям рассмотреть глобус:
- Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)
- Зеленый? (леса, равнины)
- Белый? (снега и ледники)
- Голубой и синий? (моря и озера)
- Большая часть на глобусе помечена синим цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.
Предлагаем послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка). Прослушивание сказки «Вода и жизнь» (см. приложение).
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам...)
- Каждому живому организму нужна вода.
- Что такое вода? (жидкость)
- Чтобы доказать, что вода действительно жидкость, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем исследовать воду, проводить эксперименты и делать выводы (надеваем халаты и идем в лабораторию).
2. Экспериментирование:
- Итак, вы сказали, что вода - это жидкость. Как можно это доказать?
Опыт №1:
Переливаем воду из одной емкости в другую.
Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.
- В каком еще состоянии вода может находиться ? (в твердом и газообразном)
- Как превратить воду в твердое состояние?
- Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.
- Как вода превращается в газообразное состояние?
- Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам, (обобщить ответы детей и сделать вывод)
- А сейчас я вам предлагаю проделать вот какой опыт.
Опыт №2:
Насыплем в один стакан немного соли.
-Что происходит? (соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли.
- Что происходит? (вода стала мутной, но песок не растворился).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.
- Какую воду человек может употреблять в пищу? (чистую)
- Откуда к нам в кран поступает вода? (из рек, морей)
- Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (через фильтры)
- Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы, которые идут по разным квартирам, где живут люди.
- Мы может провести третий опыт в нашей лаборатории по очистке мутной воды.
Опыт №3:
Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
- Что происходит? (вода очищается)
- Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.
- Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
- Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
- Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.
- Я вам покажу, как происходит кипение воды.
Опыт №4:
Кипение воды под спиртовкой.
- Что происходит?
Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит)
- Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)
- Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.
- Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет)
- Почему? (ответы детей)
Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы-картинки.
- Это происходит в природе. Чтобы вам было понятнее, я попробую показать кругооборот воды прямо здесь.
Опыт №5:
Спиртовка, тарелочка с водой (металлическая), оргстекло.
3.Динамическая пауза:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Собрать круговорот воды. На ковре: гимнастика с маленькими человечками в воде.
4. Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?»
- Не смотря на то, что вода на Земле много, все-таки ее надо беречь.
- Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе (картинки перевернуты). Постарайтесь по картине рассказать об охране воды в природе.
5.Подведение итогов:
- Вернемся в лабораторию и, как настоящие лаборанты и исследователи, зафиксируем (зарисуем) те опыты, которые мы сегодня проделали.
Вспомним их:
- Вода - жидкость. (Что такое вода?)
- Вода растворяет вещества, но не все.
- Мутную воду можно очистить.
- Воду можно довести до кипения.
- Круговорот воды.
- Каждый из вас зарисовывает опыты по желанию.
ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:
1.Продолжать проводить эксперименты с водой:
- Вода расширяется при нагревании.
- Вода сжимается при охлаждении.
2. Проведение опытов: воздух, почва, камни.
ВОДА
Рассказ «ВОДА И ЖИЗНЬ»
Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.
Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.
И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.
И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.
На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.
Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.
(По Ю. Аракчееву.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Сценарий экологической игры для старшей группы детского сада "Сохраним воду чистой"
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей -- это огромный потенциал их всесто...
Беседа с детьми: "Как сохранить воду чистой".
Беседа с детьми «Как сохранить воду чистой».-Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек...
Консультация для родителей « Как сохранить воду чистой»
Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или ...
как сохранить воду чистой
стихи и обращение как сохранить воду чистой...
Конструкт "Сохраним воду чистой на планете".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструкт) организации совместной непосрерывной образовательной деятельности с детьми(седьмого года жизни)...
"Как сохранить воду чистой"
Чем больше мы загрязняем воду, тем менее качественной получаем ее обратно, поскольку очистные сооружения городов не справляются с растущим объемом потребления. Между ...