"Вода. Бесценная и всем необходимая вода"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Светлячок » г. Советский»
ПРОЕКТ
«БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ ВОДА»
подготовил:
воспитатель Акишева Е.А.
2016г.
Вид проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 7 лет, родители
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Младшая группа:
- Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
- Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.
Средняя группа:
- Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.
- Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
- Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
- Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
- Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
Старшая группа:
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
- Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
- Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Подготовительная группа:
- Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
- Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
- Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
- Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
- Научить разным способам очистки воды.
- Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение ( водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).
- Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).
Предполагаемый результат (младший и средний возраст)
- Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемый результат (старший возраст)
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Методическая работа с кадрами:
- Формировать потребность в изучении экспериментальной деятельности дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.
- Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
- Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
- Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
- Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Мир воды»
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Консультация по теме: «Мои первые опыты».
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
- Методические рекомендации по теме.
- Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя.
- Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
- Мастер – класс «Волшебница – вода».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
- Провести презентацию «Мир воды».
Исследовательский этап проекта в младшей группе.
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье». | Игровые упражнения: «Найди снежинку», Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей», Игры детей в центре «Песок – вода» | Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Привлечение родителей к оформлению альбома «Занимательные опыты с водой» |
Двигательная | «Физическая культура». «Социализация», «Здоровье». | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка». | |
Познавательно - исследовательская | «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». | Наблюдение за водой в фонтанчике. Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». Наблюдение за снегом «Снег – какой он?» | |
Трудовая | «Труд» | Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение несложных трудовых поручений. | |
Коммуникативная | «Коммуникация», «Здоровье». | Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др. | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | «Чтение художественной литературы» | Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет». | |
Продуктивная | «Художественное творчество» | Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», Аппликация с элементами рисования «Снежинка» | |
Музыкальная | «Музыка» | Использование музыки. | |
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье». | Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом». Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?». Имитация движений «Полет снежинки». | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой. Изготовление книжек малышек: «Что я знаю о воде», «Летом на озере», «Вода в природе» и др. |
Двигательная | «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки». Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», Физкультминутка «Снежок», Пальчиковая гимнастика «Снеговик». | |
Познавательно - исследовательская | «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». | Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»; Наблюдение за снежинками «Форма снежинок» Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода». Викторина «Волшебная капелька». Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капельки». | |
Трудовая | «Труд» | Постройки из снега. Украшение деревьев разноцветными сосульками. | |
Коммуникативная | «Коммуникация», «Здоровье» | Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимний лес» Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?» | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | «Чтение художественной литературы» | Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Дэви «Зима», «Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». | |
Продуктивная | «Художественное творчество» | Рисование «Зимний лес». Аппликация «Тучи по небу бежали». | |
Музыкальная | «Музыка» | Использование музыки. Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка. |
Исследовательский этап проекта в старшей группе
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». | Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде Создание коллажа «Круговорот воды в природе». |
Двигательная | «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте». | |
Познавательно - исследовательская | «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». | Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей). Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды». Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду». Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации). | |
Трудовая | «Труд» | Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками. | |
Коммуникативная | «Коммуникация», «Здоровье» | Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде? | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | «Чтение художественной литературы» | Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». | |
Продуктивная | «Художественное творчество» | Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю» | |
Музыкальная | «музыка» | Использование музыки. |
Совместная деятельность с детьми
- Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
и др.
- Использование фольклорных материалов.
- Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
- Беседы на темы:
- Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Зачем человеку нужна вода?
- А еще кому нужна вода?
- Что было бы, если бы с земли ушла вода?
- Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Составление кроссвордов, ребусов.
- Отгадывание загадок.
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
- Экскурсии.
- Просмотр диафильмов о природе.
- Игры – эксперименты, игры – опыты.
- Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
- Моделирование «Круговорот воды в природе»
- Составление памятки «Правила поведения на воде».
- Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
- Создание альбома «Мир воды».
- Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Изготовление книжек – малышек о воде.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
- Методические рекомендации по данной теме.
- Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя
- Поиск методической литературы.
Заключительный этап проекта:
- Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.
- Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей средней группы.
- Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей младшей группы.
Конечный продукт проекта:
- Методические разработки занятий
- Методические рекомендации
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
- Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»
Показывается огромное значение воды для всех живых существ, уточняются представления детей о разных состояниях воды, развиваются умения отгадывать загадки....
Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»
показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки....
Экологический праздник "Бесценная и всем необходимая вода"
сценарий экологического праздника...
Сценарий праздника "Бесценная и всем необходимая вода"
Сценарий праздника для детей 5-7 лет "Бесценная и всем необходимая вода"...
"Бесценная и всем необходимая вода". Физкультурный досуг для детей подготовительной группы.
Данное мероприяте создает у детей радостное настроение, совершенствует двигательные навыки, вызывает желание участвовать в соревнованиях....
ПРОЕКТ«МАТУШКА ВОДА-БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ»
Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой...
Развлечение для детей средней группы «Бесценная и всем необходимая вода»
Цель: создать у детей радостное настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадк...