План-конспект воспитательного занятия по теме «Человек есть то, что он ест»
план-конспект занятия по теме
Расширять представления воспитанников о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_chelovek_est_to.docx | 214.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
План-конспект
воспитательного занятия по теме «Человек есть то, что он ест»
Модуль II (8-13 лет) «Я становлюсь старше»
Воспитатель Шурба Елена Валерьевна
пос. Совхозный
Славянский район
Тема мероприятия: «Человек есть то, что он ест».
Форма проведения мероприятия: беседа.
Цели:
1. Образовательная – расширять представления воспитанников о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах;
2. Коррекционная – показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания.
3. Воспитательная – способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию.
Оборудование: вырезки состава из упаковок чипсов, сухариков.
Ход мероприятия.
Объявить тему мероприятия: «Человек есть то, что он ест».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые участники нашей студии! Говорят здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест».
Вот мы говорим: правильное питание, рациональное питание. А зачем вообще нужна пища? (Вопрос к аудитории)
Организм человека – это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химически реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо
поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры.
Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.
Энергию даёт практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов.
Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основные структурные компоненты всех живых тканей. Кожа, волосы, глаза, ногти – это белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме представляют собой белки.
Жиры – обладают низкой теплопроводностью, поэтому играют важную роль в теплорегуляции живых организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях.
Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона.
Другие вещества – витамины, минеральные соли не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах.
Таким образом, для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека. Неправильное питание играют ведущую роль в развитии многих заболеваний. Здоровое питание выражает, определяет степень выраженности защитной функции организма. Каким основным требованиям должно соответствовать питание человека, что бы его можно было назвать рациональным? (Вопрос к воспитанникам )
Врачи – диетологи говорят, что бы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам:
1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так суточная потребность подростков следующая:
Возраст | 14-17 лет | |
девушки | юноши | |
Ккал/ в сутки | 2800 | 3150 |
2. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
Знаете ли вы, ребята, какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания?
(Ответы детей)
Правильно, но вы назвали не все продукты. Вот примерный набор продуктов: Молоко, творог, сметана, сыр, мясо, рыба, яйцо, хлеб ржаной и пшеничный, крупа макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты.
3. пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
4. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности детей.
5. Большое внимание должно уделяться режиму питания.
В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши – минутки, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки……. И эти продукты стали столь популярны среди подростков, что порой вытесняют все остальные продукты из их рациона. Так что же они из себя представляют? (Ребята а как часто вы потребляете эти продукты?)
Учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры
содержат такое количество канцерогенов, что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания. Речь идет о канцерогене акриламид. Раньше считали, что он содержится лишь в воде,
поэтому максимально допустимая концентрация этого вещества установлена лишь для нее. Но оказалось, что в обычном пакетике с чипсами «доза» акриламида тоже водится. И причем превышает максимально допустимую концентрацию в 500 раз! Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда углеводы - один из основных компонентов таких продуктов, как рис, картофель и мучные изделия - нагревают до высокой температуры, то происходит процесс образования вещества под названием акриламид. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической
обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно замедляются процессы их окисления и распада с образованием гидрокислот, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать далее с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.
Кроме того, в чипсах и сухариках содержится большое количество вкусовых добавок. Главный усилитель вкуса – глутаминовая кислота. Поначалу ее применяли в психиатрии как стимулирующее и возбуждающее средство, поскольку она способствует более быстрой передаче нервных импульсов. И только значительно позже обнаружили, что глутаминовая кислота действует на вкусовые рецепторы. Вскоре было замечено, что 30% людей, часто употребляющих пищу с глутаматом натрия, жаловались на
головную боль, повышенное сердцебиение, затрудненное дыхание, слабость в мышцах и жар. Поскольку глутамат особенно активно применяется в восточной кухне, все эти симптомы объединили термином "синдром китайского ресторана".
Кроме того, пищевые добавки добавляют для маскировки низкого качества и пищевой ценности продукта. Глутамат активно используют в изделиях из низкосортного и мороженого мяса и в продуктах долгого хранения..
Люди, систематически употребляющие продукты с глутаматом, существенно чаще страдают от лишнего веса.
В днепропетровской школе учитель химии вместе с учениками решили провести необычный эксперимент с любимой едой школьников — чипсами и сухариками. В качестве подопытных выбрали 12 грызунов. Их разделили на четыре группы: одних кормили чипсами, вторых — сухариками, третьим в еду насыпали усилитель вкуса глутамат натрия (Е621), который производители добавляют в колбасы и в фастфуд, а четвертых кормили зернами, овощами и фруктами. Крысы, которых кормили сухариками, на двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала — животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза.
«Печень этих животных стала желтоватой. Это значит, что ее клетки стали наполняться жировыми капельками и погибать», — объяснил кандидат ветеринарных наук Валентин Ефимов. Не лучшее состояние было и у тех крыс, которые ели сухарики. Грызуны из третьей группы, уплетающие еду, сдобренную глутаматом натрия, стали агрессивными и зависимыми. И лишь те, кто питался зерном и овощами, чувствовали себя прекрасно. После эксперимента школьники сообщили, что чипсы и сухарики больше никогда
не будут есть. «Мне очень жалко крыс, но продукты, которыми мы их кормили, употребляют и люди, а людей мне жалко еще больше», — рассказала школьница Мария Каширина.
А сейчас давайте обратимся к представленным образцам чипсов и сухариков. Перед Вами находятся распечатки со значением «Е», давайте проверим, что же присутствует в наших образцах?!
Вред газированной воды.
Здоровому человеку не повредит небольшое количество газировки. Но частое употребление вызовет ухудшение состояния здоровья.
Сладкая газ вода содержит очень большое количество сахара. Например, в составе 0,33 литровой баночки есть 8 кусочков сахара. Один грамм сахара дает около 4 килокалорий, большинство из которых откладываются в качестве жира.
Еще один вредный ингредиент в составе газированных напитков - кислота. Часто применяют лимонную и яблочную кислоты. От них страдают прежде всего зубная эмаль и кости. Они становятся хрупкими. При частом питье газировки могут пострадать органы пищеварения.
Из-за углекислого газа может возникнуть метеоризм, начинает обильно выделяться желудочный сок. Газированную воду не рекомендуется давать детям младше 5 лет.
Конечно же, питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечёт за собой тяжёлые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, развитие заболеваний пищеварительного тракта, тормозит физическое нервно – психическое развитие подростков. В завершении конференции мы хотим дать вам несколько рекомендаций относительно здорового питания.
Итог мероприятия.
Основные принципы здорового питания.
- Включайте в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получил все необходимые ему питательные вещества.
- Постарайтесь каждый день есть фрукты и овощи, включайте в своё меню немного бобовых
- Не увлекайтесь животными жирами.
- Не садитесь на экстравагантную диету и не стремитесь резко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса и тяжёлым заболеваниям.
Организму необходимы свежие овощи, но как быть ведь может подстерегать опасность перебрать "химии". Тем не менее риск хронического отравления солями азотной кислоты (нитратами) можно свести к минимуму, если вы знаете, как от них избавится. Помочь может правильный выбор овощей и их кулинарная обработка.
" Ничего не покупайте в местах несанкционированно торговли.
" Запомните: нитраты накапливаются в определенных частях плода: в корнях, стеблях, черешках или кочерыжках. Более того, разные овощи накапливают разное количество "химии". Наиболее "жадные" в этом плане редис, свекла, шпинат, сельдерей. Зато томаты, огурцы, горох содержат минимальное количество нитратов. Еще одна особенность: в тепличных овощах солей азотной кислоты в несколько раз больше.
" При обработке с целью уменьшения содержания в них нитратов, без жалости обрезайте у свеклы, редиса примерно на четверть верхушку и хвостик - именно в них находится три четверти вредных веществ. А вот капуста любит скапливать нитраты в верхних листьях кочерыжке. Выход прост - удалить эти части.
" В картофеле "с грядки" нитратов гораздо больше. Огурцы и кабачки накапливают нитраты в основном около у хвостика и в тонком слое под шкуркой.
" Даже предварительная обработка овощей - мытье и чистка - уменьшают содержание нитратов на 10 - 15 %. Хорош и такой прием - замачивание в холодной воде. В этом случае овощи теряют до 30 % вредных для нас веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"
Главной целью этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....
План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Л в чистоговорках, стихах и предложениях".
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком дошкольногго возраста в условиях поликлиники...
План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Р в чистоговорках, стихах и предложениях".
План-конспект иднивидуального логопедического занятия с ребенком в условии поликлиники...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....
План - конспект фронтального логопедического занятия на тему «Домашние животные»
План - конспект логопедического занятия по развитии речиТема: Домашние животные ...
План-конспект фронтального логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"
План-конспект фронтального логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"...