Педагогический проект «Огород на подоконнике»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pechat.doc | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Согласовано: Утверждаю:
Педсоветом Заведующий МДОУ
МДОУ «ЦРР- «ЦРР –д/с «Дружба»
д/с «Дружба» _______О.Н.Седлецкая
Протокол № 4 «18» марта 2014г.
от «18» марта 2014г.
Педагогический проект
«Огород на подоконнике»
Составил: Младенцева Д.Г.,
воспитатель 1 к.к.
г. Качканар
2014
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад"
Актуальность проекта: Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использован метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации проекта: 7 недель (краткосрочный).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.
Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами и рассадой; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2.Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдений, фотоотчёты.
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Предполагаемые результаты: из семян и луковиц можно вырастить растения. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку, помидоры, перец, землянику и крест-салат. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые их виды, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:
Дети:
- Формирование разносторонних знаний о растениях.
- Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).
- Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагог:
- Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методов работы с детьми и родителями.
Проект состоит из трёх этапов:
- 1 этап – подготовительный – 2 недели.
- 2 этап – исследовательский – 4 недель.
- 3 этап – заключительный – 1 недели.
План-схема работы с детьми и родителями
по реализации проекта «Огород на подоконнике»
Мероприятия | Цели | Ответственные | Срок реализации |
Подготовительный этап | |||
1.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. | Подготовка художественного материала для реализации проекта. | Воспитатель | 1 неделя |
2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатель | 1 неделя |
2. Беседы с детьми в рамках темы проекта: «Что такое «Огород на подоконнике» «Какие растения можно вырастить на подоконнике» «Овощеводы» «Все начинается с семечки» «Условия, необходимые для роста растений» «Витамины для детей» «Полезная продукты» | Расширить кругозор детей; закрепить и уточнить представления детей о выращивании растений, об условиях, необходимых для их роста (хорошая почва, влага, свет, тепло), об уходе за огородом (перекопка земли, полив растений, рыхление, удобрение, борьба с сорняками, сбор урожая). | Воспитатель | В течение проекта |
3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода: изготовление табличек с названиями растений. | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. | Воспитатель Младший воспитатель Родители Дети | 2 неделя |
Исследовательский этап | |||
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян и луковиц. | Воспитывать желание помогать взрослым. | Воспитатель Дети | 3 неделя |
5. Заполнение «Дневника наблюдений» | Развитие экологического представления детей о живой природе – растениях, наблюдательности, умения замечать изменения в росте растении. | Воспитатель | 3- 7 недели |
6. Дидактические и подвижные игры в рамках темы проекта: «Где растет? » «Что лишнее? » «Узнай на ощупь» «Узнай по запаху» «От какого овоща эта часть? » «Вершки и корешки» «Чудесный мешочек» «Что за овощ?» «Человек и природа» «Собери предмет» «Слова: овощи» «Парные картинки» РНИ «Капуста» «Посадили мы горох» (муз. Е.Теричеевой, сл. М.Долинова) «Урожай» (муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова, Л.Некрасовой) | Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о растениях, предметах и явлениях природы. Развивать память, внимание, наблюдательность, тактильные ощущения, обонятельные функции организма. Учить применять имеющиеся знания в новых условиях, обогатить словарь, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе. | Воспитатель | В течение проекта |
7. Фоторепортаж «От семечки к ростку» | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | Воспитатель Младший воспитатель | 4 неделя |
8. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. | Учить ухаживать за растениями, получать удовольствие от результата своего труда. | Воспитатель Дети | 3 - 7 недели |
9. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, отгадывание загадок, связанных с огородом, овощами. | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами. | Воспитатель | В течение проекта |
10. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | Воспитатель | В течение проекта |
11.Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Выставка «Во саду ли, в огороде» | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | Родители | 6 неделя |
12. Чтение художественной литературы: РНС «Репка» и «Вершки и корешки», белорусской сказки «Пых», украинской сказки «Колосок», стихотворений Ю.Тувима «Овощи», А. Максакова Т. Казырина Ж. Дарк И. Михашина рассказа Н.Носова «Огурцы» | Познакомить детей с творчеством Ю.Тувина, Т. Казыриной, Ж. Дарк, И. Михашиной, Н.Носова, напомнить содержание сказок. | Воспитатель | 3-6 недели |
13. Игра-драмматизация по русской народной сказке «Репка». | Учить детей передавать характеры героев в интонациях, следить за развитием сюжета сказки. Развивать артистические способности, связную речь, эмоциональную сферу. | Воспитатель | 6 неделя |
Заключительный этап | |||
14. Викторина «Волшебный огород» | Развивать смекалку, память, внимание, умение работать совместно со взрослыми. | Воспитатель Родители | 7 неделя |
15. Создание фотоальбома и презентации «Вот какой огород!» | Подведение итогов, обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Воспитатель | 7 неделя |
План экспериментальной деятельности
по реализации проекта «Огород на подоконнике»
Название мероприятия | Цель | Материал, оборудование |
«Какая земля» | Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется | Земля в контейнерах |
«Вода и растения» | Выявить насколько вода необходима для роста растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливают совсем) |
«Солнце и растения» | Определить роль солнца в жизни растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) |
«Человек и растения» | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека | 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) |
Список литературы:
1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль. Академия развития. 2000.
2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
4. Мухаметшина И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями / И. М. Мухаметшина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 62-66.
5. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». СПБ: Детство-Пресс, 2008.
6. Нищева Н.В. «Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Фрукты. Овощи».
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
8. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
9. Шипунова В.А. «Овощной зоопарк» Издательский дом «Карапуз» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Огород на подоконнике"
"Огород на подоконнике" в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется отведать не только свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Нет ничего прия...
Педагогический проект "Огород на подоконнике"
Педагогический проект "Огород на подоконнике"Описание, цели, задачи, ход проекта...
Педагогический проект " Огород на подоконнике"
Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к...
Педагогический проект " Огород на подоконнике"
Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к...
Педагогический проект "Огород на подоконнике"
Формиррование интереса у детей к опытничесской и исследовательской деятельности....
Педагогический проект "Огород на подоконнике"
Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень познавательным и интересным занятием весной....
Педагогического проект «Огород на подоконнике»
У детей младшего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о ...