НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Великий невидимка.Немного о воздухе"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Опытно-экспериментальная деятельность является важной составляющей в процессе познания дошкольниками окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_nod_velikiy_nevidimka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема: «Великий невидимка. Немного о воздухе»
(опытно – экспериментальная деятельность)
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием «воздух». Дать представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, лёгкий, есть во всех предметах, занимает место, не имеет запаха), а также о том, что ветер – это движение воздуха.
Развивать познавательную активность, навыки экспериментальной деятельности, способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и способность делать выводы. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о некоторых правилах экологической безопасности.
Воспитывать интерес и позитивное отношение к окружающему миру. Способствовать развитию экологического сознания. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей словами: эксперимент, опыт, невидимый, прозрачный.
Предварительная работа:
Наблюдение ветра на прогулке, рассматривание и чтение энциклопедий, проведение опытов и экспериментов для изучения свойств воздуха.
Материалы и оборудование:
- лист ватмана с нарисованными на нём «маленькими человечками», письмо.
- веера, полиэтиленовые пакетики (по количеству детей).
- пластиковые бутылочки с дырочками на крышке и с бумажными конфетти внутри, трубочки для коктейля (по количеству детей).
- стеклянные стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей).
- прозрачная ёмкость с водой, мелкие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) по количеству детей.
- два небольших кусочка бумаги (на одном двухсторонний скотч), стакан, прозрачная ёмкость с водой.
- непрозрачные ёмкости с крышками с пахучими наполнителями (чеснок, апельсин и пр.)
Ход НОД.
В. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня в нашей группе. Давайте поприветствуем их.
Д. Здравствуйте.
В. Ребята, обратите внимание сюда. Здесь у нас есть ещё гости. Кто они?
Д. Маленькие человечки.
В. Правильно. Мы с ними уже встречались. Они живут в разных веществах и везде ведут себя по-разному. Человечки, каких веществ у нас сегодня в гостях?
Д. Это «человечки» газообразных веществ.
В. Да, это они. Они принесли нам письмо. Давайте прочитаем его.
(Воспитатель открывает письмо)
Ребята, а тут загадка. И если мы её отгадаем, то узнаем, о чём сегодня мы будем говорить на занятие.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Он нам нужен чтоб, дышать,
И чтоб шарик надувать.
Д. Это воздух.
В. Правильно, ребята. Это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией.
Ребята, воздух есть везде и вокруг нас и внутри нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу в нашей лаборатории, но точно знаю, что он есть. Давайте в этом убедимся и пройдем к нашему первому опытному столу.
1 эксперимент: «Как можно обнаружить воздух?»
В. Воздух можно легко обнаружить, если создать движение воздуха. Давайте возьмём вот эти веера и помашем у себя перед лицом. Что вы ребята почувствовали?
Д. Лёгкий ветерок.
В. Да конечно. Мы с вами создали движение воздуха. А движение воздуха – это ветер.
А может ли воздух двигать предметы? (ответы детей)
В. Правильно, когда воздух превращается в ветер, он может двигать предметы. Чем сильнее ветер, тем тяжелее предметы он может перемещать и двигать. Давайте поиграем в игру «Ветерок в бутылке» (здоровьесберегающая игра на развитие дыхания)
В. Вот так мы с вами обнаружили воздух вокруг нас. А можно ли воздух поймать? Давайте попробуем.
2 эксперимент: «Поймаем воздух» (с пакетиками).
У нас на столах лежат пакеты. Возьмите их в руки. В них есть что-то? А теперь откроем их, вот так проведём по воздуху и вот так закрутим. Что у нас теперь в пакетиках?
Д. Воздух.
В. Правильно. Посмотрите, каким упругим стал наш пакетик. Воздухом можно заполнить некоторые предметы, и они из бесформенных станут упругими. Может быть, вы знаете такие предметы?
Д. Воздушный шарик, мяч, автомобильная шина.
В. Ребята, давайте пройдём к нашему второму опытному столу и продолжим наши эксперименты.
(Дети рассаживаются за столы)
3 эксперимент: «Увидим воздух в воде» (с соломинкой).
Ребята, сейчас мы попробуем узнать есть ли воздух внутри нас и увидеть его. Перед вами стоят бокальчики с водой и лежат трубочки.
Возьмите вот эти трубочки. Опустите их в воду и подуйте. Что вы видите в воде?
Д. Пузырьки.
В. Это воздух выходит из нас и в воде превращается в пузырьки. Воздух легче воды и он поднимается на поверхность в виде пузырьков.
А теперь давайте узнаем, есть ли воздух в окружающих нас предметах.
4 эксперимент: « Воздух есть во всех предметах»
Вот у вас на столе лежат различные предметы (камень, пуговица, губка и пр.). Подвиньте к себе тарелочки с предметами и ёмкости с водой. Теперь мы будем по очереди опускать предметы в воду опускать и внимательно наблюдать за тем, что будет происходить.
(Дети по очереди опускает предметы в воду)
Ребята, посмотрите, предметы опускаются на дно и на поверхность поднимаются пузырьки. Значит, в этих предметах тоже есть воздух.
В. Ребятки я предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться.
Физкультминутка «Непоседа-ветер»
Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем, имитируя движения лягушек) «Ква-ква-ква».
Знает, как шумит ракушка: (складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем к левому уху) «Шу-шу-шу».
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями) «Кар-кар-кар».
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши) «Му-му-му».
В.Ну вот отдохнули и опять примемся за дело. Ребята, мы с вами уже убедились, что воздух невидимый, лёгкий, но, несмотря на это он тоже занимает место. Давайте теперь убедимся в этом тоже.
5 эксперимент: «Воздух тоже занимает место»
У нас на столе есть стакан, на дне которого я сейчас закреплю бумажку. Как вы думаете, если я сейчас опущу стакан в воду, намокнет ли бумажка?
(предположения детей)
Давайте проверим. Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан обязательно нужно держать прямо и опускать пока он не коснётся дна). Теперь я его вытащу, и мы посмотрим на бумажку. Намокла ли она?
Д. Нет.
В. Да бумажка осталась сухой, так как в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан. А теперь я опущу стакан снова, но уже чуть наклонив его. Что мы с вами видим?
Д. Пузырьки.
В. А что это значит?
Д. Воздух стал выходить из стакана. Вода заняла место воздуха и наша бумажка намокла.
В. Ребята, а теперь давайте узнаем, имеет ли воздух запах. Что для этого нам надо сделать?
Д. Понюхать.
В. Понюхали. Пахнет?
Д. Нет.
В. Правильно, воздух не пахнет. Но он может переносить запахи других предметов.
6 эксперимент «Воздух переносит запахи»
У меня есть баночки. В них лежат пахучие предметы. Но баночки закрыты и ничем не пахнет. Сейчас мы попробуем открыть их и посмотрим, что произойдёт.
(Воспитатель открывает баночки, и дети говорят, чем же запахло).
В. Воздух распространил запахи, поэтому мы их почувствовали, когда вдыхали воздух.
А дышим мы всегда. Человек не может прожить без воздуха. И очень важно для нас, что бы мы дышали чистым воздухом.
В. А вы, ребята, знаете, что в нашей жизни может загрязнить воздух, сделать его нехорошими даже вредным для человека?
Д. Пыль, дым заводов, машины, дым от сигарет.
В. А что же надо делать, чтобы мы с вами дышали чистым полезным воздухом?
Д. Сажать деревья, кусты, цветы. Поливать дороги, тротуары. Очищать дым от заводов специальными фильтрами. Протирать пыль в помещении, проветривать его почаще.
Итог занятия.
Вот как много мы с вами узнали сегодня о воздухе. Давайте ещё раз повторим.
- Воздух есть везде (вокруг нас, внутри нас, во всех предметах)
- Воздух прозрачный, бесцветный, лёгкий, но всё-таки занимает место.
- Воздух может двигаться. Это движение называется – ветер.
- Воздух не имеет запаха, но может запахи распространять.
- Воздух очень важен для человека. Его необходимо сохранять и беречь.
Вам понравились опыты и эксперименты, которые мы сегодня проводили? Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям и родителям.
Спасибо вам ребята, с вами было очень приятно и интересно общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
открытое занятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
План-конспект НОД (окружающий мир,старшая группа) Тема: «Знакомство с воздухом»
Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада "Воздух и его свойства\'\'
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Воздух и его свойства''....
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе " Воздух - невидимка"
Для воспитателей ДОУ...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Воздух и его свойства"
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Воздух и его свойства"...