Статья по окружающему миру на тему "Наблюдение - способ познания природы"
статья по окружающему миру по теме

Шакирова Жанна Ивановна

В статье освещется значение метода наблюдения для активного расширения кругозора детей и целостной картины миры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_-_sposob.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Статья по окружающему миру по теме

       «Наблюдение – способ познания природы»

Автор: Шакирова Жанна Ивановна

             (воспитатель высшей категории ГБДОУ№38 г.Санкт-Петербург)

    Сейчас особо актуально и остро стоит задача формирования экологической культуры подрастающего поколения. Начинать этот процесс нужно с дошкольного детства, так как именно в это время закладывается основа становления личности, формируется осознанное отношение к природе.

      К.Д.Ушинский писал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень разве не были нашими воспитателями?»

  Формы организации детей, приемы и методы ознакомления их с природой очень разнообразны, но самым результативным и наглядным методом являются наблюдения.

    Наблюдение- это сложный вид психологической деятельности. Он включает различные сенсорные и мыслительные процессы и опирается на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе всегда происходит много интересного, необычного и нужно только помочь детям увидеть это. Нужно учить их смотреть, видеть, наблюдать. Систематическое планомерное проведение наблюдений в природе, особенно циклических, дает возможность осмыслить их, достигнуть более высокого уровня познания детьми природы. В процессе непосредственных наблюдений в сознании ребенка закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все взаимосвязано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга.

    Самостоятельно и целенаправленно  наблюдать дети чаще всего не умеют или делают это спонтанно и кратковременно. Этому нужно их научить. Научить видеть, слышать и понимать природу такой, какой она есть в действительности.

    Наблюдения по этапам усвоения знаний подразделяются на 1) первичные; 2) повторные; 3) сравнительные; 4) обобщающие ( итоговые).

    Первичные наблюдения используются с целью ознакомления с новым объектом ( растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.

    Повторные наблюдения используются для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы.

    Сравнительные наблюдения проводятся с целью сравнения знакомого объекта с новым, выявления примет отличия и сходства.

    Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения знаний детей, полученных в процессе прежних наблюдений.

    По продолжительности наблюдения подразделяются на 1) кратковремен-

ные или эпизодические и 2) длительные в течение нескольких дней, недель, месяцев.

   В последнее время много внимания уделяется цикличности наблюдениям. Это ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца. Это могут быть наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.

Подготовка к наблюдениям включает несколько видов деятельности:

  1. Подбор объекта для наблюдения.
  2. Определение цели наблюдения.
  3. Выбор форм организации наблюдения.
  4. Выбор методов и приемов для проведения наблюдений.

При выборе объекта для наблюдения следует учитывать следующее:

- растения и животные должны быть доступны для детских наблюдений, соответствовать возрасту детей и требованиям программы;

- растения и животные должны быть типичными для данной местности;

- объект для наблюдения должен быть совершенно безвредным.

  Объектами для наблюдений могут быть:

   а) предметы и явления неживой природы (песок, вода, дождь, ветер, солнце, снег и т. д.) ;

   б) растения парка, цветника, участка, поля и т.д.;

   в) домашние животные и птицы, дикие животные, насекомые, птицы зимующие и перелетные, земноводные и пресмыкающиеся;

   г) труд взрослых и детей в природе.

    Организация наблюдений по количеству участников могут быть:

   - индивидуальные;

   - подгрупповые;

   - фронтальные.  

     Организация наблюдений по месту проведения:

   - непосредственная образовательная деятельность;

   - прогулки;

   - работа в уголке природы;

   - работа на участке ( цветник, огород)

Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах

Этап

Цель каждого этапа

Приемы (мл.возраст)

1.Вводная                

   часть  

Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения

-сюрпризный момент;

-момент ожидания;

-рассматривание

  иллюстраций;

-чтение стихотворения          

2. Основная

    часть

Формирование точного представления об объекте наблюдения – восприятие объекта в целом;

-вопросы конкретные, конструктивные (что? кто? какой? что делает?)

-включение обследовательских действий

(посмотреть, потрогать, понюхать и т. д.)

2. Основная

    часть

-рассматривание отдельных особенностей внешнего вида;

-наблюдение за поведением

-проговаривание новых слов;

-игровые приемы;

-имитация движений, звуков;

-трудовые поручения;

-приближение объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми;

3.Заключи-

  тельная

  часть

 

подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения

-чтение стихотворения;

-исполнение песенки;

-обобщающий рассказ воспитателя;

-поощрение всех детей

                                       

                                                     Руководство

         4-5 лет

                    5-7 лет

-привлечение детей к созданию обстановки;

-сюрпризный момент;

-чтение стихотворения;

-загадывание загадок;

-привлечение прошлого опыта детей;

-рассматривание иллюстраций

-прямая постановка познавательной задачи

-вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (почему? Зачем?)

- включение обследовательских действий;

- сравнение 2-х непосредственно представленных объектов;

- показ способов ухода;

- привлечение детского опыта;

- поручения поискового характера

-Вопросы проблемные, поисковые:
-вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит);

-план ответа на вопрос;

-сравнение: один объект наглядно представлен, другой – на картине; один представлен наглядно, другой по памяти

-поговорки, пословицы, народные приметы;

-дидактические игры, упражнения, игры-поручения;

-практические задания;

-рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы).

- Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя;

- составление детьми загадки-описания;

- чтение стихотворения;

- игра

- Обобщающий рассказ детей;

- составление загадок детьми;

- дидактическая игра;

- дифференцированная оценка.

  Таким образом, наблюдения являются очень важным методом экологического воспитания, которые позволяют пробудить чувства к природе, развивать наблюдательность, сенсорные ощущения, развивать кругозор детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»

Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них (безопасность и экология).

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникац...

Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".

Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....

Статья на тему: "Художественная лепка как способ познания мира"

Статья на тему : "Художественная лепка как способ познания мира" Средняя группа....