Статья по окружающему миру на тему "Наблюдение - способ познания природы"
статья по окружающему миру по теме
В статье освещется значение метода наблюдения для активного расширения кругозора детей и целостной картины миры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_-_sposob.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по окружающему миру по теме
«Наблюдение – способ познания природы»
Автор: Шакирова Жанна Ивановна
(воспитатель высшей категории ГБДОУ№38 г.Санкт-Петербург)
Сейчас особо актуально и остро стоит задача формирования экологической культуры подрастающего поколения. Начинать этот процесс нужно с дошкольного детства, так как именно в это время закладывается основа становления личности, формируется осознанное отношение к природе.
К.Д.Ушинский писал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень разве не были нашими воспитателями?»
Формы организации детей, приемы и методы ознакомления их с природой очень разнообразны, но самым результативным и наглядным методом являются наблюдения.
Наблюдение- это сложный вид психологической деятельности. Он включает различные сенсорные и мыслительные процессы и опирается на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе всегда происходит много интересного, необычного и нужно только помочь детям увидеть это. Нужно учить их смотреть, видеть, наблюдать. Систематическое планомерное проведение наблюдений в природе, особенно циклических, дает возможность осмыслить их, достигнуть более высокого уровня познания детьми природы. В процессе непосредственных наблюдений в сознании ребенка закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все взаимосвязано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга.
Самостоятельно и целенаправленно наблюдать дети чаще всего не умеют или делают это спонтанно и кратковременно. Этому нужно их научить. Научить видеть, слышать и понимать природу такой, какой она есть в действительности.
Наблюдения по этапам усвоения знаний подразделяются на 1) первичные; 2) повторные; 3) сравнительные; 4) обобщающие ( итоговые).
Первичные наблюдения используются с целью ознакомления с новым объектом ( растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.
Повторные наблюдения используются для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы.
Сравнительные наблюдения проводятся с целью сравнения знакомого объекта с новым, выявления примет отличия и сходства.
Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения знаний детей, полученных в процессе прежних наблюдений.
По продолжительности наблюдения подразделяются на 1) кратковремен-
ные или эпизодические и 2) длительные в течение нескольких дней, недель, месяцев.
В последнее время много внимания уделяется цикличности наблюдениям. Это ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца. Это могут быть наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.
Подготовка к наблюдениям включает несколько видов деятельности:
- Подбор объекта для наблюдения.
- Определение цели наблюдения.
- Выбор форм организации наблюдения.
- Выбор методов и приемов для проведения наблюдений.
При выборе объекта для наблюдения следует учитывать следующее:
- растения и животные должны быть доступны для детских наблюдений, соответствовать возрасту детей и требованиям программы;
- растения и животные должны быть типичными для данной местности;
- объект для наблюдения должен быть совершенно безвредным.
Объектами для наблюдений могут быть:
а) предметы и явления неживой природы (песок, вода, дождь, ветер, солнце, снег и т. д.) ;
б) растения парка, цветника, участка, поля и т.д.;
в) домашние животные и птицы, дикие животные, насекомые, птицы зимующие и перелетные, земноводные и пресмыкающиеся;
г) труд взрослых и детей в природе.
Организация наблюдений по количеству участников могут быть:
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- фронтальные.
Организация наблюдений по месту проведения:
- непосредственная образовательная деятельность;
- прогулки;
- работа в уголке природы;
- работа на участке ( цветник, огород)
Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах
Этап | Цель каждого этапа | Приемы (мл.возраст) |
1.Вводная часть | Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения | -сюрпризный момент; -момент ожидания; -рассматривание иллюстраций; -чтение стихотворения |
2. Основная часть | Формирование точного представления об объекте наблюдения – восприятие объекта в целом; | -вопросы конкретные, конструктивные (что? кто? какой? что делает?) -включение обследовательских действий (посмотреть, потрогать, понюхать и т. д.) |
2. Основная часть | -рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; -наблюдение за поведением | -проговаривание новых слов; -игровые приемы; -имитация движений, звуков; -трудовые поручения; -приближение объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми; |
3.Заключи- тельная часть
| подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения | -чтение стихотворения; -исполнение песенки; -обобщающий рассказ воспитателя; -поощрение всех детей |
Руководство | ||
4-5 лет | 5-7 лет | |
-привлечение детей к созданию обстановки; -сюрпризный момент; -чтение стихотворения; -загадывание загадок; -привлечение прошлого опыта детей; -рассматривание иллюстраций | -прямая постановка познавательной задачи | |
-вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (почему? Зачем?) - включение обследовательских действий; - сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - показ способов ухода; - привлечение детского опыта; - поручения поискового характера | -Вопросы проблемные, поисковые: -план ответа на вопрос; -сравнение: один объект наглядно представлен, другой – на картине; один представлен наглядно, другой по памяти -поговорки, пословицы, народные приметы; -дидактические игры, упражнения, игры-поручения; -практические задания; -рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы). | |
- Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - составление детьми загадки-описания; - чтение стихотворения; - игра | - Обобщающий рассказ детей; - составление загадок детьми; - дидактическая игра; - дифференцированная оценка. |
Таким образом, наблюдения являются очень важным методом экологического воспитания, которые позволяют пробудить чувства к природе, развивать наблюдательность, сенсорные ощущения, развивать кругозор детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»
занятие направленно на закрепление осенних признаков, развитие коммуникативных умений...
Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»
Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них (безопасность и экология).
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникац...
Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".
Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....
Статья на тему: "Художественная лепка как способ познания мира"
Статья на тему : "Художественная лепка как способ познания мира" Средняя группа....