Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе "Волшебные льдинки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_ldinki.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
«Волшебные льдинки»
Подготовила воспитатель
Ерошевич Светлана Вячеславовна
г. Светлый
2014 г.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.
Задачи: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).
Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).
Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.
Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда (прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной). Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации - времена года. Музыка «Зимний вальс».
Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.
Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
- ч. Организационный момент.
Заинтересовать детей в игровой форме, внести на подносе большой кусок льда.
В: Ребята, что у меня в руках?
Д: Лед.
В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?
Д: Да, хотим.
- Подготовительная.
В: Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень(дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).
- А какое сейчас время года?
Д: Зима.
В: Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. (Г.Ладонщиков)
- О каком сыне Матушки-Водицы говорится в этом стихотворении?
Д: О льде.
В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Вход в лабораторию по специальным билетам. Открывайте глаза. Вот пригласительные билеты. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах разноцветные снежинки).
Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.
- ч. Основная.
В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?
Д: Лед холодный, мокрый, скользкий.
В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?
Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.
В: На ваших столах лежат интересные кусочки льда, внутри них что- то заморожено. Ребята, лед прозрачный или нет?
Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.
В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед?
Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.
В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.
В: 1, 2, 3, 4, 5 –
Выходите поиграть.
Физминутка.
Будем строить снежный дом -толчкообразные движения вперед руками.
Ком за комом мы кладем - имитируем лепку снежков.
Выше, выше - - встать на носки и подняться.
Вот и крыша -«Домик» руками над головой.
Мы польем его водой… - Наклон вперед , плавные движения руками.
Дом наш станет - плавно поднять руки вверх.
Ледяной! - резко бросить руки вниз.
В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?
Д: Воду.
В: А что произошло со льдом?
Д: Лед растаял.
В: Почему растаял лед?
Д: Лед занесли в тепло.
В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он…
Д: Он начинает таять и превращаться в воду.
В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим.
Итак, мы с вами сделали еще одно открытие.
В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого нужно сделать?
Д: Воду нужно заморозить.
(Внести две баночки: со льдом и с водой).
В: Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете, он прозрачнее воды?
Чтобы ответить на этот вопрос, поставим за обе баночки картинки, сравните.
Д: Лед менее прозрачен, чем вода.
В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете вы есть лед?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Он грязный, холодный и можно заболеть.
В: Хорошо. Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?
Д: Можно пораниться.
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый. Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).
- Возьмите кисточку, обмакните в краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.
Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, какими качествами обладает лед?
Д: Лед твердый, холодный, менее прозрачен, чем вода. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности всредней группе на тему "История одного растения".
МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....