План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта» | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глобус и карта»
(Старшая группа)
Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, умение правильно понимать эмоциональное состояние окружающих.
Развивающие задачи: развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов; самостоятельно использовать свой двигательный опыт в различных ситуациях, контролировать качество движений; формировать умение осмысленно применять освоенные способы конструирования в конкретных условиях.
Образовательные задачи: создать условия для исследовательской активности детей, формирование элементарных знаний и понятий о планете Земля.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание (конструирование), физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы.
Методы и приёмы: Методы: поисковые, наглядные, словесные, практические, игровые.
Приёмы: художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, вопросы, поощрение.
Наглядные средства обучения: глобус, карта, картинки.
Словарная работа:
Обогащение словаря: глобус, карта, модель.
Активизация словаря: наземный, воздушный, водный транспорт.
Предварительная работа: изучение методической литературы: А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир», Н.Рыжова «Наш дом природа», подготовка наглядного демонстрационного материала, сочинение физминутки, разработка дидактических игр.
Структура:
I. Вводная часть.
1. Сюрпризный момент.
2. Постановка детской цели – помочь Айболиту.
II. Основная часть.
1. Д/и «Собери чемодан».
2. Физминутка
3. Д/и «Выбираем транспорт».
4. П/и «Самолёты, пароходы…».
5. Беседа. Затруднение. Рассматривание и сравнение глобуса и карты.
6. Конструирование самолёта. Коллективная работа детей.
III. Итог.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель показывает игрушку доктора Айболита и читает слова:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
- Ребята, из какого произведения этот отрывок? (Айболит).
- Кто его написал? (К.И.Чуковский)
- Что-то наш Айболит загрустил. Отчего ты Айболит такой грустный?
- Айболит говорит, что шакал принес ему письмо от больных зверей.
Они «….живут на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-по
Где гуляет Гипо-по.
По широкой Лимпопо.
Но наш Айболит не знает, где находятся все эти места. Поможем ему? Тогда отправляемся вместе с Айболитом в далекое путешествие.
Посмотрите, как много различных вещей у нас на столе. Давайте выберем, что пригодится нам в путешествие, что мы положим в чемодан.
(Дети выбирают, обосновывают свои ответы).
Молодцы! (воспитатель вместе с детьми читают стихи)
Мы собрали чемодан
Сели дружно на диван
На дорожку посидели
И в окошко посмотрели
«Ох!» - вздохнули тяжело
Нам прощаться нелегко
Но скорее детвора
В путь – дорогу нам пора.
- Путь наш предстоит неблизкий, на чём же мы доберемся до места?
(На листе ватмана разложены картинки с изображением всех видов транспорта (самолет, вертолет, поезд, автомобиль, пароход, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги).
- Как одним словом назвать то, что вы здесь видите.
Воспитатель обводит все картинки большим кругом.
- На какие группы можно разделить весь транспорт.
Дети обводят в маленькие круги воздушный, водный и наземный транспорт.
- Какой транспорт мы с вами выберем для Айболита?
Давайте мы поиграем в игру. Я называю транспорт, а вы изображаете, как вы на нем передвигаетесь.
Воспитатель: самолет, вертолет, ковер-самолет, пароход, автомобиль, лодка, ступа Бабы-Яги.
- Чемодан собрали, транспорт выбрали. А куда ехать? Как определить маршрут? В какую сторону отправиться?
Подумайте и скажите, какие из этих предметов помогут нам выбрать дорогу. (Воспитатель выставляет на мольберт картинки глобуса, карты, компаса, метлы Бабы-Яги, ложки с тарелкой, телевизор.
Дети выбирают, обосновывают ответы. Воспитатель хвалит детей за правильный выбор, обыгрывает не правильные ответы).
- А теперь давайте рассмотрим настоящие глобус и карту. Что у них общего, чем отличаются? (Воспитатель подводит итог детских ответов, обобщает).
- Глобус – это модель нашей планеты Земля.
А карта – тоже модель нашей планеты Земля, только в развернутом виде.
Воспитатель показывает на примере круглой конфеты, завернутой в фантик.
- Какой формы наша Земля?
- Верно, наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса, на нём есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое. Давайте его рассмотрим.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего) Это вода: моря, океаны.
- Какой ещё есть цвет на глобусе?
Зелёный – это равнины,
Коричневый – это горы,
Желтый – пустыни,
Белый – льды.
- Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно, для этого есть карты.
На картах обозначены не только горы, реки, равнины, моря, на них написаны названия стран, городов.
Например, Калахари и Сахара – это пустыни. Лимпопо – это название реки. Давайте я покажу вам на карте эти места. Эти пустыни и река находятся в Африке. Вот сюда и надо попасть Айболиту (дети выбирают самолёт).
Давайте все вместе сконструируем самолет из ЛЕГО. Воспитатель хвалит детей и отмечает, что усилия каждого ребёнка помогли всем дружно и быстро справиться с заданием.
(Воспитатель подводит итог, дети вспоминают, кому помогли, что нового узнали. Айболит благодарит детей и угощает всех витаминками).
Тема: «Знакомство с воздухом».
(старшая группа)
Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность.
Развивающие: стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность через подвижную игру.
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье, социализация.
Методы и приёмы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.
Наглядные средства обучения: мыльные пузыри, шарики, мячики, иллюстрация к сказке, оборудование для опытов, музыкальные инструменты или их изображения, карточки с изображением свойств воздуха.
Словарная работа:
Обогащение словаря: воздушный, воздушное.
Активизация словаря: невидимый, прозрачный.
Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, программы Н.Рыжовой "Наш дом-природа", подбор опытов, игр, физминуток, изготовление демонстрационного материала.
Структура:
I. Вводная часть.
1. Игры в командах с шариками и мыльными пузырями.
2. Беседа. Проблемные вопросы о воздухе.
II. Основная часть.
1. Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
2. П/и «Пузырь».
3. Опыты.
4. Слушание музыкального произведени Шуберт "Аве Мария"
5.Д/и на развитие грамматического строя речи «Скажи со словом «воздушный»
6.Д/и на внимание и развитие речи «Собери карточки»
VI. Итог занятия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла – мыльные пузыри и шарики. Давайте с ними поиграем. Объединитесь в две команды.
- Скажите, а как получаются мыльные пузыри?
- А шарики?
- Верно, мы их надуваем.
- А что можно еще надуть?
- Чем же мы надуваем шарики, мячики, мыльные пузыри?
А сейчас послушайте сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Как вы думаете, был ли Пузырь похож на наши мыльные пузыри или на воздушные шарики.
- Что у него было внутри?
- Почему Пузырь лопнул?
Верно, Пузырь так хохотал, что лопнул и из него вышел весь воздух.
(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и разбегаются)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой и не лопайся ,
Он летел, летел, летел,
И на ветку налетел,
Лопнул!
- Ребята, а что такое воздух?
- Посмотрите по сторонам, можно ли увидеть воздух?
Давайте попробуем доказать, что воздух есть, везде. Но он невидим. Для этого мы проведем с вами опыты.
1.Опыт. Воздух невидим.
Детям раздаются целлофановые пакеты. Попробуйте поймать воздух. Поднимите мешочки вверх и резко опустите, закрутите мешочки.
-Что внутри мешочков? (воздух)
- Какой вывод мы сделаем? Можно ли увидеть воздух?
Правильно, воздух невидим. Он прозрачный.
2.Опыт. Воздух при нагревании расширяется.
Дети садятся на ковер и наблюдают за опытом. Педагог берет холодную бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик. Дает потрогать холодную бутылку детям, а затем погружает её в таз с горячей водой (шар надувается). Затем в таз с холодным снегом (шар сдувается).
- Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Правильно, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Давайте вместе изобразим это.
(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и сужают его)
3.Опыт. Воздух не пахнет.
Давайте понюхаем воздух. Сделайте носом вдох, потом выдох. А теперь глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха)
4.Опыт. Воздух звучит.
- Как вы думаете, воздух можно услышать? (Детям раздаются бутылочки) Давайте подуем в горлышко – возникает свист.
- А ещё как можно посвистеть? (губами, свистками, дудочкой)
- Какой вывод делаем?
Воздух может звучать. Многие музыкальные инструменты звучат за счет воздуха. Например: труба, флейта, орган. Посмотрите на орган, как много у него разных труб: толстые и тонкие. По ним проходит воздух и звучит. Послушайте, как звучит орган. ( Слушание Шуберт "Аве Мария")
- Ребята что нового мы узнали о воздухе? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»
Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План-конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: "Составление творческих рассказов о животных весной с использованием интеллектуальных карт"
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений....
Конспект по ФЭМП в первой младшей группе "Большой -маленький" план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....