Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской
Задачи:
-Закрепить названия элементов костюма русского богатыря ( кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
- Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать интерес к истории России
Методы и приемы:
Словесный - рассказ, беседа, объяснение,
Наглядный - рассматривание иллюстраций.
Игровой - динамическая пауза.
Интеграция образовательных областей:
- «Социализация»
- «Коммуникация»
- «Чтение художественной литературы»
- «Познание»
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou.docx | 213.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Малышок» ст. Тарханы» Саратовского района
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область «Познание»
старшая возрастная группа
Тема: «Богатыри земли русской»
Подготовила воспитатель:
Мелихова В.В.
2014 год
Цель:
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской
Задачи:
-Закрепить названия элементов костюма русского богатыря ( кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
- Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать интерес к истории России
Методы и приемы:
Словесный - рассказ, беседа, объяснение,
Наглядный - рассматривание иллюстраций.
Игровой - динамическая пауза.
Интеграция образовательных областей:
- «Социализация»
- «Коммуникация»
- «Чтение художественной литературы»
- «Познание»
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси;
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
В: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как?
В: Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.
Давайте с вами поприветствуем, друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии.
Основная часть НОД
Педагог предлагает детям сесть на стульчики для мотивации на тему образовательной деятельности обращает внимание детей к карте России. (Рис.1)
В: Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на нее внимательнее.
Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина -значит родная, как отец и мать.
Давайте рассмотрим карту.
2. Мозговой штурм.
В: Посмотрите, какая она Россия?
Наводящие вопросы (в случае затруднения)
В: Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?
Педагог фиксирует ответы детей на доске: леса, горы, моря и реки, озера (Рис. 2).
Педагог совместно с детьми обобщает знания детей по данной теме:
В: Молодцы. Вы хорошо ответили на все мои вопросы.
Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.
Ребята, вот мы с вами рассмотрели карту, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Сегодня мы с вами будем говорить не просто о Родине, а о прошлом нашей Родины. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы.
Вопрос: Какие пословицы о Родине вы знаете?
Землю, на которой издревне жили отцы и деды, называли Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота, издревне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет назад славяне основали свое государство-Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей.
Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
Вопрос: Как вы думаете, как их называли?
Правильно называли их богатырями. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Богатыри-защитники нашей Родины в древности.
Как вы думаете, как они выглядели?
На чем передвигались?
Вот как они выглядели. (Рис. 3)
Три защитника, три брата,
Три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!
Вопрос: Отличаются ли богатыри от наших защитников Отечества?
Чем? Как вы считаете?
О подвигах богатырей, изображенных на этой картине, складывались былины. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.
Вопрос: Какие впечатления у вас вызвала картина Васнецова «Три богатыря». (Рис. 3)
Давайте с вами рассмотрим богатыря. (Рис.4)
Интересная на нем одежда, и незнакома нам.
Показывая на картине, педагог разъясняет элементы одежды (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, лук) Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву.
Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Педагог читет стихотворный текст и одновременно показыват, какие действия надо выполнять под него.
Физкультминутка:
1,2,3 – Мы теперь богатыри
Руки вверх мы поднимаем
На заставу мы шагаем
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо .
Ни в морях,
Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги….
В древней Руси родовым деревом считался дуб. (Рис. 5) Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.
- Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу
- У нас дубок
Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх)
Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень)
Листья да его вот так широки (развести руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки (руки вверх)
Аз, ты, дуб – дубок
Ты могуч – могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защищать от врага.
Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.
Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе.. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.
Ребята, наше знакомство с прошлым подходит к концу.
Рефлексия:
Понравился вам рассказ о богатырях?
Какие были русские богатыри?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, область "Познание ""Знаешь ли ты лес?""
конспект непосредственно образовательной деятельности, область "Познание" (заседание клуба знатаков природы) "Знаешь ли ты лес?" старшая группа, использование народного фольклора....
Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности (области «Познание», «Физическая культура и здоровье») в старшей группе
ТЕМА: «Состав числа 7 из двух меньших чисел. Порядковый счет в пределах 10. Дни недели. Форма предметов»по мотивам сказки Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Область «Познание» тема «Птицы» во второй младшей группе «Гномики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 165 присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией" города Чебоксары Чувашской Республики...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Область познание. "Путешествие в зимний лес" подг. лог. гр.
На этом занятии продолжают формироваться знания детей о жизни птиц, деревьев и животных в зимнее время года....
Непосредственно – образовательная деятельность область «Познание» старшая группа ФЭМП.
Непосредственно – образовательная деятельность область «Познание»старшая группа ФЭМП. Тема: Помощники Деда Мороза»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, по...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»
Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...