Проект на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
Выполнила: воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Чиркова Р.Н. 2014 год Содержание: I. Введение 1. Актуальность выбранной темы 2. Проблема, цель и задачи проекта 3.Ожидаемые результаты II. Концептуализация и пути реализации проекта: 1. Этапы реализации задач. 2.Формы работы опытно - экспериментальной деятельности дошкольников по блокам 3. Перспективный план работы с детьми 4. Дидактические игры по теме «Вода» III. Заключение IV. Литература I. Введение В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности. 2.Проблема проекта: «Опытно - экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.» Цель проекта: Разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды). Задачи проекта: 1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в опытно – экспериментальную деятельность, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды. 2. Изучить методическую литературу по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности в неживой природе. 3. Разработать систему работы по организации опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды. 4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».
3.Ожидаемые результаты Надеемся, что предложенный проект поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества. II. Концептуализация и пути реализации проекта: Этапы реализации задач: 1) Изучение методической литературы по вопросу опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в из учении неживой природы. 2) Рассмотреть формы работы опытно – экспериментальной деятельности дошкольников по блокам. 3) Разработать план работы с детьми. 4) Подобрать дидактические игры на тему «Вода». 5)Провести итоговое мероприятие по теме. 2. Для более полного охвата мы выделим содержание опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это : 1. Свойства и признаки воды. 2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое): - свойства и качества; - переход из одного состояния в другое; -круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
Организованная форма обучения
НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совместная деятельность взрослого и детей
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ |
| ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ |
| ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ |
| ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ |
| НАБЛЮДЕНИЯ |
| ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ |
| ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ |
| БЕСЕДЫ |
| РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
| эксперименты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная деятельность детей САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ |
| ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ |
| РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
| ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ |
| РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ |
|
|
3. Для плодотворного и системного претворения проекта мы включили опытно – экспериментальную деятельность во все блоки деятельности . Месяц | Вид деятельности | Цель | Действия | январь | 1.Организованная форма: 1) Занятие «Вода – источник жизни»
2)Занятие «Вода вокруг нас, какая она?»
| Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства и признаки воды. Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами. | 1.Поиск «Кому нужна вода?» Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека. Решение проблемных вопросов: 1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?» 2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?» Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь. 1.Опыт «Вода прозрачная» Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки. Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему? Вывод: вода прозрачная. 2.Опыт «У воды нет вкуса» Перед детьми ставят 2стаканчика: с водой, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля. Вопрос: Есть ли вкус у воды? Вывод: У воды нет вкуса.
|
| 2.Совместная деятельность: 1) Наблюдение за таянием снега и льда
2)Дидактическая игра «Волшебница вода»
3)Просмотр фильма «Круговорот воды в природе» 4) Игры с водой 5)Выставка рисунков «Вода – наше богатство»
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа» | Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)
Закрепить знания о том, кому нужна вода Расширять знания детей об использовании ее человеком, познакомить с устройством водопровода Закреплять умения детей Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей Изучение свойств воды | 1.Опыт «Снег, лед –это застывшая вода» Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями. Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему? Вывод: Снег, лед – это вода.
Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.
Побуждать интерес к экспериментальной деятельности. Оформление выставки
1.Опыт «Как растянуть воду?» В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз. После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным. Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды |
| 3.Самостоятельная деятельность детей. 1)Изготовление цветных льдинок.
2)Сюжетно-ролевая игра «В прачечной» 3)Рисование для выставки по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!» | Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности -учить ставить эксперименты с водой самостоятельно.
Закреплять знания о свойствах воды.
Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь. | Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось. Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой. Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком. | февраль | 1.Организованная форма: 1)Занятие «Кто живет в реке?» 2)Конструирование из бумаги «Кораблик»
|
Познакомить детей с обитателями водоемов. Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?
Учить детей делать кораблик для игр с водой
| 1.Опыт. «Очистка грязной воды» Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная. Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет? Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут. Вопрос: Как можно очистить воду? Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах. Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров. Детям предлагают запускать в тазик бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.
|
| 3)Дидактическая игра «Маленькие человечки» | Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.
| На примере «маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)
|
| 3.Самостоятельная деятельность детей: 1) Конструирование из бумаги корабликов | Закреплять умение мастерить, развивать желание подарить поделку малышам | Самостоятельные игры с водой. |
| 2. Совместная деятельность: 1) Наблюдение в группе, как моют пол | Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.
| Наблюдение за высыханием пола.
|
| 3.Самостоятельная деятельность детей: 1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов» 2)Раскрашивание в альбомах – раскрасках 3) Рисование на тему «Вода – наша помощница» | Расширять знания детей о жизни в воде. Расширять знания детей о водных обитателях. Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека | Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов. Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов Рисование сюжетов о воде. |
|
|
|
|
Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде мы буем использовать следующие игры Дидактическая игра | Цель | Игровые действия | «Маленькие человечки» | Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства. | На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара) | «Волшебница вода» | Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого | Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями. | «Хорошо – плохо» | Учить находить противоречия | Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы | «Береги живое» (экологическая игра) | Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения. | Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Заключение. Для внедрения проекта в педагогический процесс мы разработали план работы с детьми, включив опытно – экспериментальную деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода». Считаем, что реализация представленного проекта поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а наши воспитанники приобретут прочные знания о воде, научатся вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научатся самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. научатся учиться, у них будут сформированы основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе. VI. Литература 1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006 2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006 3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005 5. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005
|