Конспекты кружка "Юный эколог".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ильина Жанна Фёдоровна

Конспекты непосредственно образовательной деятельности образовательная область"Познание" кружка "Юный эколог" с детьми старшего дошкольного возраста. на сентябрь месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_konspekty_sentyabr.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты непосредственно образовательной деятельности (НОД) кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог»

Образовательная область «Познание»

для детей старшей группы «Мальвина»

МАДОУ  «Тяжинский сад №3 «золотой ключик».

Воспитатель: Ильина Ж. Ф.

Осень. Сентябрь

Конспект №1 «Беседа о лете»

Цель: Закрепление знаний детей о времени года  «лето».

Задачи:

 Обобщить и систематизировать представления о лете по основным, существенным признакам;

Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом;

 Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих;

Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями  со сверстниками.

Содержание

  Читаю стихотворение Е. Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром  росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже – (лето),

Значит, кончилась – (весна).

Предлагаю вспомнить времена года. Напоминаю, что каждое время года длится три месяца. Прошу детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать?  (ответы детей)

Верно, дети,  июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, жёлтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают стрекозы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет.  Надо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомните:  здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

Вопросы:

  1. Какой же месяц приходит на смену июню?
  2. Что вы знаете об июле?
  3. Как светит солнце в это время года?
  4. Какая вода в реке?
  5. Какие осадки выпадают летом?
  6. Что вам  приходилось наблюдать на небе после дождя?
  7. Какие работы приходится выполнять людям в огородах, садах, полях.

 Июль  -  середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся  крупный тёплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы  июль называют  грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветёт липа. Июль – сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут  на землю тяжёлые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберёзовиками.  В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (тепло – солнце ярко светит, влага – тёплые летние дожди, воздух.)

После  июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха.  Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери , птицы? Какие изменения происходят в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они ещё жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые жёлтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с  вами поиграем в игру и вспомним, что где растёт.

(Дети соревнуются, кто скорее отберёт карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.)

Опыт: Для того, чтобы эти растения выросли, необходимо что? (тепло, влага, свет)

Сегодня мы с вами убедимся, что растениям для жизни необходима вода. Берём один цветок из букета и оставляем его без воды. Через некоторое время сравниваем цветок без воды и цветы в букете. Чем  они отличаются? Почему это произошло? Вода ушла из цветка, испарилась.

Конспект №2 «Беседа о лесе»

Цель:  Расширение и обогащение знаний детей о лесе

Задачи:

  Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Познакомить с таким природным явлением, как ветер.

Содержание

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришёл старичок – лесовичок  (игрушка) , который хочет услышать, что вы знаете про лес.

Вопросы:

  1. Кто был в лесу?
  2. Что видели там?
  3. Что растёт в лесу?
  4. Какие животные живут?

Воспитатель: лесовичок  говорит мне, что вы молодцы. А знаете ли вы, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Посмотрите  у лесовичка интересные картинки.

Воспитатель выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их.

Воспитатель:  Ребята, как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну.

Послушайте загадку: «Сидит – зеленеет, лежит –пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные –тёмные леса (тайга); в берёзовых рощах растут одни берёзы – это светлые леса; в сосновом  бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники  - бузина, орешник, малина. Также  на земле растут травы, ягоды, грибы.  (Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки.)

В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев,  листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Осенние похождение крольчат».

Вопросы: 1.Кого встретили крольчата в лесу?

                 2.Что узнали интересного?

                 3.А что вам, ребята, интересного приходилось наблюдать в                               лесу? (рассказы детей)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Опыт «Здравствуй ветер!»

Ребята, а вы хотите побыть ветром?

Предлагаю каждому ребёнку мисочку с водой. В каждой мисочке – своё море: Красное, Чёрное, Жёлтое (вода подкрашена акварельной краской)

Мы – это ветры. Дуем на воду, что получается? (волны) Чем сильнее дуть –тем больше волны. Дети опускают в воду бумажные кораблики, дуют на них. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть кораблекрушение.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Ходит  в море ветер-пастушок,

Дует ветер в маленький рожок.

А вокруг него бегут барашки,

У барашков – белые кудряшки….

Конспект № 3 «Осенний парк»

Цель: расширение знаний детей о растениях осенью.

Задачи:

Углубить и конкретизировать  представление об условиях жизни растений и животных осенью;

Учить различать деревья и кусты по окраске листьев;

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

Содержание

Сегодня мы с вами отправимся в осеннюю берёзовую рощу.

Вопросы:

  1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
  2. Как изменилась окраска листьев берёзы и кустарников на участке? Начали ли  они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
  3. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом?  Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (меньше света, тепла)
  4. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему  осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
  5. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму в тёплые края? Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.) Обратите внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи.

Мы с вами побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени? (ранняя)

Предлагаю детям почитать стихи об осени.

Дидактическая игра «Найди, что опишу».

Воспитатель описывает растение и просит детей его найти.

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Воспитатель загадывает загадку, а дети её отгадывают.

Конспект №4 «Беседа о волшебнице-воде».

Цель: Расширение знаний детей о свойствах воды.

Задачи:

Обогащать знания детей о воде её свойствах;

Учить делать выводы и анализировать;

Воспитывать бережное отношение к  воде.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (1 – в помещении, 2- на улице.)

Для чего нужна вода, как мы её используем? (пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала  они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать?

Рассказ воспитателя: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества  маленьких речек и ручейков.

Опыты с водой: Приглашаю детей подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В  каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предлагаю попробовать  воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Дать попробовать молоко или сок.

Вывод: У воды нет вкуса.

Вода может быть холодной, тёплой, горячей. Опустите пальчик в тёплую и холодную воду. В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить?

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит «Я  мама  Тучка, а вы – Капельки, и им пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились  ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (появляется Солнышко, танцует.) Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).  Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"

Цели: - способствовать развитию  у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...

презентация к конспекту по экологии " Как стать юным экологом"

Презентация "Как стать юным экологом", знакомство с понятием сокодвижения в деревьях  весной...