Конспекты кружка "Юный эколог".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспекты непосредственно образовательной деятельности образовательная область"Познание" кружка "Юный эколог" с детьми старшего дошкольного возраста. на сентябрь месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_konspekty_sentyabr.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты непосредственно образовательной деятельности (НОД) кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Образовательная область «Познание»
для детей старшей группы «Мальвина»
МАДОУ «Тяжинский сад №3 «золотой ключик».
Воспитатель: Ильина Ж. Ф.
Осень. Сентябрь
Конспект №1 «Беседа о лете»
Цель: Закрепление знаний детей о времени года «лето».
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления о лете по основным, существенным признакам;
Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом;
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих;
Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Содержание
Читаю стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже – (лето),
Значит, кончилась – (весна).
Предлагаю вспомнить времена года. Напоминаю, что каждое время года длится три месяца. Прошу детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (ответы детей)
Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, жёлтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают стрекозы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.
Запомните: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!
Вопросы:
- Какой же месяц приходит на смену июню?
- Что вы знаете об июле?
- Как светит солнце в это время года?
- Какая вода в реке?
- Какие осадки выпадают летом?
- Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
- Какие работы приходится выполнять людям в огородах, садах, полях.
Июль - середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся крупный тёплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветёт липа. Июль – сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжёлые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберёзовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (тепло – солнце ярко светит, влага – тёплые летние дожди, воздух.)
После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери , птицы? Какие изменения происходят в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они ещё жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые жёлтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним, что где растёт.
(Дети соревнуются, кто скорее отберёт карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.)
Опыт: Для того, чтобы эти растения выросли, необходимо что? (тепло, влага, свет)
Сегодня мы с вами убедимся, что растениям для жизни необходима вода. Берём один цветок из букета и оставляем его без воды. Через некоторое время сравниваем цветок без воды и цветы в букете. Чем они отличаются? Почему это произошло? Вода ушла из цветка, испарилась.
Конспект №2 «Беседа о лесе»
Цель: Расширение и обогащение знаний детей о лесе
Задачи:
Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Познакомить с таким природным явлением, как ветер.
Содержание
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришёл старичок – лесовичок (игрушка) , который хочет услышать, что вы знаете про лес.
Вопросы:
- Кто был в лесу?
- Что видели там?
- Что растёт в лесу?
- Какие животные живут?
Воспитатель: лесовичок говорит мне, что вы молодцы. А знаете ли вы, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Посмотрите у лесовичка интересные картинки.
Воспитатель выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их.
Воспитатель: Ребята, как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну.
Послушайте загадку: «Сидит – зеленеет, лежит –пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные –тёмные леса (тайга); в берёзовых рощах растут одни берёзы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды, грибы. (Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки.)
В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Осенние похождение крольчат».
Вопросы: 1.Кого встретили крольчата в лесу?
2.Что узнали интересного?
3.А что вам, ребята, интересного приходилось наблюдать в лесу? (рассказы детей)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Опыт «Здравствуй ветер!»
Ребята, а вы хотите побыть ветром?
Предлагаю каждому ребёнку мисочку с водой. В каждой мисочке – своё море: Красное, Чёрное, Жёлтое (вода подкрашена акварельной краской)
Мы – это ветры. Дуем на воду, что получается? (волны) Чем сильнее дуть –тем больше волны. Дети опускают в воду бумажные кораблики, дуют на них. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть кораблекрушение.
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина:
Ходит в море ветер-пастушок,
Дует ветер в маленький рожок.
А вокруг него бегут барашки,
У барашков – белые кудряшки….
Конспект № 3 «Осенний парк»
Цель: расширение знаний детей о растениях осенью.
Задачи:
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;
Учить различать деревья и кусты по окраске листьев;
Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.
Содержание
Сегодня мы с вами отправимся в осеннюю берёзовую рощу.
Вопросы:
- Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
- Как изменилась окраска листьев берёзы и кустарников на участке? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
- Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (меньше света, тепла)
- Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
- Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму в тёплые края? Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.) Обратите внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи.
Мы с вами побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени? (ранняя)
Предлагаю детям почитать стихи об осени.
Дидактическая игра «Найди, что опишу».
Воспитатель описывает растение и просит детей его найти.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель загадывает загадку, а дети её отгадывают.
Конспект №4 «Беседа о волшебнице-воде».
Цель: Расширение знаний детей о свойствах воды.
Задачи:
Обогащать знания детей о воде её свойствах;
Учить делать выводы и анализировать;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Содержание
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (1 – в помещении, 2- на улице.)
Для чего нужна вода, как мы её используем? (пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
Рассказ воспитателя: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Опыты с водой: Приглашаю детей подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предлагаю попробовать воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Дать попробовать молоко или сок.
Вывод: У воды нет вкуса.
Вода может быть холодной, тёплой, горячей. Опустите пальчик в тёплую и холодную воду. В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить?
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит «Я мама Тучка, а вы – Капельки, и им пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (появляется Солнышко, танцует.) Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)
Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...
Конспект по экологии в подготовительной группе
Беседа о весне...
Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"
Цели: - способствовать развитию у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...
Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".
Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи: Изучить животный и растительный мир пустыни....
Конспект по экологии на тему "Юный эколог"
Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...
Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...
презентация к конспекту по экологии " Как стать юным экологом"
Презентация "Как стать юным экологом", знакомство с понятием сокодвижения в деревьях весной...