Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру

Ирина Вячеславовна Романова

Методические рекомендации

по планированию опытно – экспериментальной работы

с детьми дошкольного возраста

в исследовательской лаборатории

«Хочу всё знать»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

Методические рекомендации

по планированию опытно – экспериментальной работы

с детьми дошкольного возраста

в исследовательской лаборатории

«Хочу всё знать»

Подготовлены воспитателем

Романовой Ириной Вячеславовной

ПАМЯТКА


Планирование работы с детьми по экспериментированию


Младший дошкольный возраст


         Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.


        В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие
задачи:


        1)
сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");


        2)
сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");


        3)
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений («Почему стоит автобус ?»);


        4)
активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок не рассыпается ?»).


        Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них
представлений:


        1.
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).


        2.
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).


        3.
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).


        4.
О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).


        5.
Об эталоне "1 минута".


        6.
О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

        В процессе экспериментирования
словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний  дошкольный возраст

        Работа с детьми этой возрастной группы направлена
на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

       Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:


         1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);


        2)
группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);


        3)
классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

       Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:


        1.
О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).


        2.
О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).


        3.
О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).


        4.
О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).


        5.
О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).


        6.
О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).


        В процессе экспериментирования
словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

      В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

         Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

 
        Основными
задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:


        1) 
активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);


        2)
классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").


        Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих
представлений:


        1.
О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).


        2.
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).


        3.
Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).


        4.
О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).


        5.
О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).


        6.
О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

        В процессе экспериментирования обогащается
словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. 

         Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

Методические рекомендации по составлению ментальных карт с детьми дошкольного возраста

Описаны правила создания мыслительных карт, учитывая особенность дошкольного возраста...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...