Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-rolevaya_igra.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Родничок»».
Семинар практикум для воспитателей
Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.
Воспитатель: Плесковская Е. В.
2017 год.
Цель:
Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.
2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.
3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.
- Теоретическая часть
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
- Соблюдение правил.
- Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
- В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
- В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
- В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
- Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на бытовые сюжеты(дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место занимают игры с куклами.
- Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
- Игры на героико-патриотические темы (космос)
- Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия носят условный характер | Роль осуществляется, но не называется | Сюжет – цепочка из 2 действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер | Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Роль воспитателя второстепенна, направляет игру, оказывает помощь, если игровой сюжет не развивается. |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли в течение всей игры | Цепочка игровых действий соответствует реальной логике действий взрослых. |
6-7 лет | Отображение в игре отношений между людьми. | Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала. | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:
- мотив;
- тема игры;
- сюжет игры;
- игровое действие;
- игровая роль;
- воображаемая ситуация;
- игровой материал.
Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.
Тема игры. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница», «магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская», «магазин»).
Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.
Методика применения сюжетно-ролевой игры.
- выбор игры (кратковременная или длительная)
- разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
- ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
- создание воображаемой ситуации.
- распределение ролей.
- начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
- сохранение игровой ситуации
- завершение игры.
При организации сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
2. Содержание игры(что составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
3. Сюжет игры.
4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
5. Игровые правила.
6.. Достижение результата игры.
7. Особенности конфликтов в игре.
8. Игровая среда.
9. Роль взрослого в руководстве игрой.
Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
- Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.
- Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
- Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двойной характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
- Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
- Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые(строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.
- Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника).
- Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
- Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
- Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры.
- Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.
- Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
- Сюжетосложение включает:
- – умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
- – быть ориентированным на партнеров-сверстников;
- – обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
- – умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
- Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
- Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового.
- Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:
- – обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
- – герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
- – герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;
- – герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);
- – герой побеждает противника и получает искомый объект;
- – герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре
Возрастная группа | Планируемые задачи |
1 младшая | Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником |
2 младшая | Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми. |
средняя | Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей |
старшая | Развивать умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний. |
подготовительная | Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей |
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с детьми игра.
- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка проблемных игровых задач.
- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ воспитателя об играх другой группы.
- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.
Младшие группы: Доктор, День рождение, Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.
Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус, Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.
Старшая группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Театр.
Подготовительная группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники, Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Гости, Театр.
- Практическая часть.
1. Вопросы для педагогов:
1.Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
2.Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)
4.Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
5. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры…(мышление, воображение, память). | |||||||
2.Педагогические ситуации
- Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл.
Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
- Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
- Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?
4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Вопросы: Как поступить воспитателю?
- Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
- В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг».
Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
- Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
«А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми.
Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
- Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
3. Работа в группах.
Продумать сюжет и развитие игры «Повара»
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»
ЛИТЕРАТУРА:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
- Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997
- Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
- Игры дошкольника.- М., 1995
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
- Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада» на тему: «Почта»
«Формирование ключевых компетенций в игровой деятельности»...
Особенности обучения посредством сюжетно - ролевой игры в разновозрастной группе детского сада
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не ряд...
Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада
Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...
Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...
«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада»
консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах ДОУ»
Цель: Расширить знания и представления педагогов в области развития сюжетно-ролевой игры детей.Задачи: Выявление уровня знаний и умений педагогов по вопросам организации сюжетно-ролевой игры в разново...
Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»
Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»...